Шестая и последняя неделя Великого
Поста называется Вербной (неделя Ваий,
по-славянски). На протяжении шести дней
перед Лазаревой Субботой церковное богослужение дает нам как бы следовать за
Христом в дни, когда Он сначала возвещает
смерть своего друга Лазаря, а затем начинает восхождение в Вифанию и в Иерусалим.
Общий тон и тема этой седмицы даются
нам на воскресной вечерне.
Шестую от честных постов седмицу усердно начинающе, Господеви предпразднственное пение ваий принесем вернии: грядущему
во славе, силою Божества во Иерусалим,
умертвити смерть...
В центре внимания находится Лазарь –
его болезнь, смерть, горе его родных и то, как
Христос все это воспринимает. В понедельник
мы слышим: Днесь Христу является об одну
страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева...
Во вторник: Вчера и сегодня Лазарь болен...
В среду: Днесь Лазарь умерый погребается
и рыдания поют его сродницы... В четверг:
Дводенствует днесь Лазарь умерый... И, наконец, в пятницу: Заутра (завтра) бо Христос
приходит оживити глаголом умершаго брата
(Марфы и Марии)...
Таким образом, в течение всей недели
мы духовно созерцаем предстоящую встречу
Христа со смертью – сначала со смертью Его
друга Лазаря, а затем и с Его собственной
смертью. Приближается час Сына Человеческого, о котором Он так часто говорил и к
которому все Его служение на земле было
направлено…
Вспоминая события жизни Спасителя,
Церковь часто, если не всегда, заменяет
прошедшее время – настоящим… Что же
означает эта перестановка времени, это
богослужебное «сегодня»?
…Без преувеличения можно сказать,
что вся жизнь Церкви составляет одно непрерывное поминовение и воспоминание. В
конце каждой службы мы перечисляем имена
святых, «память которых мы совершаем».
Прежде же всего, сама Церковь есть воспоминание Христа.
Память – самая удивительная и в то же
время самая трагическая из всех человеческих способностей... Память являет нам,
что «смерть и время царят на земле»… Во
Христе память вновь получила силу исцелять
время, разорванное грехом, смертью, ненавистью и забывчивостью… Богослужебное
празднование… вновь вводит Церковь в событие, и это значит – не только в «идею»
события, но в его радость и печаль, в его
живую, конкретную реальность…
Мы не были тогда в Вифании, у гроба,
вместе с плачущими сестрами. Мы только
знаем об этом из Евангелия. Но сегодня в
церковном богослужении этот исторический
факт стал событием для нас, для меня, силой
в моей жизни, памятью, радостью.
Воскрешение Лазаря, изумительное празднование этой единственной субботы, уже вне
Великого Поста. В пятницу, накануне, мы поем:
«Душеполезную совершив четыредесятницу...»
(«закончив полезный для души сорокадневный
пост...»). В богослужебных терминах Лазарева
Суббота и Вербное Воскресенье суть уже
«предначинание Креста». Последняя неделя
Великого Поста есть, в сущности, непрерывное
предпразднество этих дней, и потому - последнее откровение значения Великого поста.
…Мы уже знаем, что Великий пост состоит из двух частей. До Крестопоклонного
Воскресенья Церковь призывает нас сосредоточиться на своей собственной душе,
призывает к борьбе с плотью и страстями,
злом и другими грехами. Но даже пока мы
это делаем, Церковь постоянно зовет нас
устремляться вперед, измерять и основывать
наш подвиг на «чем-то лучшем», что нас
ждет впереди. Затем, после Крестопоклонного Воскресенья, средоточием постного подвига становится тайна страданий Христовых,
Его Креста и смерти, и сам Пост становится
«восхождением в Иерусалим».
Наконец, в последнюю седмицу этого
приготовления мы начинаем творить память
самой тайны. Постный подвиг помог нам отложить в сторону все, что обычно постоянно
заслоняет главную цель нашей веры, надежды
и радости. Само время как бы приходит к
концу. Теперь оно измеряется уже не обычными нашими делами и заботами, а тем, что
совершается на пути в Вифанию и дальше,
в Иерусалим… Каждому, кто приобщился
подлинному опыту богослужения, – пускай
хоть раз в жизни, пускай несовершенно, –
становится ясно, что с того момента, когда
мы слышим: «Веселися Вифания, дом Лазаря...» и затем... «Заутра Христос приходит...»,
внешний мир становится как бы нереальным и
нам почти причиняет боль неизбежное соприкосновение с его суетой. Реальность – там, в
Церкви, где с каждым днем мы все больше
осознаем, что означает ждать и почему христианская вера есть, прежде и больше всего,
ожидание и приготовление.
Так, когда в пятницу за вечерней мы
поем: «душеполезную совершив четыредесятницу», – мы не только исполнили ежегодную
христианскую «обязанность», мы восприняли
всей душой слова, которые мы будем петь
на следующий день:
Лазарем тя Христос уже разрушает,
Смерте, и где твоя, аде, победа...
(Лазаревым воскресением Христос уже разрушил тебя, Смерть, и где твоя, ад, победа?)
Протоиерей Александр Шмеман
|