ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№03 2009 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

Торжество Православия

В первое воскресенье Великого поста, которое называется Неделей Торжества Православия, святая Церковь торжествует об утверждении и упрочении православной веры, о победе над многочисленными еретиками, осужденными семью Вселенскими Соборами. Много восстало лжеучителей и расколоучителей – еретиков, начиная с древних времен. Были ереси, которые потрясали Церковь в течение целых столетий, такие, как ереси Ария, Македония, Евтихия, Диоскора, Нестория и ересь иконоборческая. Они принесли Церкви неисчислимые, тягчайшие страдания, и было много исповедников и мучеников, проливших свою кровь за истинное Православие в борьбе со лжеучителями и еретиками. Многие великие святители подвергались изгнанию, некоторых даже по нескольку раз лишали их кафедры. А святитель Флавиан, Патриарх Цареградский, на соборе называемом «разбойничьим» и возглавляемом еретиком Диоскором, был тяжело избит и через три дня умер.

Иконоборческая ересь была одной из самых лютых. Был в Византии жестокий, грубый царь Лев Исавр. Он был ставленником войска и всецело зависел от него, а в войске было немало противников почитания святых икон. Желая угодить войску, он начал жестокое гонение на православных. Неописуемые страдания претерпела Церковь, в особенности монахи, наиболее твердо стоявшие за почитание святых икон. Закрыты были почти все монастыри и храмы, их обращали в склады и военные базы. Монахов и мирян, пытавшихся сохранить иконы, истязали. Тем, кто писал иконы, обжигали руки на раскаленных медных досках.

Окончательно иконоборческая ересь была сломлена благочестивой царицей Феодорой, которая в 842 году созвала Священный Собор, окончательно утвердивший догмат иконопочитания. Собор изрек анафему на всех, кто дерзал говорить, что почитание икон есть идолопоклонство, и христиан называть идолопоклонниками. Мы не обоготворяем святые иконы, но, почитая святой образ, воздаем честь Истинному Богу или его Пречистой Матери, или святому угоднику, изображенному на иконе. Взирая на святой образ телесными очами, мы обращаем духовные очи к первообразу. Святые иконы, подобно Священному Писанию, напоминают нам о реальных лицах и событиях. Изображения на иконах – это сильнейшая проповедь величия их жизненного подвига, прославившего силу Божию. Они учили и учат нас почитать единого Бога и жить по Его заповедям.

Сам Господь, Матерь Божия и апостолы установили почитание святых икон в знак выражения любви и единства земной и Небесной Церкви. Мы знаем, что когда Анания хотел списать образ Христа Спасителя, то Господь подозвал его, взял плат, омочил свой Пречистый лик, приложил плат к Своему лицу, и получился отпечаток образа Христа. После этого мы и почитаем Нерукотворенный образ Спаса Христа.

Мы почитаем иконы Пресвятой Троицы. Иконы пишутся в двух видах: ветхозаветная и новозаветная. С ветхозаветной иконы Пресвятой Троицы на нас смотрит Господь в виде трех Ангелов, когда он шел в Гоморру и Содом, чтобы наказать нечестивых людей. В этих городах не нашлось десяти праведников, кроме одного Лота, и поэтому послал Господь дождь огненный и серный и сжег эти города, потому что жители ввели в свои города страшный разврат и беззаконие. Чтобы это нечестие не распространилось по лицу земли, Господь, как говорят святые отцы, предал огню и учителей зла, и самую закваску нечестия – всех жителей и место. И теперь на этом месте Мертвое море. Оно напоминает всем о посещении в древние времена Живоначальной Троицей этих городов.

На новозаветной иконе Троицы мы видим: стоит в водах Иорданских Господь, на него возлагает руку Иоанн Креститель, и как бы слышится глас от Бога Отца, и Дух Святой в виде голубя сходит на Сына Человеческого, Сына Божия. Это – изображение великого таинства, и каждый принимающий благодатное крещение, принимает ту же благодать Духа Святаго, которая сходила во Иордане на Сына Человеческого. Прославляя святые иконы, мы должны помнить о том, что на святых иконах невидимо присутствуют духом те, которые на них изображены. Святые отцы говорят, что дано Богом этим угодникам Божиим видеть нас с неба. Стоим мы в храме, молимся или куда-то идем – видят они всех, которые в покаянии живут перед Богом, слышат наши вздохи, наши скорбные молитвы, помогают нам. Святые отцы поясняют, как это происходит. Святые угодники и Ангелы взирают на Господа Бога Вседержителя и, как отражение от солнца, как в зеркале, видят молитвы, которые идут к Богу. И они, принимая откровения от Бога, взывают, молятся, умоляют Бога о нас, и Господь посылает нам Свою милость за их молитвы. Поэтому нужно с особой любовью относиться к иконам святых. Когда освящаются иконы, то просится в молитвах, чтобы Господь подал благодать Свою, благодатную помощь всем тем, которые будут прикасаться, лобзать поклоняться, славословить, величать угодников, изображенных на святых иконах.

Вспоминая в этот воскресный день великое торжество Православной веры, восстановление иконопочитания, мы должны покаяться, посмотреть на себя: действительно ли мы любим веру Православную, как любили ее угодники Божии, действительно ли мы чтим их труды и подвиги, их молитвы, действительно ли мы любим Матерь Божию так, как любили эти угодники Божии? Ведь кто не почитает Матерь Божию, тот не может получить спасения, потому что Матерь Божия – Матерь Бога Вседержителя и Матерь всех христиан. Сколько Она спасла людей! Сколько Она оказала милостей своих! Она не только отдельным людям помогает, но и целые народы спасает. Во время войны 1812 года на наше государство напал Наполеон со своим интернациональным войском, которое по численности втрое превышало наши силы. Господь дал премудрость и разум Кутузову и внушил русским воинам взять в помощь себе Смоленскую икону «Одигитрия», которая три месяца пребывала с русскими войсками в походе. По полкам носили икону Божией Матери, воины каялись, причащались и в молитвах вызывали о помощи. Только вера православная сохранила Русь. Наполеон не смог победить Русь, потому что Русь была в благодати Духа Святаго.

Дорогие братья и сестры! Не нужно думать, что время борьбы со лжеучителями прошло и осталось в далекой от нас эпохе Вселенских Соборов. Сегодня Господь зовет нас отстаивать Истину Православия от умножившихся проповедников тьмы, по мере наших сил у себя ли дома, в кругу ли друзей или на работе. Главное наше духовное оружие в защите истины – это наша молитва. Господь посылает нам великую благодать, дарует нам Церковь Свою, дарует Духа Святаго, дарует нам благодатные иконы. И если мы обращаемся к угодникам Божиим, то они помогают нам в деле нашего спасения.

Будем же молиться за нашу Церковь, которой угрожают сегодня лжеучения и расколы. Будем молиться за наше Отечество, чтобы оно вернулось ко Христу и чтобы невзгоды, которые мы переживаем сейчас, способствовали не помутнению разума людей, а, напротив, просветлению их совестного чувства! Будем молиться и за нас самих, чтобы в оставшиеся дни Великого поста преуспеть в духовном исцелении. Будем молиться о том, чтобы Господь укрепил нашу веру, дал нам ревность ко спасению и ввел нас в радость Своего Воскресения.

Протоиерей Николай Матвийчук

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.