"Дни печальные Великого Поста:" ярким благодатным светом освещает
Праздник весны - Благовещение, который совершается 7 апреля (25 марта
по старому стилю). Время празднования его колеблется от четверга
третьей седмицы Великого поста до среды Светлой (Пасхальной) седмицы.
Этот праздник имеет только один день предпразднства и попразднства,
поэтому проходит почти незаметно. А между тем это единственный церковный праздник, название которого
выражает главную мысль и значение Пришествия Христова.
"Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий,
Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою".
Так святая Православная Церковь воспевает величайшее событие, которое
в Православной Церкви с древнейших времен называется "благой вестью" или
"Благовещением". В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о
грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира. В лице Святой
и Непорочной Девы человечество согласилось принять в себя Бога, совершилось
великое таинство Боговоплощения путем непорочного зачатия Господа Иисуса Христа. С этого дня началось наше спасение во Христе.
Установление праздника Благовещения относится к III-IV векам. У древних
христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления,
Благовещение Ангела Марии. Современное название праздника -
("Благовещение") - стало употребляться с VII века.
События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом
Лукой. В своем Евангелии он сообщает, что в 6-й месяц после зачатия праведной
Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве
Марии с вестью о грядущем рождении от нее Спасителя мира:
"Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев
его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты
обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь
Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему
Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова
во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк. 1:28-33).
Это первое упоминание о Пресвятой Деве Марии в Священном Писании. Настолько скромной и незаметной была
жизнь Ее, что о Ее детстве и отрочестве нам сообщает только Предание Церкви. Согласно ему, до 14 лет Пресвятая
Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм,
как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти
замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем
обещании Богу - остаться навсегда Девою.
Благовещенский собор Московского Кремля |
Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и
охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную
и уединенную жизнь, как и при храме. Спустя четыре месяца по обручении,
Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал:
"радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа).
Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил возвестил Ей,
что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.
Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая
не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: "Дух Святый найдет на Тебя,
и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном
Божиим". Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева
отвечала: "Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему".
Праздник Благовещения имеет большое значение в деле нашего спасения и искупления.
"То событие, которое именуется "Благовещение", означает зачатие Иисуса
Христа, - говорит профессор богословия диакон Андрей Кураев. - Действием
благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни.
Не от Бога Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные "физиологические" аргументы лучше оставить
при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в
том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что Сам Бог
отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.
Бог не просто вселяется в Деву. Через Архангела Гавриила Он (Вседержитель,
Владыка и Господь) смиренно просит согласия Отроковицы. И лишь когда Он
слышит человеческое согласие: "Да будет мне по слову Твоему", - лишь тогда Слово становится плотью..."
Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Церкви, относится к великой тайне
благочестия (1Тим. 3:16). В нем человечество принесло в дар Богу самое чистое Его
творение - Деву, способную стать Матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на
него даром благодати Святого Духа. Еще во II веке христианские писатели
(например, св. Ириней Лионский) рассматривали
Благовещение как первый акт в христианской истории искупления, в котором
послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Существует предание,
что Бог отправил Архангела Гавриила с благой вестью в тот же день - 25 марта,
в какой произошло Сотворение мира и человека. Мария становится как бы "новой Евой", начальницей нового человечества, искупленного Иисусом Христом.
Богослужебные тексты этого праздника, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о
непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается
с "купиной" и "лествицей" из видения Иакова. Через праздничные песнопения
Церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря
рождению Спасителя от Богородицы небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди
становятся причастными Божеству. Канон, поющийся в этот день, содержит указания
на необычайное величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также
содержит указания на ветхозаветные пророчества о вополощении Сына Божия.
Евангельские слова Архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву-песнь Пресвятой
Богородице: "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою;
благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".
|