Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, возлюбленные во Христе
братия и сестры, Святая Церковь, а
вместе с нею и мы, празднственно
воспоминаем торжественную встречу
Господа нашего Иисуса Христа при
входе Его в Иерусалим, устроенную
Ему лучшею частью израильского народа. Господь наш Иисус Христос во
исполнение пророчества о Нем как
о Царе кротком и праведном после
чудесного воскрешения Лазаря, за
шесть дней до Своей смерти, являет
Себя иудеям, решительно давая им
уразуметь, что Он воистину есть Тот
Мессия и Царь, Которого они ждут.
Он вступает в столицу Израильского царства, во святой град Иерусалим,
сидя на молодом осле, сопровождаемый
множеством народа. Все соединилось
для того, чтобы встреча эта была самою
торжественною: толпы людей следовали
за Иисусом Христом от Вифании до
Иерусалима; одни при этом постилали
на дороге свои одежды, другие резали
зеленые пальмовые ветви и бросали их
по пути шествия Спасителя или потрясали
ими в воздухе. Картина представлялась
очень торжественная и трогательная: это
было одно из самых лучших и радостных
событий в земной жизни Спасителя. Сопровождавшие и встречавшие Иисуса
Христа приветствовали Его восторженными возгласами, восклицая: Осанна Сыну
Давидову! благословен Грядущий во
имя Господне! мир на небесах и слава
в вышних! (ср.: Мф. 21, 9; Лк. 19, 38).
Так торжественно и радостно встречал
израильский народ Мессию, столь давно
им ожидаемого. И было о чем радоваться
израильскому народу, встречая своего
Царя. Это был необыкновенный земной
царь, который силою оружия покоряет
себе народы. Но это был Тот Царь, о
Котором еще в древности пророчествовал
святой пророк Захария, говоря: Ликуй
от радости, дщерь Сиона, торжествуй,
дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет
к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом
осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).
Вступал в Иерусалим Царь праведный, не только Сам в Себе праведный, но и несущий с Собою правду вечную для
всего человечества, несущий для него оправдание от терзающего его греха.
Вступал Царь кроткий, не лично только Сам кроткий, но и грядущий научить
людей кротости, установить для человечества царство мира и привлечь к Себе
людей смирением и любовью. В Иерусалим входил Царь спасающий - Спаситель
мира, грядущий искупить людей от тяжких наказаний за грехи, освободить их от царствующего в мире зла.
Золотые ворота, город Иерусалим |
Поэтому, братия и сестры, понятно,
почему такой радостной была встреча, которую устроил Господу израильский народ
при входе Его в Иерусалим. Эта великая
радость израильского народа будет для нас
еще понятнее, если мы вспомним те условия, в которых находились тогда иудеи.
Еще до Рождения Иисуса Христа
народ израильский был порабощен римлянами, отдавшими его под управление
жестокому и несправедливому Ироду.
Подобны Ироду в своей жестокости были
и наместники римские. Нравственнорелигиозное состояние народа было
крайне плачевным. Религиозные вожди
иудеев отличались порочностью, неверием, корыстолюбием и другими низменными качествами.
Поэтому естественно было ожидать
иудеям Спасителя-Царя, Который избавил бы их от бед и уничтожил среди
них беззакония. И когда этот Царь среди
них явился, то неудивительно, что народ
принял Его с такой великой радостью и
ликованием.
Сию-то радостную встречу Господа
нашего Иисуса Христа и мы с вами
ежегодно торжественно празднуем, но
это событие не должно иметь для нас
значение только лишь историческое. Оно
должно оставаться для нас событием существенным, имеющим непосредственное
значение для нашей души и для нашего
спасения. Спаситель мира есть Царь не
одних только израильтян, но и всех людей,
и приходил Он не только к еврейскому
народу, но и ко всем народам мира.
Кроткий и праведный, Он постоянно идет
к каждому из нас, постоянно стучится
в двери нашего сердца, и мы должны
всегда с великой радостью встречать
нашего Господа. Потому в ныне слышанном апостольском чтении святой апостол
Павел говорит нам: Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку: радуйтеся (Флп.4, 4).
И эта радость наша о Господе должна
быть более сознательной и совершенной,
чем радость народа израильского, потому
что израильтяне не все хорошо понимали
значение вшествия Спасителя в Иерусалим, а мы с вами уже знаем, для чего
сходил с Неба на землю Христос и что Он сделал для нас.
Но как выражать свою радость при сретении Господа - этому мы должны
поучиться у израильского народа. Иудеи, встречая Господа, постилали Ему свои
одежды. Чтобы понять таинственный смысл этого символического действия,
надо припомнить, что в древности одежда
знаменовала собою то или другое душевное состояние человека, выражала собою
его дух. Поэтому если кто-то снимал
одежду и постилал ее пред каким-либо
лицом, то таким образом он показывал,
что повергает самые возвышенные чувства свои: любовь, уважение и благоговения - пред этим лицом.
Вот и иудеи выражали готовность отказаться от самих себя и посвятить
свои души и тела Царю Израильскому,
Которого они встречали. Так точно
должно и нам поступать при сретении
Господа. Мы проявим свою любовь к
Нему и радость о Его Пришествии тогда,
когда сбросим с себя нашу греховную
духовную одежду, загрязненную пороками, и оденемся в одежду чистоты, невинности и правды; когда откажемся от
злой воли своей, и облечемся в нового
человека, и себя всецело предадим
в волю Христа Спасителя; когда безропотно и с покорностью будем нести
свой крест, с любовью и самоотвержением перенося все скорби. Такая наша
встреча Христа будет самой лучшей и приятной для Господа.
город Иерусалим |
Израильский народ при встрече со Спасителем срезал пальмовые ветви и
постилал их на Его пути. Чтобы понять внутренний смысл этого действия, надо
знать, что в Священном Писании под деревом очень часто подразумевается
человек. Так, например, под добрым деревом - добрый человек, под сухим -
человек худой, не приносящий плодов, добрых дел.
Пальма же, отличаясь крепостью и красотой, знаменовала собой нравственную красоту человеческую. Поэтому когда
израильтяне резали пальмовые ветви и постилали их под ноги Спасителя, то этим
они выражали доброе настроение духа и готовность следовать за своим Царем.
Так и мы должны при сретении Господа являть в себе добрые качества пальмы;
наша добрая нравственная деятельность должна опираться на твердые убеждения
веры, чтобы наша добрая жизнь никогда не засыхала и не предавалась порче и
тлению, но всегда была свежей и цветущей.
Наконец, при встрече Спасителя израильтяне восхваляли и славили Его,
восклицая: Осанна в вышних! благословен Грядущий во имя Господне!
(ср.: Мф. 21, 9). Этим народ израильский желал выразить пред Господом
свое радостное чувство. Так точно и мы должны славословить Господа: и
устами - словесно, и молчаливо - самим своим житием, чтобы во всем прославлялся Спаситель наш Иисус Христос.
Как небо, которое хотя и не имеет уст, но своей красотой заставляет других
славить Творца, так и всякий должен прославлять Господа своим добрым
поведением и жизнью. Должны мы прославлять Господа и устами своими во
всяком духовном пении и молитве - за Его чудные дела и неизреченные Его к нам любовь и милосердие.
Если таким образом будем мы служить Господу всем своим сердцем и с радостью и преданностью Ему встречать Его,
то Он еще в сей земной жизни исполнит наши сердца радостью духовной, а что
еще важнее, переменит эту временную радость на вечную в Жизни Будущей,
которой не будет конца. Аминь.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
|