"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!".
Это древнехристианское песнопение,
Пасхальный тропарь, было передано Церкви
самими апостолами. Вместе с Евангелием
оно хранилось как заветная святыня во всех
христианских общинах. Оно звучало как
победоносный гимн во время гонений и в
катакомбах Рима, и в пещерах Иудеи.
В Пасхальную ночь весть о Воскресшем
Христе льется волнами духовного света из
каждого православного храма, превращая
тьму ночи в свет радостного златозарного
дня.
Христос воскресе! В этих словах, как в
мистическом центре, сходятся все "радиусы"
Ветхого Завета, все его пророчества, все
его образы и обетования.
Христос воскресе! Из глубины этих слов,
как из световой бездны, лучи расходятся по
всей Вселенной. В этих словах заключена
необъяснимая притягательная сила; это - как
прикосновение руки Христа к самому сердцу
человека. За проповедь о Воскресшем
Христе апостолы с радостью шли на смерть
и мучения.
Великий Сократ, которого некоторые
теософы-эзотерики сравнивают с Христом,
принял смертоносную чашу яда-цикуты с
холодным презрением к своим судьям. Его
утешала мысль, что и они приговорены к
смерти - только не афинским ареопагом, а
самой природой, что и их смерть неизбежна.
Апостолы умирали в муках, под пытками, молясь
за своих палачей, как мать молится за
своего ребенка. Они знали, что смерти нет,
что впереди их ждет встреча с Христом.
Пасха - это утверждение нашего бессмертия,
образ будущего воскресения мертвых,
начало вечной жизни, победа Христа
над двумя тиранами человечества - смертью
и адом. Главные события земной и космической
истории - это распятие и Воскресение
Христа Спасителя.
В древние времена день распятия Христа
также назывался Пасхой - Пасхой распятия,
за которой следовала Пасха Воскресения.
Вокруг Пасхи расположены все христианские
праздники: так солнечный диск окружает
золотая корона лучей.
Человек - образ Божественной красоты
и представитель физического мира в духовном
зоне. Его тело содержит все элементы
Космоса, а душа его - луч духовного света,
частица неба - таинственное дыхание Божественных
уст. Человек как духовно-физическое существо принадлежит двум мирам.
Он должен был стать звеном между Богом
и Космосом, чтобы в нем и через него
одухотворилась материя. Грех разрушил
мировую гармонию и оторвал человека от
Бога. Тление и смерть вошли в мир. Они не
были изначальными свойствами мира, темными
двойниками жизни или теневой стороной
Космоса, они вошли в мир как узурпаторы
и тираны. Смерть - это болезнь и порча,
которая поразила мир, как раковая опухоль.
История мира стала трагедией, написанной
алой краской крови и черной краской греха.
Цветок, оторванный от стебля, превращается
в прах и пепел.
Человек, духовно оторванный от Бога,
обречен на гибель. Когда высыхают исто
чники, то растения судорожно пускают
корни в глубь земли, ища влаги. Они как бы
протягивают руку за милостью.
Человечество, потеряв Бога, искало спасения,
обращалось к языческой философии,
к языческим мистериям. Оно протягивало
руку к каменным идолам-изваяниям, но
спасения не было. Мир могла спасти только
такая жертва, которая в своем аксиологическом значении (по степени достоинства)
превосходила бы всю Вселенную. Эта
жертва должна была быть, по природе,
тождественно-подобной тем, за кого она
приносилась. Такую жертву принес Христос.
Будучи Богом, он заключал в Себе всю Вселенную.
Будучи человеком, заменил Собой
человека: так друг осужденного на казнь,
обменявшись с ним одеждой, поднимается
вместо осужденного на эшафот. Безгрешный,-
принял на Себя последствия и ужас
всех грехов всего человечества. Божественное
достоинство Христа сделало Его жертву
беспредельной и безграничной. Распятие и
Воскресение Христа уничтожило духовную
смерть. Христос заменил человека Собой.
Он вывел человека из метафизической тьмы
во свет Божественного Логоса. Он указал
путь к спасению, дал пример великой любви
всей Своей жизнью. Он основал Церковь
с ее Таинствами и богослужениями, в которых
Воскресение Христа - не прошлое, а
настоящее.
Господь уничтожил душевную смерть.
Некоторые говорят: "Весь мир задыхается от
лжи и обмана, стонет от несправедливости
и жестокости, как жертва в руках убийцы.
Как же Господь уничтожил душевную смерть?
Почему Господь не выжег огнем, как раковую
опухоль, зло и грех?". Кто говорит так,
тот забывает, что в таком случае мы сами
должны были быть уничтожены и испепелены,
потому что множество раз изменяли Христу,
переходили ту черту, за которой простирается
область тьмы, греха и зла. Терпение
Божие - это наше общее спасение.
Господь дал нам средства бороться и
побеждать зло. В этой борьбе происходит
становление человека как нравственно свободной
личности. Господь оставил на время
зло, но заставил его служить добру. На
Страшном суде произойдет полное разделение,
полная дифференциация света и тьмы.
Господь уничтожил телесную смерть.
Это конечно же непонятно людям, ведь
мрачные картины смерти окружают нас со
всех сторон. Умирают наши близкие. Смерть
вырывает ребенка из объятий матери. Даже
каменные скалы смерть грызет своими
стальными зубами. Около каждого города
растет другой город - кладбище, безмолвный
город мертвецов. Как же Господь победил
смерть?
Господь обещал нам вечную жизнь не
как продолжение земного существования, а
как преображение, одухотворение человека
и Вселенной. Земное бессмертие было бы
жалкой карикатурой на обещанную Библией
вечную жизнь, вроде той карикатуры, которую
нарисовал великий английский сатирик
Свифт: дряхлые старики, с дрожащими руками
и трясущимися головами, отмеченные
знаком бессмертия, как клеймом, завидуют
тем, кто лежит в могиле, и напрасно молят
смерть прийти к ним.
Бессмертие - как продолжение земной
жизни, когда бы вместе находились развратники
и девственники, демонопоклонники и
христиане, когда бы Нерон, Калигула и
Тамерлан продолжали творить свои черные
дела, когда бы люди продолжали страдать
от болезней и душевных страстей, - было бы
не меньшим проклятием, чем сама смерть.
Христос победил смерть.
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что
когда повреждается серебряная чаша, то
мастер бросает ее в огонь, расплавляет, а
затем уж изготавливает из металла новую,
целую чашу. Так и человек проходит через
пламя смерти, которое выжигает следы
грехопадения из его тела и души, и затем
воскресает в новую жизнь со своим же
телом, но уже с обновленным, имеющим
иные свойства, телом, утонченным, подобным
духу.
Некоторые задают вопрос: "Если душа
бессмертна, то нужно ли воскресение
тела?". Человек как богоподобная личность
- это не только душа, но душа, соединенная
с телом. Воскресшее тело будет подобно
телу Христа Спасителя. Человек у древних
философов называется микрокосмом, микромиром.
Тело сохраняет индивидуальность
человека.
Некоторые недоумевают: "Если преображение
Вселенной зависит от преображения
и воскресения человека, то почему
Господь создал миллиарды миров, которые
человек никогда не видел, а самого человека
поселил не как царя, а как слугу в
углу Вселенной?". Во-первых, Земля - это
духовный центр Вселенной, потому что Христос
сошел на Землю и взял от земли свою
плоть. Мы сказали, что воскресение - это не
повторение земной жизни, не реанимация,
а переход в другое существование, где тело
обретает новые свойства, оно не будет уже
рабом пространства и времени. И человек
в едином духовном видении будет созерцать
всю преображенную Божественным светом
Вселенную как дивную картину, созданную
Богом. Недаром древние философы
называли Вселенную Космосом, а Космос
(греч.) значит "украшение", "наряд". Человек
будет созерцать Космос как свое владение,
Космос откроется перед человеком, когда
падет занавес - власть времени, смерти и
тления. Само пространство не будет преградой
для человеческого тела, как теперь
оно - не преграда для человеческой мысли.
Человек увидит Космос в новой красоте,
как сокровище, которое отец прятал от
ребенка, а затем взял и подарил ему в день
совершеннолетия.
В воскресении увидят друг друга и родные,
и все, кто были соединены в этой жизни
любовью. Надежда осуществится, вера
перейдет в видение, а любовь останется
вечной. В Царстве Божием уже не будет
разлуки и смерти, даже само время исчезнет.
Небесное Царствие - это Царство Божественного
света, вечная жизнь - это вечное
приближение к Богу. Человек, оставаясь по
природе человеком, не теряя своей личности, своей индивидуальности, становится
богоподобным, даже, как дерзновенно сказал
святитель Афанасий Великий, - "богом
по благодати".
Преподобный Максим Исповедник
говорит: <Меч, положенный в пламя, приобретает
свойства огня. Он не только режет,
но жжет>. В вечной жизни всегда все ново.
Изменяется сам человек по образу Христа
Спасителя, изменяется мир в осиянии Духа
Святаго.
Апостол Петр говорит: Взойдет утренняя
звезда в сердцах ваших (2 Пет. 1, 19). Это
- тайна.
Сегодня мы приветствуем друг друга
словами - Христос воскресе! В этих словах
- свет нашей веры, радость нашей надежды,
крепость нашей любви. И на это приветствие
отвечает Церковь земная и Небесная:
"Воистину воскресе Христос!".
Архимандрит РАФАИЛ (КАРЕЛИН)
|