Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые
отцы, дорогие братья и сестры!
Сегодня, в праздник Сретения Господня, мы вспоминаем, как пророк
Симеон и пророчица Анна удостоились
встретить в Иерусалимском храме Богомладенца Иисуса, в Лице Которого
встретились Божество и человечество.
«Для нас встретить Господа – значит
воцарить Его над своим умом, над волей
и над сердцем… Тогда ум будет занят
единым Господом… В воле и совести
запечатлеются заповеди Божии», – так
писал святитель Феофан Затворник. Развивая данную мысль, можно сказать, что
в согласии совести и воли, движимой
любовью к ближним, заключается основа
истинно христианского образа жизни.
Этот образ жизни спасителен для людей
всех возрастов и особенно важен для
молодых людей, для юношества.
Знаменательно, что именно к празднику Сретения приурочен в России День
православной молодежи. Ведь нынешний праздник символизирует не только
встречу Ветхого и Нового Завета, закона и благодати, но и встречу старости
с юностью. Многие из вас молились
здесь утром за Божественной литургией,
в которой участвовали люди разных поколений – и умудренные многолетним
опытом пастыри и педагоги, и представители православных молодежных
организаций. Именно в Церкви, в соприкосновении с вечностью, созидается,
живет и продолжается в наших молитвах
духовная связь поколений и преодолевается пресловутая проблема конфликта
между отцами и детьми.
Эта связь поистине бесценна, ибо ни
без мудрости и опыта пожилых, ни без
дерзновения и энергии молодых Церковь
не сможет исполнить свою спасительную
миссию, не может быть внутренне едина.
А единство – одно из сущностных, неотъемлемых свойств Церкви, согласно
учению святого апостола Павла, который
говорит нам: «Вы – тело Христово, а
порознь – члены» (1 Кор. 12: 27). «Таинство единства» и «союз неразрывного
согласия» должны быть бережно хранимы, – призывает нас священномученик
Киприан Карфагенский.
О единстве Церкви, о ее многообразии было очень ясно сказано на
недавнем Поместном Соборе. Отдавая
дань благодарной памяти Святейшему
Патриарху Алексию II, Собор напомнил,
что почивший оберегал Церковь «от расколов и разделений, объединяя людей
разных национальностей, поколений, социальных слоев». «И сегодня, памятуя
заветы почившего Первосвятителя, –
читаем мы в Послании Собора, – нам
нужно хранить и укреплять церковное
единство, не допуская, чтобы кто-либо
посеял между нами даже тень разделения». Роль Рождественских чтений
в укреплении этого единства, в поддержании общения внутри церковного
организма может быть и должна быть
исключительно значима.
Итак, я сердечно приветствую вас на
XVII Международных Рождественских образовательных чтениях. Свидетельствую,
что за годы своего существования чтения
стали представительным общецерковным
форумом, удачно сочетающим научно-образовательные конференции, круглые
столы, практические семинары, многоразличные формы братского общения.
Отрадно отметить, что в рамках чтений
ежегодно работают несколько десятков
секций, посвященных проблемам образования, науки, современных информационных технологий, различных сторон церковной жизни. Тематика и проблематика
чтений охватывает практически все, что
волнует сегодня Церковь и общество.
Тема, избранная на этот год, –
«Наука, образование, культура: духовно-
нравственные основы и пути развития».
Сегодня мир оказался в новой для
себя ситуации, столкнулся со многими
вызовами. Международный терроризм,
экономический и экологический кризис,
нравственная деградация миллионов
людей – все это требует ответа от благонамеренных сил общества. А значит,
требует диалога и сотрудничества служителей Церкви со светскими учеными,
педагогами и тружениками культуры.
Многие острые проблемы, в частности,
нравственное оскудение общества, беспокоят не только православную совесть.
Голос совести как верный и надежный критерий, как самый отзывчивый
камертон, должен объединять людей
перед лицом всех нынешних угроз и
опасностей.
Мы знаем, что в духовной сокровищнице Православия таится неисчерпаемый
источник мудрости и силы. Церковь
призвана помочь людям осознать свое
предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для
творческой энергии в той или иной
сфере народного бытия, включая науку
и технику, образование и просвещение,
культуру и искусство. Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития
науки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью
понимать, что у нашего народа вообще
нет будущего, если наука и образование
не станут национальными приоритетами;
что у нас нет достойного будущего, если
настоящая культура будет влачить жалкое
существование на фоне расслабляющей
вакханалии масскульта. Мировой опыт
свидетельствует, что лишь те страны, в
которых науке и образованию уделяется
должное внимание, могут сохранить свой
суверенитет и успешно развиваться.
Полагаю, что Русская Православная
Церковь должна помочь государству и
обществу в координации научных, творческих и просветительских усилий. «Богу –
Богово, а Ньютону – ньютоново» – такой
принцип поведения недавно предложен
нам известным интеллектуалом Виталием
Третьяковым. Речь идет, наверное, о
том, что Церковь не должна покушаться на естественнонаучное знание и на
институт рационального образования.
И мы можем принять этот принцип, но
при одном непременном условии: должен
быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей,
когда на первом месте безусловное и
непререкаемое «Богу – Богово».
Исходя из такого миропонимания,
православные христиане должны быть
всегда открыты к диалогу и сотрудничеству с окружающим миром, в том числе
с педагогами, людьми науки и культуры.
Об этом ясно сказал и Поместный Собор, призвавший пастырей и мирян «развивать диалог с окружающим обществом,
включая гражданские объединения, мир
науки и культуры. Православные христиане, которые так поступают, лучше
знают реальную жизнь, нужды, чаяния
и вопрошания людей, живущих рядом с
нами и испытывающих духовную жажду.
Вот почему нам нужно идти навстречу
этим людям и вступать с ними в общение, являя им христианский образ жизни
и говоря о наших ценностях, ведь «вера
от слышания, а слышание от слова Божия», как говорит апостол Павел (Рим.
10: 17)».
Должен отметить, что творческое
развитие образования, науки и культуры возможно лишь на основе духовной
преемственности, запечатленной в
лучших образцах, в эталонах. Мне уже
приходилось подчеркивать, что в период государственного атеизма в России
сложилась уникальная ситуация. Собственный голос Церкви, чрезвычайно
ограниченной в своих скромных возможностях, был тогда народу почти не
слышен, и Евангелие возвещалось не
священниками-миссионерами, а деятелями культуры. О Христе продолжали
свидетельствовать шедевры многовекового культурного развития – литература
и музыка, церковное зодчество и живопись. Православное мировосприятие и
мировоззрение, библейские изречения
и церковная мудрость продолжали жить
в сознании народа, сохранялись в его
песнях, пословицах, поговорках. Таким
образом, именно культура оставалась
носительницей христианского благовестия. Это драгоценное качество русской
культуры и сейчас является ее неотъемлемым достоянием. Подлинная культура
продолжает нести свою добрую службу, и
наш долг ее сохранять и развивать.
Глубоко убежден, что национальная
образовательная система не может
устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные
духом и чистые сердцем люди справятся
с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что
религиозная и нравственная мотивация
накрепко взаимосвязаны для большой
части людей в России и мире.
Да, Россия и другие страны нашего канонического пространства – это
светские государства, где религиозные
институты отделены от органов государственного управления. Мы уважаем
конституционные основы сложившегося
государственного строя. Но в то же
самое время мы не можем не уважать
права и свободы граждан, в том числе
их право получать образование и давать
образование своим детям именно в
духе того мировоззрения, которого придерживаются в семье. Это право признается не только самой логикой нашего
национального законодательства, но и
такими международно-правовыми документами, как Международный пакт об
экономических, социальных и культурных
правах, Декларация о ликвидации всех
форм нетерпимости и дискриминации на
основе религии или убеждений, Протокол
. 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод
и так далее.
|
Сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в
школах основ религиозной культуры –
православной, исламской и некоторых других. Эта практика очевидно востребована
учащимися и их родителями, не вызывает
никаких конфликтов, кроме дискуссий в
пределах заинтересованных кругов столичных элит. Во многих регионах заключены
соглашения епархий с органами управления образованием, совместно готовятся
учителя, выходят пособия. Сейчас проходит
региональный этап первой Всероссийской
олимпиады школьников по Основам православной культуры, в которой уже приняли
участие тысячи учащихся. Приказом Министра образования и науки она утверждена
в перечне предметных олимпиад.
Полагаю, что практика преподавания
основ религиозной культуры не должна
быть разрушена. Раз вкусив доброго
плода, человек уже не откажется от него
– так, школьники, изучающие основы
православной культуры, и их родители
не согласятся с тем, чтобы их лишили
такой возможности. Накопленный опыт
преподавания основ православной культуры (а этот опыт обобщался Министерством образования и науки, а также
Общественной палатой), не может быть
выброшен за борт.
Сказав это, хотел бы особо подчеркнуть, что Церковь всегда настаивала на
добровольности изучения какой-либо из
религиозных культур, а также на праве
вообще не изучать ни одну из них, заменив соответствующий предмет уроками
светской этики для неверующих школьников. Не раз приходилось говорить, что
такая модель принята почти повсюду в
Европе и прекрасно действует.
Основы религиозной культуры должны преподаваться дипломированными
педагогами, подготовленными при
участии соответствующих религиозных
общин в признанных центрах высшего
образования или повышения квалификации. Обучение данному предмету необходимо вести по пособиям, написанным
профессиональными авторами, имеющими высокий научный и общественный
авторитет в стране и уважаемые в
своих религиозных общинах. Через эти
пособия верующим людям надо уметь
корректно представить свою культуру и
свои взгляды не только самим себе, но
и приверженцам других убеждений.
Для сохранения и закрепления практики, о которой я только что сказал,
наша Церковь готова интенсифицировать
процесс согласования позиций с государством, привлекая к этому процессу
ученых, педагогов-практиков, широкую
общественность. Трудности, которые раньше возникали в этом диалоге, отношу на
счет недоумений, нечетких формулировок,
неудачной критики и неудачной защиты от
нее. В результате в некоторых кругах сложился ложный, карикатурный образ предлагаемой Церковью системы изучения
основ религиозной культуры. Убежден,
что сегодня мы можем и должны через
диалог с Министерством образования и
науки и всеми заинтересованными кругами и структурами прийти к решениям,
которые были бы приняты и Церковью,
и государством, а главное – нашим народом. В процессе диалога мы должны
выступать как партнеры, использующие не
язык спора, но язык взаимной поддержки
и общего дела. Ведь у Церкви и светской
педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и
работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно
и одухотворенно, имеющую нравственное
измерение своих слов и дел, приносящую
пользу не только себе, но и ближним,
равно как и своему Отечеству.
Мы с вами призваны распространять
и актуализировать духовные ценности
Православия, настоятельно требующие
единства веры и знания, молитвы и дела.
Только тогда станет возможен синтез
науки, образования и культуры в едином
интегральном поле. С Божией помощью,
благодаря в том числе позитивному опыту Рождественских чтений, опираясь на
разработки Отдела религиозного образования и катехизации, других Синодальных
учреждений Русской Православной Церкви, наших духовных школ, а также всех
вас, работающих в регионах, сегодня мы
подошли к новым рубежам.
Дорогие участники чтений! Единственный прямой путь к возрождению
нашего народа – это созидание крепкой
семьи, духовно-нравственное воспитание
и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре.
Пришло время возрождать истинные
традиции Добротолюбия и Домостроя,
повышать в общественном сознании
ценность семьи как «малой Церкви» и
Церкви как большой семьи.
Желаю всем нам преуспеть в этом священном деле.
Милость Божия и Его благословение да пребывают со всеми нами.
Патриархия.ru
|