За всю свою многовековую и многострадальную
историю наша Православная Отчизна постоянно
испытывала на себе заступничество Божией Матери, особенно в тяжелые годины испытаний. Как
Царица Неба и земли, Она утверждала государство
Русское; Взбранная Воевода – Она спасала города
от вражеских нашествий; ходатаица за род человеческий, Она, как родная мать, заботилась и заботится об обращении заблудших на путь покаяния
и добродетели; Радость скорбящих – Она спешит
на помощь страждущим; Надежда и утешение – для
всех людей. Народ ценил и помнит эти благодеяния,
прославляя Пресвятую Богородицу, устраивая в городах и селах в честь Ее многочисленные храмы,
монастыри. Люди писали Ее бесчисленные иконы,
с великой верой и благоговением молились перед
ними и получали благодатную помощь и исцеления. Мати Господа Вышняго никогда не оставляла
чад Своих. Наши благочестивые предки оставили
и нам этот святой пример, чтобы и мы, подражая
им, молились, прославляли Богородицу и спасались
под Ее покровом.
Сегодня мы расскажем о чудотворной иконе Божией
Матери, именуемой «Почаевская». Празднование – 23
июля (5 августа) в память избавления от турок в 1675
году и 8 (21) сентября в память принесения иконы в
Россию из Греции в 1559 году.
«Почаевская» икона Божией Матери находится в
Свято-Успенской Почаевской Лавре. Свое название
икона получила от местечка Почаева, находящегося
между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области. По этому же селу называется и сама
Почаевская гора, на которой находится Лавра. Гора
эта значительно выше всех окружающих ее гор и особенно замечательна своей пещерой, образовавшейся
естественным образом. В этой пещере некогда поселились два монаха, которые посвятили себя подвигам
молитвы, воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатию Божией. Благочестивые подвиги не
только очищают душу Божией благодатью, но и часто
делают подвижников способными получать откровения.
Так, один из подвижников Почаевской горы удостоился
Божественного откровения. Однажды после молитвы
он вздумал взойти на верх горы. Вдруг он увидел в
огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на
камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с
ним инока. Это видел и пастух Иоанн Босой с отроками,
пасший стадо под горою. Он поспешно пришел на гору и
увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь за
явление и благодеяние. Пресвятая Дева на поверхности
камня оставила оттиск правой стопы своей, наполненный с тех пор прозрачной водой. С этого времени
Почаевская гора сделалась селением Божественной
славы, а след стопы Богоматери – неоскудевающим
источником чудес. В этой стопе Богоматери до сих пор
находится вода – великая святыня горы Почаевской.
Явление Богоматери на Почаевской горе было
около 1340 года.
В 1559 году Константинопольский митрополит Неофит, путешествоваший по России, в
благодарность за оказанное ему гостеприимство
помещицею Анною Гойской благословил ее
иконою Пресвятой Богородицы, привезенною им
из Константинополя. Эта икона написана была
масляными красками в строго византийском
стиле, на простой липовой доске, которая, чтобы
не гнулась, подбита снизу двумя дубовыми перекладинами. Икона первоначально была покрыта
тонкой серебряной пластиной, украшенной наподобие ризы. От ветхости эта риза потерлась и
была заменена на новую из мелких жемчужин.
После пожара в 1869 году была изготовлена
новая золотая риза с драгоценными камнями.
Почаевская икона изображает Богоматерь
с Предвечным Младенцем на правой руке. В
левой руке Богоматерь держит плат, которым
прикрыты ноги и спина Младенца. Богомладенец положил левую руку на плечо Матери, а
правой благословляет. Матерь Божия преклонила свою голову к головке Сына, выражая Свою
сердечную любовь к Нему. Лик Богоматери
написан только в пояс, и с левой стороны
содержит обычную греко-славянскую надпись,
в виде и монограммы: Матерь Божия. Такая
же монограмма находится и со стороны Спасителя: Иисус Христос. Кроме того, на иконе
Почаевской находится еще семь миниатюрных
изображений святых угодников. Справа, как
гласит надпись по-русски, изображен в рост
пророк Илья, под ним мученик Мина, слева –
первомученик Стефан, под ним – преподобный
Авраамий; внизу же иконы – лики трех святых
жен: великомученицы Екатерины и великомучениц Параскевы и Ирины. Подобно Богоматери,
нижние изображения святых жен написаны
также в пояс. Скорее всего, это была семейная
икона, может быть, принадлежащая роду самого
Неофита. У южных славян, как и у прочих народов,
был в то время распространен благочестивый обычай
избирать себе особых покровителей из святых, память
которых от поколения к поколению отмечается как семейный или, скорее, родовой праздник. Замечательно
то, что во всех надписаниях, сохранившихся на той
иконе, письмо и язык славянские. Вполне возможно,
по словам О.А. Хойнаукого, «образ Почаевский писан
рукой русскою».
Долго находилась икона в доме Гойской. Служанки
много раз видели в сиянии икону, о чем говорили
своей госпоже, но та не верила им. Богоматерь во сне
являлась Гойской, но она, не веря снам, не обращала
внимание. Наконец увидев наяву в сиянии Богоматерь,
госпожа стала уважать святую икону и приказала, чтобы
перед ней постоянно горела лампада. От иконы стали
совершаться чудеса. Когда же от иконы исцелился
слепой брат Гойской Филипп, то пани Анна, удивленная
и обрадованная этим чудом, призвала иноков. Ими
был отслужен молебен, и святыня была перенесена
на Почаевскую гору и отдана на вечное хранение
инокам, жившим в пещере. Это событие произошло в
1597 году. На скале была устроена церковь в честь
Успения Богоматери, а при ней создан монастырь, на
содержание которого Гойская дала средства. Вот с этих
пор икона стала называться Почаевской.
По смерти Анны Гойской, ее имение и Почаевская
гора достались Андрею Ферелею, ее племяннику, лютеранину и ненавистнику Православия. 19 июля 1623
года слуга Григорий Козенский с воинами по приказу
Андрея Ферелея ограбили Почаевскую обитель. Была
похищена и икона Божией Матери. Андрей, озлобленный
против Православной веры, решил надругаться над
святыней. Он призвал свою жену, надел на нее
священные одежды, дал в руки святой потир, и
она при множестве народа решилась хулить Богоматерь. Всемощная Царица Небесная наказала за
это безумную. Ею тотчас овладел злой дух и стал
жестоко мучить. Страшное наказание продолжалось
до тех пор, пока икону не возвратили в Почаевский
монастырь. Это было в 1644 году. По возвращении иконы в монастырь неоскудно продолжали
изливаться от нее различные чудотворения. Слух
от таких чудесных событиях быстро разносился по
всем концам земли русской, и со всех сторон стали
стекаться к ней толпы паломников, ищущих помощи
и спасения в милосердии Божием.
В первые годы существования обители, когда
«умножилось число иноков», по словам летописца
того времени, «бед полны настали часы». Уже минул век с тех пор, как Русь окончательно сбросила
с себя татаро-монгольское иго (1240 – конец XV
в.), но большие отряды или шайки из Золотой Орды
все еще бродили по русской земле, доходя иной раз
до самых западных ее пределов. Они предавали
мечу и пожару все, что встречалось на их пути. В
1607 году один из таких отрядов оказался под Почаевом; в то время, как говорит местное предание,
некий монах проходил по горе, «молитвы совершая». Какой-то татарин, заметив его, подскочил к
монаху, видимо, надеясь добыть себе невольника,
но, увидев, что тот уже стар, ударил его со злости
саблей и обезглавил. Инок, который должен был
тотчас умереть, взял в руки свою отрубленную
голову и, донеся ее до монастыря, положил перед
чудотворной иконой Богоматери и только тогда предал дух свой Господу к общему изумлению всех и
в похвалу Пресвятой Деве, избравшей свою икону
Почаевскую в явлении власти могущества своего.
Это лишь одно из многих чудес того времени (ибо
до 1664 года они не записывались) драгоценно для
нас как особое свидетельство той крепкой веры,
той любви, что сильнее смерти, которой с самого
начало была окружена Матерь Божия, явившая свою
благодатную силу в иконе Почаевской.
Один почаевский монах был захвачен в плен татарами. Томясь в неволе, он вспоминал величественный, чудный Почаев с его церквями и святынями, его
богослужения и напевы. Особенно тосковал он при
наступлении дня Успения и слезно молил Богоматерь
избавить его от плена. И вот благодаря Пречистой не
стало вдруг стен тюрьмы, не стало пространства, и он
очутился у стен дорогой обители, полной собравшегося к празднику народа. Ручные оковы по сей день
хранятся в лавре.
Среди чудес, которых по неизъяснимому милосердию Господню время от времени удостаиваются люди,
самыми редкими, самыми непостижимыми видятся нам
воскресения мертвых.
В 1664 году сын помещика Ивана Жабокритскаго
Симеон, омыв водою глаза от Стопы Богоматери, был
исцелен от огромного бельма на глазу. Однако вскоре
после этого он тяжело заболел и скончался. Родители,
оплакав его, уже приготовили тело к погребению, между
тем бабушка новопреставленного, пани Свищевская, со
слезами взмолилась ко Пресвятой Богородицы на горе
Почаевской: «сего внука моего посвящаю Тебе, – молилась она, – только яви благодать Свою на нем, призри
на слезы родителей, соделай его живым и здоровым».
После этого умерший пролежал от ночи до полудня,
в полдень же вдруг протянул руки и заговорил, прося
пить и есть, и вскоре встал со смертного одра.
Дивную помощь оказала Богоматерь защитникам
своей обители. В 1675 году турки осадили Почаев.
Монастырь состоял почти из одних деревянных зданий.
Защищаться было трудно. Одна надежда оставалась –
на Богоматерь. Со слезами молились иноки перед Ее
образом. Игумен благословил петь акафист Богоматери.
Когда запели «Взбранной Воеводе победительная»,
над храмом в воздухе появилось чудное, немедленно
замеченное турками, видение. В лучезарном сиянии,
блистая ярче солнца, Богоматерь в образе величественном держала над Почаевым свой омофор, как
бы покрывая монашескую обитель. Вокруг Богоматери
было множество ангелов в воинских одеждах с многочисленными мечами в руках. Туркам показалось, что
небесные воины гонят их, и они обратились в беспорядочное бегство, а защитники Почаева сделали
вылазку и окончательно разбили их. Турки долго не
могли забыть этого поражения.
Около 1721 года Почаев перешел к униатам. На
месте разобранного ими Троицкого храма они воздвигли
обширный Успенский собор. Чудеса от иконы не прекращались. За 110 лет нахождения ее у униатов записано
539 чудес, хотя и не все заносились в летопись.
В 1831 году, когда была низложена уния, Почаев
перешел к православным и назван Почаевской Лаврой.
Католики распускали слух, что чудотворная икона, оставив Почаев, перенеслась в соседний, лежащий в Австрии
Доминиканский монастырь. Но новые и новые исцеления
застарелых болезней, прозрение слепых, укрепление
парализованных опровергали эти лживые слухи.
В 1859 году император Александр Николаевич в
память посещения Почаева пожертвовал Успенскому
храму иконостас; в третьем его ярусе и помещается в
звездообразном киоте чудотворная икона, спускаемая
для лобызания на лентах. Размеры иконы небольшие
– 61/4 и 51/6 вершков. Изображение Богоматери поясное. На правой руке Ее Предвечный Младенец, в
левой плат, прикрывающий Младенца.
В Успенском соборе хранится большая икона,
носящая также название Почаевской. Она устроена
киевлянами в память избавления Киева от холеры
в 1848 году и считается чудотворной. На ней внизу
изображена стопа Богоматери. Иконы этого вида называются «стопочными», в отличие от тех, где есть
лики святых – «спредстоящими».
Вот уже более четырехсот лет, как находится икона
в Почаевской обители. Это не музейная реликвия, не
памятник, удивляющий нас своей стариной и художественными достоинствами: когда подходишь к этому
образу, все эти, по-своему важные, критерии перестают
существовать. Далеко не на каждого изливаются чудеса,
но каждому, кто обращается к чудотворному образу
сердечной молитвой, и тайно и явно подается помощь
духовная, душевная и телесная.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Благочинный Ханты-Мансийского благочиния
протоиерей Николай Матвийчук
|