ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№04 2009 г.         

«Если заблудитесь – церковь ищите!..»


Церковь в Черемшанке

Явленная икона и святой источник в Черемшанке

В августе 2008 года пришли радостные вести из Черемшанки. В этом приишимском селе сохранился, хотя и в изуродованном виде, один из немногих старинных храмов. Он славился явленной иконой Иоанна Крестителя. Одноименно с нею и назывался. Теперь он возрождается. И икона вроде тоже нашлась. Та самая?! Чудотворная?

Прежде чем ехать в гости к черемшанцам, надо было поднять все известные архивные материалы. Увы, про столь знаменитую в Приишимье икону в них говорится до обидного мало.

Что рассказали архивы

Даже самый авторитетный сибирский церковный историк XIX века протоиерей Александр Сулоцкий после описания главной ишимской святыни, Боровского списка с Абалакской иконы Божией Матери, лишь разводит руками: «В Ишимском округе есть и другая многочтимая икона… в церкви села Черемшанского.., но пишущий никаким образом не мог получить о ней обстоятельных сведений».

Информация «из первых рук» обнаружилась в архиве института истории материальной культуры в Петербурге. Здесь хранятся метрики, разосланные в 1887 году Академией художеств по епархиям державы Российской.

Цель – выявить неизвестные церковные древности. 53-хлетний священник села Черемшанского Стефан Мефодьев отвечал: «Строением [церковь] началась с 1853-го, а закончена 1855 года», «из записи памятной книги видно, что храм сооружен по случаю Явленной Иконы Иоанна Предтечи, при спуске с горы к пруду по течению воды устроен колодес с оградкой в виде часовни, в день памяти угодника 24 июня бывает стечение народа для отправления молебствий и после литургии бывает крестный ход на колодес», «чтимая икона… по описанию памятной книги существует около 150 лет, до построения церкви находилась в часовне.., а в ближайшее время эта икона перенесена в означенную церковь и помещается в правом клиросе…»


Колодец и навес над
святым источником
Почитание иконы продолжалось и в первые годы советской власти. К концу 30-х государство изменило тактику борьбы с религией: похабная атеистическая пропаганда уступила место экономическому давлению (удушению приходов налогами) и активным репрессиям священников. Приход, оставшийся без пастыря, самораспадался, а церковное здание изымалось на государственные нужды как «пустующее».

Так произошло и с храмом в Черемшанке.

Уже осенью 1938 года его использовали как зерносклад. 21 ноября 1939 года президиум сельсовета решил: «церковь переоборудовать на клуб колхозной молодежи». Исполком Ишимского района удовлетворил ходатайство сельсовета почему-то лишь через год, 23 ноября 1940 года, а спустя еще неделю оно получило одобрение исполкома облсовета.

Судьба церкви после закрытия

Михаил Николаевич и Анастасия Степановна Носковы живут в Черемшанке с самого рождения – он с 1938 года, она с 1940-го. С их слов удалось контурно восстановить историю церкви после ее закрытия.

Во время войны в церкви все также хранили колхозное зерно. После войны переоборудовали для занятий сельской школы. Храм тогда еще стоял в неизменном виде. «Церковь белая, красивая, издалека видная, – словно вновь созерцает ее А.С. Носкова. – Мама говорила, когда мы по ягоды или грибы уходили: «Если заблудитесь – церковь ищите!..»

В 1952 году в ней устроили клуб с библиотекой. Заведующий клубом, переведенный из деревни Перво-Песьяной «избач» Старовойтов оказался хозяйственным мужиком. Лазил на крышу, сам купола снимал – их три было – а из железа буржуйки клепал. Из икон ладил бочки. Тогда же разломали колокольню.

В начале 1970-х годов клуб переехал. Вместо него устроили магазин. В 1995 году Песьяновское правление потребкооперации продало здание церкви как обыкновенное строение частному лицу – Вячеславу Степановичу Ольшевскому. А что же икона?

Про икону Иоанна Крестителя никто из моих собеседников вспомнить не мог. Да, «самые старые бабушки» рассказывали: молились перед ней, цветы ставили, а что там было изображено – никто не знает… Все рассказы связаны только с колодцем. Ведь икона исчезла, храм закрыли, а он – остался. Его и в советские годы называли «Ивановский колодец». Оттуда брали воду всем селом. И память о чудотворениях жила. М.Н. Носков: «В Омской партшколе преподаватель поведал историю про свою тетку. Она в детстве не могла ходить. Отец привез ее на телеге в Черемшанку на святой колодец. Окропили ее водой – она встала и домой уже пошла на своих ногах».

А.С. Носкова: «Я училась в 7 классе в ишимской школе . 2. Это был 1956 год. Нас отправили осенью на уборку урожая в деревню Шашмурину Бердюжского района. Бабушка, у которой мы жили, сказала: «Да мы же ходили в Черемшанку на Иванов день, дождя молили». Шли с иконами, пешком. Три дня и три ночи идут, в поле ночуют. Праздник отпразднуют, наберут воды – и домой уже под дождиком возвращаются». Недавно колодец расчистили. Вода идет светлая и вкусная.

Последний священник

Бабушка М.Н. Носкова Татьяна Дмитриевна дружила с Евдокией Степановной Коротаевой. Пока не закрыли церковь, трудилась в ней. После – работала в колхозе. В советские годы тайно крестила младенцев мирским чином, «погружением». Ее отец, священник Стефан Асафов, был переведен сюда уже в советское время. Вскоре после переезда его арестовали. Вернулся больной и искалеченный. Умер и похоронен в Черемшанке. После него приезжал еще священник, но и его вскоре арестовали. Об этом рассказывал Ю.Н. Коротаев, сын Евдокии.

Имя последнего черемшанского священника тоже не затерялось во тьме веков. Благодаря его палачам.

В архиве УФСБ по Тюменской области хранится дело по обвинению бывшего архиепископа Ишимской обновленческой епархии Александра Филиппова и группы лиц из подчиненного ему духовенства. Среди них – Алексей Михайлович Воронов, священник с. Черемшанского. Родился в 1886 году в г. Юрьеве-Польском. До революции – в мещанском сословии, после 1917 – «служитель религиозного культа». Арестован Ишимским РО НКВД 29 сентября 1937 года.

Сельсовет новой колхозной эпохи за день до этого дал приезжему попу убийственную характеристику: «Проживал в Черемшанке с декабря м-ца 1936 года… Привлекал в церковь даже молодежь, этим самым срывал в колхозах трудовую дисциплину… Вел агитацию, что, согласно Сталинской Конституции, можно веровать, в церковь ходить всем, молодым и старым… И этим самым делал каждое воскресенье и в религиозные праздники во всех ближних колхозах срыв работы…»

Буквальное понимание Конституции оказалось поводом к аресту, а отождествление религиозной деятельности с контрреволюционной – поводом к расстрелу. Он последовал в Ишиме 13 октября 1937 года, через три дня после поспешного решения «тройки» УНКВД Омской области.

1 февраля 1958 года Тюменский областной суд счел вину обвиняемых недоказанной и постановил решение по делу отменить. Из этого же дела удалось узнать, что Евдокия Степановна Коротаева действительно служила при церкви псаломщиком, т.е. вела службу на клиросе. Чудесным образом ей удалось избежать страшных репрессий.

Возрождение прихода

К тому факту, что церковь превратилась в жилой дом, черемшанцы отнеслись негативно. Спустя десять с лишним лет взаимопонимание было найдено. В.С. Ольшевский поступил благородно: так и не сумев обжить здание, подарил его в мае 2008 года православному приходу.

Русское село консервативно. Когда-то безбожникам потребовались десятилетия, чтобы искоренить религиозность в деревенском народе. Теперь нужны десятилетия, чтобы убедить селян в обратном. Обычно во вновь открытых храмах на службе увидишь не более десятка человек. В Черемшанке же сразу организовался активный приход. На заранее объявленный молебен в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября 2008 года собралось около трех десятков человек. Молились в той части храма, которая называется трапезной – примерно третья часть здания. Ее благоустроили за одно лето.

После службы попечитель восстановления Константин Первицкий показал «фронт работ». Над колодцем устроили двускатный навес. Подновили шиферную кровлю церкви, но требуется капитальный ремонт конструкций крыши. В основной части храма потолок прогнил и обрушился, поэтому трапезную отгородили перегородкой. Необходимо укрепить фундамент – по южной стене рядом с алтарем прошла трещина.

Конечно, требуется помощь. «Ведь в Черемшанку к колодцу приезжало столько людей молиться и столько было исцелений – может быть, потомки этих людей и бывшие черемшанцы вспомнят о святыне, помогут ей?» – невольно задает вопрос Константин. Его призыв поддерживает благочинный. Черемшанский приход числится приписным к Никольскому храму города Ишима, где настоятельствует отец Владимир.

С его благословения публикуем банковские реквизиты, на которые можно перечислить свою лепту:

МПРО приход храма во имя Святителя Николая
ИНH 7205006052
КПП 720501001
Банк: ЗАО «Тюменьагропромбанк» г. Тюмень
Р/счет 40703810300080000045
Кор/счет 30101810100000000885
БИК 047102885
Настоятель прихода иерей Владимир Владимирович Ашмарин
С пометкой: «для Черемшанской церкви».

Загадочная икона

В храме на центральном аналое лежит икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Ее принесла в храм Л.В. Горбачева. Образ хранился у ее свекрови, а той достался в наследство от матери. «Икона, когда хранилась у нас, была очень темная, – замечает Людмила Васильевна. – А когда принесли сюда, стала проясняться».

Эта икона сразу привлекает внимание своей древностью. Написанная масляными красками она в значительной степени потерта. Манера письма – «живоподобная». В центре композиции – воин-римлянин, занесший правую руку с мечом над стоящим на коленях Иоанном. У правого края вполоборота стоит другой воин. Позади него в арке дверного проема – юноша-слуга с блюдом. У левого края иконы видно изображение зарешеченного окна.

Так писали в XVIII веке. И если эта икона – из черемшанского храма, то она явно старше его. Вспомним: в 1887 году возраст явленной иконы определяли – «около 150 лет». Значит, и она написана в XVIII веке. Возникает заманчивое предположение: а не та ли это икона, явленная? Увы, ни подтвердить, ни опровергнуть это предположение на документальной основе мы не можем. И нет в живых тех «самых старых бабушек», которые видели явленную икону. Неизвестны ее размеры. Есть только указание на сюжет. Храм построен и освящен в память Рождества Иоанна Крестителя. Такой же сюжет должен быть на явленной иконе. На вышеописанной же – сюжет казни пророка. Хотя и это обстоятельство не является решающим. Народное почитание именно «Иванова дня», в который освящают водные источники, могло нивелировать разницу между двумя праздниками, посвященными одному святому. Вспомним и о том, что целое столетие после обретения икона находилась в открытой часовне у источника, – это могло содействовать утрате красочного слоя.

Не будем спешить с выводами. Ведь чудотворность – свойство не самой иконы как доски с изображением. Чудотворностью икону наделяет Господь по Своему непостижимому Промыслу и по вере тех, кто обращается к образу с молитвою.

Первое же чудо – чудо совместной молитвы и церковного делания – в Черемшанке уже совершилось.

Визит архипастыря


Архиепископ Димитрий
и епископ Евтихий
у аналоя со старинным образом.
14 сентября 2008 года в Черемшанке впервые побывал правящий архиерей Тобольско-Тюменской епархии Архиепископ Димитрий. Его сопровождали настоятель ишимского Богоявленского собора епископ Домодедовский Евтихий, благочинный о. Владимир Ашмарин и хор семинаристов. Поклонившись образу Предтечи Господня и обратившись со словом и благословением к черемшанцам, Владыка Димитрий проследовал к колодцу и испил студеной воды. По мнению архипастыря, святой источник должен стать одним из мест притяжения паломников. А это поможет возродиться и храму.

И вновь черемшанские мамы будут напутствовать детей простыми, но глубокими по смыслу словами: «Если заблудитесь – церковь ищите!..»

Геннадий КРАМОР. Фото автора

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.