Жители Исетского района,
участники крестного
хода, посвященного
празднованию
памяти местночтимого святого,
преподобного Андрея, игумена
Рафаиловского, представители
интеллигенции и общественности,
старшего поколения, труженики
сел и деревень, отцы и матери в
начале апреля обратились с письмом
в адрес главы администрации
Исетского района А.А.Поминова и
директора департамента образования
правительства Тюменской
области И.Н.Лысаковой.
В нем они выразили свою обеспокоенность
сложившейся ситуацией в сфере
нравственного и духовного состояния
населения района, и особенно молодежи
и детей. На взгляд православных граждан
семи населенных пунктов района, важнейшая
задача ответственных руководителей
в наше время - уберечь юных и молодых
от тлетворного влияния все более и более
нравственно деградирующего мира. Им
необходимо привить иммунитет от зла,
от агрессивности и воспитать в идеалах
добра, истины, святости. Но это окажется
недостижимой целью, если педагоги не
смогут избавиться от иллюзий, внушенных
им в атеистическом прошлом, будто
воспитать порядочного, и более того, высоконравственного
человека можно без
опоры на духовно-нравственные законы,
открытые человечеству Богом.
По мнению, ясно выраженному в
письме, сегодня настоятельно необходимо
формирование правильных понятий
о глобальных взаимоотношениях между
Богом, миром и человеком, а также о
взаимоотношениях между людьми, чем и
определяется весь строй жизни человека.
И взрослые, и дети должны иметь верные
представления о смысле бытия вселенной
и человека в ней, о принципах добра
и причинах зла, о справедливости, о
свободе, о любви и смерти. Воспитание
и образование, основанное на атеисти
ческом мировоззрении, искусственно
насаждалось и было господствующим в
нашей стране на протяжении семидесяти
лет XX века. Опыт жизни и воспитательной
деятельности семьи и школы в советском
атеистическом государстве завершился
полным крахом нравственности последних
двух поколений, которые уже с самого
рождения воспитывались в сознательном
противлении Богу. Не случайно у современной
молодежи в подавляющем большинстве
случаев отсутствуют внутренние
силы для сопротивления злу во всех его
разновидностях. Примеров этому, и громких
примеров, в том числе и в Исетском
районе, достаточно.
К сожалению, атеистическая, богобор
ческая направленность образования
и воспитания в школах района, подчеркивается
в письме, во многом продолжает
сохраняться, несмотря на то, что этого
сегодня не требуют ни закон, ни идеология.
И хотя результаты многочисленных
опросов в нашей стране зафиксировали,
что до 76 процентов населения России
относят себя к людям православной
культуры, однако это никак не отражается
на содержании ни образования, ни
воспитания наших детей. Да, государство
продекларировало наше право жить и
воспитывать своих детей в среде родной
культуры. Да, в преамбуле Закона "О
свободе совести..." признается "особая
роль православия в истории России, в становлении
ее духовности и культуры". Но,
делается вывод в письме, принципиальных
действий по реализации этого права в
районе не видно, да и в масштабе области
такой работы не наблюдается.
На недавней Всероссийской научнопракти
ческой конференции "Православие,
образование и воспитание в XXI
веке" архиепископ Тобольский и Тюменский
Димитрий подчеркнул, что светский
характер нашего государства отнюдь не
запрещает такой направленности образования
и воспитания в наших школах. В
большинстве стран Европы, являющихся
светскими государствами, тем не менее,
осуществляется социальное партнерство
государства и Церкви, а религиозное
образование является неотъемлемым
элементом образовательных программ в
государственных школах.
В связи со сказанным православные
жители обращают внимание глав района
и образовательной системы области,
во-первых, на необходимость введения в
школах предмета "Основы православной
культуры". Во-вторых, на то, что
положительный опыт преподавания этого
предмета в других областях России практи
чески не востребован образовательной
системой нашего региона. В-третьих, на
то, что в школьном образовании обучение, основанное на усвоении специальных
научных знаний гуманитарных и
естественно-научных дисциплин, должно
быть дополнено элементами мировоззренческих знаний, в основе которых лежит
система духовных ценностей.
В письме также обращено внимание
на то, что на Рождественских образовательных
чтениях этого года в Москве
президент Российской академии образования
Н.Д.Никандров прямо сказал, что
преподавание в общеобразовательной
школе "Основ православной культуры" не
нарушает Конституции и не противоречит
светскому характеру нашего образования.
Ведь "светский" отнюдь не значит
"атеистический".
Вряд ли найдутся сегодня среди нормальных
людей те, которые не признали
бы современные нравы испорченными.
Сами понятия авторитета и послушания,
долга и ответственности, приличия и
вежливости, совести и стыдливости, поведения
в обществе и в частной жизни
- все резко изменилось, стало с ног на
голову. В целом нашу жизнь, если быть
честными, можно охарактеризовать как
безнравственную, глубоко пораженную
грехом. Мы часто этого не учитываем,
потому что живем в этом обществе в это
время и принимаем его как данность. Тем
важнее власть предержащим осознать
гибельность этого состояния, правильно
понять его причины и в соответствии с
этим принять надлежащие усилия по исправлению
ситуации.
Сельчане надеются своим обращением
привлечь внимание органов
образования и муниципальной власти к
поставленной проблеме и практическим
действиям по ее решению. Думается,
это будет тем легче сделать, что позиция
губернатора области В.В.Якушева
обозначена ясно. В своем приветствии
в адрес вышеназванной конференции
он подчеркнул, что <только совместными
усилиями государственных органов власти
всех уровней, Русской православной
церкви и других традиционных конфессий,
институтов гражданского общества можно
укрепить духовность и нравственность
нашего общества, восстановить лучшие
традиции образования, поднять его на
достойный уровень".
Анна ПАНКОВА
|