ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№04 2008 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

Крестопоклонная неделя Великого поста


Три недели назад все благочестивые православные христиане, испросив друг у друга прощения, встали на путь Великого поста. "Искушения", духовные немощи и язвы вошли в повседневную жизнь христианина с особой навязчивостью, ведь враг рода человеческого, чувствуя направленную на него силу молитвы и поста (Матф.17:21), ополчает все свое оружие, возбуждая в душах тонкие страсти и терзая ими нас самих и наших ближних.

И вот в третью Неделю (воскресенье), в самую середину святой Четыредесятницы, на центральный аналой, под пение: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим", - выносится Крест Христов.

К чему это?

Понятие Креста, его символическое значение и смысл очень глубоки и многогранны. "Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. Крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в Обетованную Землю вечного наследия". Таковы ветхозаветные прообразы Креста, а в Новом Завете мы слышим о нем уже следующее: "Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия" (1 Кор. 1, 18), - проповедовал святой апостол Павел, тем самым говоря, что Крест - главная сила христианства, но, наряду с этим, такая его составляющая, которая будет не понята и отвергнута окружающим миром. "Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1Кор.1:23), - продолжает апостол, показывая антиномичность и парадоксальность Креста - величайшей искупительной Жертвы и в тоже время внешне выглядевшей банальной смертью через позорную казнь. Православное понимание Креста приводит нас к изумлению перед величием Божиим. Перед Его уничижением и снисхождением (именуемом в Православном богословии "кенозисом") к человеку, перед действительным, имевшем место и в нашей истории и простирающемся в вечности актом любви Творца к Своему созданию. Вот что по этому поводу пишет в своем "Точном изложении Православной веры" преподобный Иоанн Дамаскин: "Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего - Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа".

Взирая в середине великопостного пути на орудие своего спасения и вспоминая страдания, перенесенные Искупителем, человек, преданный Богу, осознает и чувствует эту бесконечную любовь Спасителя, и почти сами собой ослабевают все немощи, настраивается душа и успокаивается сердце. Так богослужебный ход поста, составленный Церковью с поистине материнской заботой и проверенный опытно через века, предлагает верующим благодатную помощь и поддержку, демонстрируя как символически, так и реально духовную силу христианства.

В заключении заметим, что поклонение Кресту, как всегда, так и в наши дни, для многих является препятствием к истинному пониманию христианства, а то и вовсе неприемлемым и невыносимым действием. И в этом нет ничего удивительного: "Крест - врагов попрание и демонов язва", - поется в богослужебном песнопении. Истинно же верные ученики Христовы вместе с апостолом Павлом воскликнут: "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал.6:14).

Иерей Виталий ЛЮБЕЦКИЙ

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.