Три недели назад все благочестивые православные христиане,
испросив друг у друга прощения, встали на путь Великого поста.
"Искушения", духовные немощи и язвы вошли в повседневную жизнь
христианина с особой навязчивостью, ведь враг рода человеческого,
чувствуя направленную на него силу
молитвы и поста (Матф.17:21), ополчает все свое оружие, возбуждая в
душах тонкие страсти и терзая ими нас самих и наших ближних.
И вот в третью Неделю (воскресенье), в самую середину святой Четыредесятницы, на центральный аналой, под
пение: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое
славим", - выносится Крест Христов.
К чему это?
Понятие Креста, его символическое значение и смысл очень глубоки и
многогранны. "Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни.
Крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры,
для услаждения еврейского народа во
время сорокалетнего странствования в
пустыне. Крест сравнивается с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения
утомленные путники, ведомые в Обетованную Землю вечного наследия". Таковы ветхозаветные прообразы Креста,
а в Новом Завете мы слышим о нем уже следующее: "Слово о Кресте для
погибающих юродство есть, а для нас
спасаемых - сила Божия" (1 Кор. 1, 18), - проповедовал святой апостол Павел,
тем самым говоря, что Крест - главная сила христианства, но, наряду с этим,
такая его составляющая, которая будет не понята и отвергнута окружающим
миром. "Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1Кор.1:23),
- продолжает апостол, показывая антиномичность и парадоксальность
Креста - величайшей искупительной Жертвы
и в тоже время внешне выглядевшей банальной
смертью через позорную казнь. Православное понимание Креста приводит
нас к изумлению перед величием Божиим. Перед
Его уничижением и снисхождением (именуемом в
Православном богословии "кенозисом") к человеку,
перед действительным,
имевшем место и в нашей истории и простирающемся в вечности актом
любви Творца к Своему
созданию. Вот что по этому поводу пишет в своем
"Точном изложении Православной веры" преподобный Иоанн Дамаскин:
"Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово
весьма велико и божественно, и удивительно,
но удивительнее всего - Честной Его Крест. Ибо
смерть ниспровергнута, прародительский грех
уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение,
дана нам сила презирать настоящее и даже
саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты
врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими
и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса
Христа".
Взирая в середине великопостного пути на орудие
своего спасения и вспоминая страдания, перенесенные Искупителем, человек,
преданный Богу, осознает и чувствует эту бесконечную
любовь Спасителя, и почти сами собой ослабевают все
немощи, настраивается душа и успокаивается сердце. Так
богослужебный ход поста, составленный Церковью с поистине материнской заботой
и проверенный опытно через века, предлагает верующим
благодатную помощь и поддержку, демонстрируя как
символически, так и реально духовную силу христианства.
В заключении заметим, что поклонение Кресту, как
всегда, так и в наши дни, для многих является препятствием к истинному пониманию
христианства, а то и вовсе неприемлемым и невыносимым действием. И в этом нет
ничего удивительного: "Крест - врагов попрание и демонов
язва", - поется в богослужебном песнопении. Истинно
же верные ученики Христовы вместе с апостолом Павлом воскликнут: "А я не желаю
хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса
Христа, которым для меня мир распят, и я для мира"
(Гал.6:14).
Иерей Виталий ЛЮБЕЦКИЙ
|