Се, зачнеши во чреве и родиши Сына,
и наречеши имя Ему Иисус;
Сей будет велий, и
Сын Вышняго наречется.
Лк. 1, 31-32.
Царь Соломон, получивший от Бога весь
свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть
на небе и на земле: прошедшее, настоящее
и будущее – решил наконец, что в мире, под
солнцем, нет ничего нового – ничтоже ново
под солнцем (Еккл. 1, 10). Но Бог сотворил
теперь дело совершенно новое, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не
будет в грядущие; это дело, совершившееся
в Благовещении благодатной Марии, Деве и
Матери, но Матери Божией. Чудо сугубое,
величайшее действие Божия всемогущества,
возвышеннейшая тайна нашей Православной
веры. Дева и Матерь! Что же более невероятное природа может увидеть в творении?
Дева – Матерь Божия! Что более чудесное
может совершить Божественная благодать?
Одно превышает пределы природы, и еще
не было подобного ему; другое восходит
на вершины Божественной благодати, и подобного ему быть не может. То – великое
чудо, а это – выше чуда; оба непостижимы,
и оба вполне божественны. Се, зачнеши во
чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему
Иисус; Сей будет велий, и Сын Вышняго
наречется; и даст Ему Господь Бог престол
Давида Отца Его (Лк. 1, 31-32).
Об этом новом чуде или лучше об этих
двух чудесах, одном – о Деве и Матери,
другом – о Деве и Матери Божией, я хочу
сегодня возвестить, слушатели мои. Вот как
по Евангельской истории они совершились.
I
Когда настало исполнение времени, в
которое Бог Отец определил ниспослать на
землю Единородного Сына и Слово, чтобы
Он воплотился и вочеловечился, Гавриил,
предстатель ангелов, был послан в Галилейский город Назарет к Деве Марии,
обрученной Иосифу, чтобы приветствовать
Ее словами: Радуйся, благодатная (Лк. 1,
28). И сказал Ей о том, что Бог и Отец избрал Ее быть Матерью Его Сына и родить
Избавителя мира. Архангел принес весть:
«се, зачнеши во чреве и родиши Сына, и
наречеши имя Ему Иисус» (Лк. 1, 31). В
начале Дева смутилась и пожелала узнать
образ этого чудесного события: «како будет
сие, идеже мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). Но
когда Ей было сообщено, что это произойдет
совершенно сверхъестественным образом,
именно силой Всемогущей благодати Святого
Духа, Она склонилась сердцем и приняла
повеление с глубоким смирением: «Се, раба
Господня; буди Мне по глаголу твоему» (Лк.
1, 38). И тотчас сошел на Нее Святой Дух,
боголепно приуготовил Боговместимое обиталище. Божественное Слово воплотилось
в Ее чистой утробе, и осенила Ее сила
Всевышнего, «укрепив Ее, – учит Афанасий
Великий (в слове на Благовещение), – чтобы, запечатленная с этого времени, Она
могла созерцать, насколько это возможно,
чревоносимого в Ней невидимого Бога и
образовала зачинаемого Младенца». Вот то
новое чудо, которое явилось под солнцем:
Дева и Матерь, но Матерь Божия; это и есть
предмет нынешнего празднества.
Все обстоятельства вполне соответствовали этому Божественному Благовещению:
во-первых, соответствовало лицо благовестника, архангела Гавриила, так как эта тайна
есть не что иное, как сверхъестественное
соединение двух естеств, Божеского и человеческого, в единую ипостась Божественного
Слова – совершенного Бога и совершенного
Человека; а имя Гавриил переводится как
сила Божия. Соответствовало место – город
Назарет, так как следствием этого таинства
было освящение человеческого рода причастием Божественного естества, а Назарет
значит «освящение».
Соответствовало и время – месяц март;
в это время совершилось творение мира, в
такое же совершается и воссоздание мира.
Тогда ненасеянная земля в первый раз
произвела растения, и теперь в первый раз
неискусомужная Дева зачала.
Все события нынешнего таинства чудесны, но выше всего чудесного – Сама Дева,
приявшая благовестие, Дева и Матерь, и это
в особенности соответствует таинству, ибо
таковой должна быть Матерь такого Сына.
Божественное Слово стало тем, чем не
было, и осталось тем, чем было, сделавшись
человеком и пребывая Богом; и Мария стала
тем, чем не была, и осталась, какой была,
сделавшись Матерью и пребыв Девой, как
прежде. Божественное Слово стало Сыном,
родившись без Отца, и Мария стала Матерью
без мужа, родив неискусомужно.
Как различны между собой Бог и человек!
Но Бог, став человеком, в восприятии плоти
не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью,
в материнском чревоношении не потеряла
славы девства. Какое странное общение двух
природ – Божеской и человеческой, неслитно
соединившихся в одну ипостась! Божественная
природа усвоила особенности человеческой, и
Бог стал совершенным Человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же Человек сделался совершенным
Богом. Точно так же, какое необычайное
соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом
совместились в одной Жене! Девство дало
Матери чистоту, которую должна была иметь
Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная,
прекрасная как солнце, избранная как луна,
как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6,
9). Чревоношение дало девству благословение,
которое должна была иметь Дева сообразно
тому, как приветствовал Ее Архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1, 28). Там родилось
это чудесное соединение – Богочеловек; здесь
происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное
и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая
благословение деторождения», – возглашает
небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына,
Который родился человеком и не перестал
быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и
не перестала быть Девой.
И это таинство не могло совершиться
иначе; один и тот же Богочеловек, Тот Сын,
Который вечно рождается от присносущного
Отца, и во времени рождается от Жены.
Один Сын, и знает на небе Отца, а на
земле Мать, но на небе, где Он имеет
Отца, нет места матери, и на земле, где
Он имеет Мать, нет места отцу. Нет места матери на небе – и Сын рождается
бесстрастно; нет места отцу на земле
– и Сын рождается бессеменно; таким
образом, отношение Лиц сохраняется
совершенным. Един Сын, и у Единого
Сына Един Отец, одна Мать, по естеству
неискусомужная Дева.
Теперь, христианин, и я тебе говорю,
как Господь говорил царю Ахазу: «Попроси
себе знамения… в глубину, или высоту» (Ис.
7, 11); посмотри вниз, на землю, взгляни
вверх, на небо, исследуй настоящие и прошедшие века, и не найдешь другого такого
знамения, как это, за много веков открытое
Богом устами пророка Исаии: «Се, Дева во
чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14) –
и сеннописанное во многих прообразах: в
неопалимой купине, в прозябшем жезле, в
нерукосечном камне, в заключенных вратах,
обращенных на восток, через которые вышел
и вошел один Господь. Как же Соломон говорит, будто нет ничего нового под солнцем?
Вот новое чудо, подобного которому еще не
было. Дева и Матерь, но Матерь Божия. И
это новое чудо такое, подобного которому
не может быть.
Матерь Божия! Исповедую истину, что не
могу ни помыслить, ни объяснить высоту этого достоинства. Обращаюсь к святым отцам,
чтобы хоть некоторым образом понять, но
нахожу, что и святые отцы также недоумевают и обходят это молчанием. Сами ангелы,
если бы и хотели объяснить нам, остаются
безгласными; и даже Дева, ум Которой был
просвещен для созерцания несравненно более, чем у всех ангелов, Дева, исполненная
Святого Духа, чревоносящая Божественное
Слово, объясняет его нам Божественными
словами: «Сотвори Мне величие Сильный»
(Лк. 1, 49), – и ничего более.
Если бы Она была Матерью Мессии (как
в Него веровали евреи), т.е. только человека, а не Бога, и если бы родила чаяние
веков, Сына благословения, Избавителя Израиля, то и тогда, как мать такого славного
царя, вследствие этой чести и счастья, она
превосходила бы всех матерей мира и по
одному этому Ее должны бы были ублажать
все роды. Но быть Матерью Бога, родить
Спасителя всего мира, родить во времени
Того именно Единородного Сына, Которого
Бог и Отец рождает вне времени – это
честь, которая делает Ее богоподобной.
Денница, увидев эту честь, когда в начале веков ангелам было открыто великое
таинство домостроительства о воплощении,
тотчас был поражен завистью, помыслил
суетное, отступил от Бога и, как молния,
ниспал с небес. Таково мнение Максима
исповедника, основанное на известном изречении апостола Павла: «Егда же паки
вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: да поклонятся Ему вси ангели Божии»
(Евр. 1, 6; вопрос-ответ 42 на послание к
евреям).
Матерь Божия! Чем больше я вдумываюсь, тем больше убеждаюсь, что это непонятно; что это – беспредельное величие, которое возводит Ее до высочайшего престола
Трисиятельного Божества и приближает Ее
к Богу и Отцу. Подымитесь созерцанием на
высоту, о христиане, и помыслите с одной
стороны предвечного Отца, с другой – благодатную Марию и посредине – Единородного
Сына, воплощенного Богочеловека. Он имеет
две природы: Божескую и человеческую;
Божеская – это рождение Отца, человеческая – рождение Марии; Сын Божий, как
Бог, Сын Марии, как богомужное чадо. Но
этот Сын имеет одну только ипостась, которая содержит неслиянными две природы.
Ипостась нераздельна, поэтому не два Сына,
один – Сын Бога и Отца, а другой – Сын
Марии Девы. Это – единое Лицо, в Котором,
поскольку оно не слитно, различаются особенности двух естеств, однако в этой различимости сохраняется нераздельность, а в
двойстве – единство; Иисус Христос только
один: Бог и человек. Отец есть Отец Христа
и Отец Бога и человека; Мария – Матерь
Христа и Матерь человека и Бога; так что
какое отношение к Единородному Сыну
имеет Бог Отец, такое же к Тому же Сыну
имеет и Дева Мария, Которая поэтому в
рождении Богочеловека Сына имеет славу,
подобную славе Бога Отца. Это Гавриил
хочет выразить словами: «Се, зачнеши во
чреве и родиши Сына, и наречеши имя Ему
Иисус; Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется» (Лк. 1, 31-32); Той бо спасет люди
Своя (Мф. 1, 21).
Может ли ум помыслить более высокое
величие?! Теперь перенесите ваш взор с
такой высоты в дольний мир, на все прочие
разумные создания, столь далеко от Нее отстоящие, насколько отстоит небо от земли,
и посмотрите, какой малой и недостаточной
является вся благодать, вся слава и пророков и апостолов и мучеников по сравнению
с благодатью и со славой Богоматери. Что
говорит Соломон, будто нет ничего нового под
солнцем? Но вот новое чудо – Дева и Матерь;
вот чудо, подобного которому еще не было.
Дева – Матерь Божия – чудо новое, подобного которому не может быть. Дева и Матерь
– чудо, которое для Девы есть величайшая
благодать. Матерь Божия – чудо, которое для
Матери есть высочайшая честь.
Это – чудо чудес, каким не может хвалиться никакая другая вера, кроме веры
христианской, в которой это таинство есть
начало и конец таинств.
II
Богоневестной Владычице, восприявшей
благодать быть Девой и Матерью и честь
быть Матерью Божией, вполне свойственно
быть и Матерью христиан. Одесную божественного величия восседает Царица неба
и земли, как видел Ее пророк: «предста
Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных
одеяна преиспещрена» (Пс. 44, 10). Она –
Матерь Бога, Который Ее Сын естественно
по рождению, и Матерь христиан, которые
суть также Ее чада по всыновлению. Ходатайствуя перед Богом за христиан, Она
ходатайствует перед Своим Сыном за Своих
же чад; итак, Она умоляет Бога с таким
дерзновением, какое свойственно Матери по
отношению к Сыну, и умоляет за христиан
с такой любовью, какую Ей пристало питать
к Своим чадам. Но дерзновение, но любовь
такой матери беспредельны: что может
Она когда-нибудь попросить и не получить
от такого Сына? Что мы можем попросить
и не получить от такой Матери? Сирые,
странные, пленные, больные, сокрушенные,
грешные, не печальтесь: вы имеете матерью
– Матерь Бога!
То, что сказал Александр Великий
Антипатру, разговаривая о своей матери
Олимпиаде, именно, что «одна слеза матери
очищает от многих клевет», скажем мы с
большим правом о благодатной Марии, нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны
наши грехи перед Богом, велик гнев Божий
на нас; но одна слеза, одно слово, одно
предстательство Богоматери очищает наши
грехи и удаляет гнев Божий.
Такую веру в Тебя, такую надежду мы
имеем на Тебя, всесвятая Дева; исповедуем Тебя Девой и Матерью; проповедуем о
Тебе, как о Матери Бога, признаем Тебя
Матерью христиан, началом и посредницей
нашего спасения.
О, Матерь Божия и Матерь нас христиан!
Умилостивь Сына Твоего для нас, чад Твоих,
и сподоби чад Твоих благодати и царства
Сына Твоего. Аминь.
Протоиерей Николай Матвийчук
|