ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№04 2008 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

Благовещение Пресвятой Богородицы

"Дни печальные Великого Поста:" ярким благодатным светом освещает Праздник весны - Благовещение, который совершается 7 апреля (25 марта по старому стилю). Время празднования его колеблется от четверга третьей седмицы Великого поста до среды Светлой (Пасхальной) седмицы. Этот праздник имеет только один день предпразднства и попразднства, поэтому проходит почти незаметно. А между тем это единственный церковный праздник, название которого выражает главную мысль и значение Пришествия Христова.

"Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою".

Так святая Православная Церковь воспевает величайшее событие, которое в Православной Церкви с древнейших времен называется "благой вестью" или "Благовещением". В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира. В лице Святой и Непорочной Девы человечество согласилось принять в себя Бога, совершилось великое таинство Боговоплощения путем непорочного зачатия Господа Иисуса Христа. С этого дня началось наше спасение во Христе.

Установление праздника Благовещения относится к III-IV векам. У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии. Современное название праздника - ("Благовещение") - стало употребляться с VII века.

События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой. В своем Евангелии он сообщает, что в 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от нее Спасителя мира:

"Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк. 1:28-33).

Это первое упоминание о Пресвятой Деве Марии в Священном Писании. Настолько скромной и незаметной была жизнь Ее, что о Ее детстве и отрочестве нам сообщает только Предание Церкви. Согласно ему, до 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою.


Благовещенский собор Московского Кремля

Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: "радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: "Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему". Праздник Благовещения имеет большое значение в деле нашего спасения и искупления.

"То событие, которое именуется "Благовещение", означает зачатие Иисуса Христа, - говорит профессор богословия диакон Андрей Кураев. - Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные "физиологические" аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через Архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия Отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие: "Да будет мне по слову Твоему", - лишь тогда Слово становится плотью..."

Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Церкви, относится к великой тайне благочестия (1Тим. 3:16). В нем человечество принесло в дар Богу самое чистое Его творение - Деву, способную стать Матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа. Еще во II веке христианские писатели (например, св. Ириней Лионский) рассматривали Благовещение как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Существует предание, что Бог отправил Архангела Гавриила с благой вестью в тот же день - 25 марта, в какой произошло Сотворение мира и человека. Мария становится как бы "новой Евой", начальницей нового человечества, искупленного Иисусом Христом.

Богослужебные тексты этого праздника, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с "купиной" и "лествицей" из видения Иакова. Через праздничные песнопения Церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон, поющийся в этот день, содержит указания на необычайное величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о вополощении Сына Божия. Евангельские слова Архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву-песнь Пресвятой Богородице: "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.