Архиепископ Нектарий |
Свое особое чувство к Родине русские выражают двумя заветными
словами: "Святая Русь". Если посмотреть с высоты птичьего полета,
она как сеточкой покрыта святыми местами: Троице-Сергиева Лавра
- духовное сердце России, Оптина, Валаам, Соловки, Дивеево, Нилова
пустынь... И в Сибири есть спасительное, благодатное место - Абалак.
Здесь, в Свято-Знаменском Абалакском монастыре, находится великая
сибирская святыня - чудотворная Абалакская икона Божией Матери.
Явлена икона была в 1636 году при третьем сибирском архиепископе
- святителе Нектарии.
Святыми не рождаются, святыми
становятся. И хотя каждый человек призван быть святым, это удается далеко не
всем. Почему? Решимости не хватает.
А вот у Коли Теляшина, вошедшего в
Российскую историю как святитель Нектарий, она была.
Чтобы узнать о жизни этого святого
подробнее, мы отправились в Селигер,
в древний Осташков, где в 1587 году
родился будущий святитель. И на остров
Столобный, в Нило-Столобенский монастырь, откуда непосредственно монах
Нектарий уже в зрелом возрасте прибыл
на Сибирскую кафедру и куда вернулся через три года.
Все начинается с детства
Свой родной уголок каждый любит
беззаветно и преданно. Осташи также
трогательно гордятся своей малой родиной. А как иначе, ведь это в их краях,
рядом с изумительно прекрасным Селигером, в дремучем Оковецком лесу,
берут начало три великих реки: Днепр,
Двина и матушка-Волга. Правда, раньше
жители обижались, когда их называли
осташами. Осташков расположен на
берегу Селигера, озеро испокон века
кормило людей, поэтому в рыбацком
городе предпочитали одежду из кожи.
Славились по всей округе длинные сапоги, которые имели только один шов,
эти сапоги назывались осташи, их даже
в Питер заказывали. Отсюда и обиды:
людей как сапоги называют, ну как
это... На самом деле название города
на полуострове Селигер имеет другое
происхождение. Поскольку первым,
как свидетельствует история, в 1371
году здесь поселился рыбак Евстафий,
по-народному Осташа или Есташа, его
именем город и назвали.
А в 1587 году на Евстафьевской
улице у крестьянина Павла Теляшина
родился шестой сынок - Коля. В благочестивом семействе Теляшиных в
преклонных годах монашеский постриг
приняли многие - и дедушка Коли, и
бабушки. В монастырских документах
значатся их имена: дед - инок Тимон,
бабушки - инокини Фотиния и Апполинария, отец - инок Петр, мать - инокиня
Агриппина, дяди - иноки Михаил, Феодосий, Никодим. Брат Лев был священником, но под конец жизни тоже постригся
в монахи с именем Левкий. Брат Еремей
был крестьянином, в зрелом возрасте
постригся в Ниловой пустыни с именем
Ефрем. В 1624 - 1642 годах настоятелем Николо-Рожковского монастыря (он
располагался недалеко от Осташкова)
был игумен Сергий, тоже родной брат
святителя Нектария. Так что монашество
было в крови у будущего архиерея.
Замечательное семейство Теляшиных оставило о себе добрую память
не только боголюбием, но и просвещенностью. Первый русский математик
Леонтий Филиппович Магницкий тоже
был из рода Теляшиных - он приходился
внучатым племянником святителю Нектарию. А новую фамилию, Магницкий,
Леонтий Филиппович "получил" от царя
Петра I. Великий преобразователь по
всей стране выискивал "добрых робяток, к учению склонных". Про Леонтия
Теляшина Петр Великий говорил, что он
как магнит к себе знания притягивает,
вот и осталось в истории: Магницкий,
автор "Арифметики", основного пособия по математике в русских школах
первой половины XVIII века.
На обучение и воспитание в Нило-Столобенскую пустынь, расположенную в
семи километрах от Осташкова, родители
отправили Колю в 12 лет. От иеромонаха
Германа, духовного отца, послушнику
доставалось, и не раз. Видимо, мальчик
был резвый, шаловливый. Вспоминая о
своем монастырском детстве, святитель
писал: "Иногда, что в руках прилучалось,
тем и жаловал он меня, своего сиротку и
птенца". Но об этих строгостях послушник вспоминал только с благодарностью:
"Пастырь плоть мою сокрушал, а душу
мою спасал".
Детство юноши совпало с тяжелыми
годинами Смутного времени. Всего пришлось натерпеться: "Как мне забыть
труды и раны, глад и жажду, наготу и
босоту? И до смерти надобно помнить,
какова милость Божия надо мной, грешным, была в пустыни и что мы кушали:
вместо хлеба - траву папорот и кислицу,
ухлябник и дягиль... А гладом не уморил
нас Господь".
Особые скорби - это путь избранников Божиих: "кого люблю, того и наказую", но испытания и лишения только
закалили характер 14-летнего монаха
Нектария, крепили и чистили его душу.
Все свободное от послушаний время
молодой монах читал или переписывал
редкие еще в то время духовные книги.
В Тверском государственном архиве мы
познакомились с некоторыми бережно
хранившимися переписанными им святоотеческими Писаниями. С уверенностью можно сказать, что в монастыре
он получил блестящее по тем временам
образование. 15 лет игумен Герман
учил своего послушника служить Богу и
людям, Отечеству земному и небесному.
Предчувствуя близкую кончину, игумен
взял с 28-летнего Нектария клятву, что
до смерти он будет жить в Ниловой и
никогда не перейдет ни в какой другой.
За нарушение клятвы Нектарий лишал
себя блаженства в Вечной жизни.
Икона Нила Столбенского |
Нилова пустынь
Нило-Столобенская пустынь была
основана на месте подвигов преподобного Нила. 27 лет, с 1528 года подвижник
жил на пустынном, заросшем вековым
лесом острове Столобном, одном из
140 островов посреди Селигера. Проводя дни и ночи в постоянной молитве,
ни на минуту великий подвижник не
позволял себе прилечь "на ребра", то
есть никогда не спал лежа, в постели.
Отдыхал, опираясь на деревянные крюки, вбитые в стены кельи. Деревянные
фигурки преподобного Нила Столобенского, опирающегося на крюки, были
очень распространены в Волго-Верховье
до революции, нередко их можно увидеть
в древних тверских храмах и сейчас.
На уединенный пустынный остров
стали приходить монахи, и в 1594 году
была основана Нилова пустынь. Первым
настоятелем ее стал игумен Герман.
При иеромонахе Нектарии, втором настоятеле монастыря, начался расцвет
Ниловой. На первых порах обустраивать
беднейший монастырь помогала, конечно, многочисленная родня - зажиточные
крестьяне Теляшины. Добрая молва о
деятельном, толковом настоятеле Ниловой пустыни быстро разнеслась по
Руси. Вскоре у монастыря появились
и другие благотворители, в том числе
приближенные к царскому двору родственники царя Михаила Федоровича и
Патриарха Филарета. Строились и благоукрашались новые храмы, появились
богатые иконы, драгоценная утварь,
книги, дорогое облачение. В 1620 году
митрополит Новгородский Макарий
возвел Нектария в сан игумена. Если
учесть, что в 1627 году после смерти
Макария первый Сибирский архиепископ
Киприан из Москвы был переведен на
родину, в Великий Новгород, можно
предположить, что Киприан и Нектарий
В 1628 году по делам монастыря
игумен Нектарий был в Москве и его
пригласили в царский дворец. Царю
Михаилу он преподнес просфору и предсказал рождение наследника, что вскоре
и сбылось: 5 февраля 1629 года на свет появился царевич Алексей. Снискавший
себе всеобщий почет и уважение, игумен Нектарий обратил на себя особое
внимание царя и его отца Патриарха Филарета. И когда в 1636 году встал
вопрос о том, кто займет Сибирскую
кафедру вместо умершего в Тобольске архиепископа Макария, в Москве
решили: деятельный, хозяйственный настоятель Ниловой. Не искавшему и не
желавшему этого смиренному монаху пришлось повиноваться воле царя и
Патриарха. Нехотя, но по слову: "... да будет воля Твоя".
Дни и труды
Для Москвы было важно, чтобы
сибиряки были благонадежными гражданами своего Отечества, громадную
территорию следовало превратить в
реальное достижение русского государства. А как уже сообщалось в
предыдущем материале "Архипастыри
Сибири", в этом крае русский человек
словно забыл, что он должен быть человеком. Бесчинства, творимые первыми
сибиряками, поражали. В уникальной
книге протоиерея Михаила Путинцева
"Архиепископы Тобольской епархии", изданной
в Омске в 1892 году и хранящейся сейчас в
библиотеке Тобольского музея-заповедника, описано, как много
неприятностей доставляли владыке
Нектарию даже монахи Тобольского Знаменского монастыря. В
монастыре они вели неблагочестивую жизнь, и
никакие старания архиерея не могли изменить их
нравы. Пытаясь бороться с употреблением вина
в монастырях (в то время это была серьезная
проблема), он попросил заменить водку на мед.
По нормам того времени архиерейскому двору полагалось 100
ведер водки, а владыка попросил Москву прислать взамен 50 пудов
меда. Царь такую замену разрешил, но
от недовольных на архиепископа Нектария сыпались доносы и кляузы. Непросто складывались у него отношения
и с местными воеводами, которые занимались самоуправством. Потому все
без исключения сибирские архипастыри слали и слали в Москву челобитные с
просьбой прислать священников, "людей
добрых, крепкожильных, духовных учителей". "Скудость великая с попами"
была в Сибири до 1703 года, пока при митрополите Филофее (Лещинском) в
Тобольске не открыли Духовную семинарию.
Архиепископ Нектарий, человек недюжинного государственного ума и
чуткой души, мириться с таким положением дел не собирался, тем более
что его предшественники, архиепископы
Киприан и Макарий, уже многое успели
сделать. Но великая цель требует великих усилий, поэтому монаху-аскету,
привыкшему к пустынному безмолвию,
непросто было на архиерейской кафедре заниматься административными
делами. Мыслями он был в родной
пустыни. Особо тревожила его клятва,
данная духовнику: никогда не покидать
монастырь. Опасаясь, что земная жизнь
его закончится в Тобольске, он сделал
завещание: быть погребенным в Ниловой пустыни.
Даль веков утаивает все подробности пребывания святителя Нектария
на Сибирской кафедре. Вскоре после
приезда в Тобольск он взмолился: "Пожалуй, государь, меня, богомольца твоего, вели мне быть в Ниловой пустыни,
или где укажешь, а мне в Сибири от таких заводных доводов быть отнюдь
невозможно никакими обычаями". Москва молчала. В последней челобитной
царю в 1639 году владыка писал: "...Я,
богомолец твой, стар и болен, а пострижен я в Нилове пустыне тому 39
лет назад, и отец мой духовный, игумен
Герман, у престола Господня в алтаре
благословил меня и запретил с клятвою,
чтобы мне из Ниловой не выйти до смерти
живота своего... Пожалуй меня, богомольца
твоего, отпустить из Сибири на обещание мое в Нилову пустынь
ради запрещения отца моего духовного и моих различных скорбей и болезней". Разрешение
наконец пришло, и, не мешкая, в январе 1640 года архиепископ Нектарий отправился в милую его сердцу обитель.
Было ему в то время 52 года.
В родных местах старец воспрянул духом
и жил еще 28 лет. После возвращения святителя
Нектария из Сибири Нилова расцвела, преобразилась. Началось
каменное строительство, были возведены
крепостные стены, башни и корпус, в котором
сегодня живут трудники.
Своими руками старец
насадил два яблоневых
сада на Столобном,
переписывал книги Ефрема Сирина и Симеона
Нового Богослова -
вместе они составляют
пять довольно объемных
книг. Тщательно следил
за соблюдением общежительного устава.
Дожил создатель красоты и величия Ниловой пустыни до маститой старости: 80-летним приехал в Москву
хлопотать о строительстве каменного храма,
заболел и скончался 28
января 1667 года. Похоронили его в Ниловой
пустыни. Обет, данный духовному отцу
игумену Герману, он исполнил.
До сих пор Нилова славится строгостью и уставностью.
Запрещено винопитие, нельзя иметь частное имущество.
Богослужения проводятся как во времена святителя Нектария: братия встает
в половине третьего ночи, с трех до
восьми утра служба, затем краткий отдых, обед, послушания и опять служба.
Но нескончаемым потоком идут и едут
в прославленную обитель паломники со всей России.
Остров
В прославленной древней обители
нас встретили как родных, долгожданных гостей. Приехали мы ранним утром,
еще не рассвело, и после завтрака в
трапезной первым делом нас повели в
величественный Богоявленский храм.
Мощи Нила Столбенского
|
Проект его первоначально предназначался для постройки Исаакиевского
собора в Петербурге, но по какой-то
причине для столицы выбрали другой,
а по этому проекту воздвигли храм в
Ниловой пустыни. Каково же было наше
изумление, а можно сказать, и потрясение, когда нас подвели к раке и предложили приложиться к мощам святителя
Нектария! Игумен Аркадий, настоятель
Ниловой пустыни, рассказал, как обрели
мощи: "В мае 2002 года велись работы по благоустройству Богоявленского
собора и исследовались стены храма для укрепления фундамента. Работы в
подвале проводились по вечерам, чтобы
не мешать богослужениям. Святитель Нектарий был погребен здесь рядом
со своим духовным отцом, первым
настоятелем пустыни, игуменом Германом. Мы отслужили молебен святителю
Нектарию, попросили его благословения
и помощи в работе. Теплилась надежда,
что, может быть, найдем частицу мощей
святителя. У всех: и у монашествующих,
и у трудников - было ощущение, что
вот-вот должно случиться что-то такое
духовно значимое, что изменит жизнь
монастыря. Когда вечером приступили
к расчистке подвала, почувствовали
сильное благоухание. До такой степени сильное, как будто только что
совершилась служба. Пахло не то что
ладаном, а чем-то специфическим. И
так сильно, что на трудников напал
священный трепет. Страх усиливался,
состояние просто ужасное, и в то же
время в душе какой-то неопределенный
духовный восторг. Они убежали, потому
что у всех было такое состояние, как
будто должен явиться Сам Господь. Я
подумал: может быть, им действительно
страшно работать ночью, и благословил
работать днем. На следующее утро они
снова стали окапывать фундамент, и
опять пошло сильное благоухание. На
этот раз убегать они уже не стали, а
начали искать, что же это такое могло
быть. Благоухание шло из угла, где работы не велись. Раскопав щебенку, все
увидели череп, от которого и исходило
благоухание. Позвали меня. Исследование показало: да, именно здесь был
погребен святитель Нектарий, других
захоронений на этом месте не было".
Днем, осматривая монастырь, мы
были поражены его размерами - целый монашеский город на острове
Столобном. У входа всех приходящих
встречает деревянная скульптура
преподобного Нила Столобенского.
Большинство храмов и построек еще
в полуразрушенном состоянии, предстоит гигантский труд многие-многие
годы. Но что невозможно человеку, то
возможно Богу. Братия отмечает, что
обретение главы святителя Нектария,
при котором начался расцвет древней
обители, стало его благословением, помощью. Реставрационные работы пошли
гораздо быстрее.
В Осташково нам очень хотелось
найти кого-нибудь из Теляшиных, вероятных потомков святого. Но в паспортном отделе, в ЗАГСе и даже в избирательной комиссии ответ был один:
"Теляшины в списках не значатся". В беседе с нами местный краевед Борис
Федорович Карпов сказал: "Мне 80 лет, и, когда я был маленьким, фамилия
была на слуху, фамилия была почетная. А теперь, может, где-то и есть Теляшины, а у нас все рассосалось".
Прикладываясь в Богоявленском
храме к святыням монастыря, мощам
преподобного Нила, святителя Нектария,
среди икон мы не увидели Абалакскую
икону Божией Матери. Оказывается,
как мы в Сибири мало знаем о личности третьего сибирского архиепископа,
о его управлении Ниловой пустынью,
так и в Твери мало известно о его
пребывании на Сибирской кафедре.
Братия Ниловой слышала, что во время управления обширной епархией для
укрепления веры первых сибиряков в
1636 году при святителе Нектарии было
явление Божией Матери на Абалаке,
но как выглядит образ чудотворной
иконы - для них оставалось загадкой,
поскольку списков несколько.
Вернувшись домой, в Тюмень, мы
выслали в Нилову сказание об Абалакской иконе Божией Матери, акафист.
Заступница Усердная
На Абалакской иконе "Знамение"
Божия Матерь изображена вместе со
святителем Николаем и преподобной
Марией Египетской. Это не случайно.
Между древней Новгородской землей
и Сибирью существует особая духовная связь. Недаром первые четыре
сибирских архипастыря были родом
из Великого Новгорода, и главный сибирский храм в Тобольске освящен в
честь Софии, Премудрости Божией, как
в Новгороде. Первые сибиряки жили в
суровом краю трудно, голодно, добирались сюда месяцами, поэтому вместе
с Богородицей на иконе изображен
Николай Угодник, любимый русский
святой, покровитель путешествующих.
В удаленном краю религиозность в то
время была не на высоте, и чтобы
привести людей к покаянию, изменить
их нравы, явилась преподобная Мария
Египетская, сама ставшая из великой
грешницы великой святой.
Скульптура Нила Столбенского |
История иконы такова. Бездетной
благочестивой вдове из Абалака Марии явились стоящие в воздухе иконы
Богородицы, святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Богородица
велела Марии идти в Тобольск и рассказать городским и духовным властям,
чтобы в Абалаке построили новый храм в честь иконы Божией Матери Знамение. Явление повторилось еще два раза,
но Мария медлила, не верила видению, считая себя недостойной явления Самой Царицы Небесной. И только когда у нее
стало сводить судорогой руки и ноги, она отправилась в Тобольск.
Святитель Нектарий в Софийском соборе подробно расспросил Марию обо
всех видениях, ее рассказ записали, по
нему составлено сказание об Абалакской иконе. Затем женщине стали
показывать иконы Божией Матери, чтобы определить, какую именно она видела.
Когда показали Новгородскую икону
Знамение, Мария сказала, что именно
эту икону она и видела, от нее был
голос Богородицы. Владыка благословил строительство Знаменского храма
в Абалаке.
В это же время к тобольскому крестьянину Ефимию, год как
парализованному, пришел знакомый Павел, нищий
с паперти, и предложил написать для нового храма икону, добавив при этом:
"Может быть, Господь по вере твоей и
усердию простит тебя и освободит от
болезни". С радостью Ефимий согласился, и вечером того дня, как на свои
средства заказал икону, он стал владеть
правой стороной тела. Писал икону протодьякон Софийского собора Матфей,
лучший в то время сибирский иконописец. По мере написания иконы Ефимию
становилось все лучше и лучше, и через год, в 1637 году, Крестным ходом из
Тобольска в Абалак чудотворную икону нес сам Ефимий, абсолютно здоровый.
Часто спрашивают, как выбирают место под монастырь? Особыми случаями его указывает Сам Господь.
Когда Крестный ход подходил к деревне Шанталык, местный житель
Василий вышел навстречу и долго, со слезами
молился об исцелении
дочери, 17-летней Анны.
Два года, как она полностью ослепла. Когда Анна
приложилась к иконе, от
потрясения вскрикнула:
Богородица вернула ей
зрение. Сейчас на месте второго чудесного
исцеления от Абалакской иконы расположен
Иоанно-Введенский женский монастырь.
В 1783 году в Абалаке был основан мужской монастырь, и до
революции чудотворный
образ находился в нем.
Сибиряки необычайно
почитали чудотворную
икону, с нее было сделано несколько списков,
то есть копий. При отступлении колчаковской
армии чудотворную икону вывезли за границу,
и пока неизвестно, где
точно она находится. Но
православные сибиряки
уверены, что, как только
Абалакский монастырь
полностью восстановится и будут созданы все
условия для пребывания
великой святыни, Господь
вернет ее, как это уже
было с чудотворной Тихвинской иконой Божией
Матери. Пока в монастыре находится ее точная
копия - "Наместница".
Сколько людей побывало в Абалаке за 370 лет! Обливаясь слезами
скорби, отчаявшиеся, сомневающиеся, мы приносим Богородице
свои печали, беды, а возвращаемся утешенные, ободренные. Духовный восторг
и царственное величие Абалакского монастыря на крутом берегу Иртыша
остаются в сердце каждого, кто хоть раз побывал здесь.
Открывая заново
В Российскую историю святитель
Нектарий вошел как человек, который
прозорливо предсказывал, что закабаление крестьян может привести к бунту, революции. За 200 лет до отмены
крепостного права он заповедовал царю Алексею Михайловичу не закабалять
крестьян. Он доказал это на примере Ниловой пустыни. Здесь никогда не
было ни одного крепостного, все земли
отдавали крестьянам на откуп и в аренду. Поэтому крестьяне, живущие вокруг
монастыря, были зажиточны.
На родной тверской земле третьего Сибирского архипастыря почитают как
второго настоятеля Нило-Столобенской
пустыни, создателя ее красоты и величия. А в истории освоения Сибирского
края имя святителя Нектария связано с явлением Абалакской иконы. Видя
его самоотверженные труды по исправлению нравственности сибиряков,
для укрепления их в вере, Божия Матерь явила свою чудотворную икону
уже в первый год его пребывания в Тобольске.
Имя святителя Нектария прославлено в Соборах Сибирских и Тверских
святых. Побывав на родине святого Нектария, в Ниловой пустыне, мы
заново открыли его для себя как выдающегося государственного деятеля,
усердного молитвенника за землю истока трех великих рек и необъятной
Сибири.
Святителю отче Нектарие, моли Бога о нас!
Татьяна ТЕПЫШЕВА,
г. Тюмень
|