ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№03 2008 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

Духовная радость Великого Поста


Время земной жизни - краткий отрезок на пути в вечность - дано человеку для покаяния. Но память человеческая слаба, и сам человек слаб и изменчив и оттого часто нуждается в напоминании: чего ради он создан, откуда ниспал, к чему призван. Душа его все больше спит, между тем как дни проходят, подобно бесследно исчезающим каплям дождя, и конец дольнего странствования неотвратимо приближается. Поэтому Церковь и установила выделить из общего течения дней особый, ни на что не похожий период - время Великого поста, время пробуждения души, плач о грехах, когда человек приходит в сердечное сокрушение и раскаяние.

Приближается время, когда мы с вами дорогие братья и сестры, вступим в подвиг Великого и спасительного поста, который установлен Церковью в подражание примеру Самого Господа Иисуса Христа. Ради нашего с вами спасения Он постился сорок дней, не вкушая в это время никакой пищи и не принимая никакого пития. Так и нам, Его последователям, Святая Православная Церковь строго заповедала хранить святое воздержание, духовное и телесное, в течение четыредесяти дней, начиная с Чистого понедельника.

В эти великие покаянные дни открыты все храмы. Мы видим, что Святая Церковь в эти дни облеклась в траурную одежду, слышим особые песнопения, своим постовым колокольным звоном, она в эти дни сокрушается, сетует, плачет о своих чадах, призывая к этому и нас с вами. Подобно тому, как евреи, лишившиеся своего отечества, плакали на реках вавилонских, так и мы призываем в эти святые дни оплакивать утрату своего Небесного Отечества, которого мы лишились по нашим грехам и беззакониям.

Оплакивание грехов Церковь соединила с постом, потому что он окрыляет наше покаяние и возносит его к Престолу Божию. Подвиг поста - дело святое и весьма древнее. "Пост - дар древний, неветшающий, нестареющий, но непосредственно обновляемый, цветущий во всей красоте", говорит святитель Василий Великий. Пост - не новое изобретение, но драгоценность Святых Отцов. Все святые соблюдали пост как отеческое наследие, передаваемое от отца к сыну и преемственно получаемое. Это стяжание по порядку преемства сохранилось и до нас. Сорок дней постился Моисей на Синае, и пост сделал святого пророка законодателем, и он удостоился пребывания с Богом и получил от Него Закон для израильского народа. Молитва преподобной Анны, соединенная с постом, даровала ей благодатное дитя: святого пророка Самуила. Пост сделал неодолимым Сампсона, и, пока он не был разлучен с ним, враги падали тысячами, львы не выдерживали крепости его рук. Но когда овладели им пьянство и блуд, он был уловлен неприятелями и, лишенный очей, выставлен на посмешище детям иноплеменников.

Постившийся Илия заключил небо на три года и на шесть месяцев, поскольку он видел, что от пресыщения рождается в народе много наглости и зла. И чтобы исцелить народ от порока роскоши и распутной жизни, наложил на него невольный пост - голод, который остановил без меры уже разлившийся грех. Постом, как бы прижиганием или сечением, прервал он дальнейшее распространение зла. Пост соделал святого пророка Илию зрителем великого видения: сорокадневным постом очистив душу, он удостоился на Хориве видеть Господа. Через пост святой пророк Илия возвратил вдовице умершего ее сына.

"Пост, - говорит святитель Василий Великий, - рождает пророков, укрепляет сильных, пост умудряет законодателей. Пост - добрая стража душ, надежный сожитель телу, училище подвижников. Он отражает искушения, он - сожитель трезвости и целомудрия. Пост - матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешествующих, надежный помощник супругам".

Пост приличен везде и во всякое время. Если бы пост владычествовал во вселенной, то был бы везде глубокий мир, и не было бы восстаний одного народа на другой, и жизнь не была бы столь плачевна и исполнена скорби. Пост, научая людей воздержанию от излишества в явствах, научал бы и совершенному удалению от пороков: сребролюбия, любостяжательности, тщеславия и других злых страстей, и жизнь протекала бы в глубоком мире и душевном безмятежии.

Роскошная жизнь богача ввергла его в геенну огненную, а Лазарь через пост взошел на Небо, упокоился на лоне Авраамовом. У постящегося и цвет лица почтенный (он не переходит в бесстыдную багровость), взгляд у него кроткий, походка степенная, лицо осмысленное, в сердце - чистота. Все святые любили пост и соблюдали его. Подобно тому, как весной все естество животных, птиц и деревьев снимает с себя старый покров и облекается в новое прекрасное одеяние, так и мы должны в эти святые дни Великого поста очистить себя, совлечь с наших душ грязные рубища греха - постом, молитвой и покаянием и облечь наши души в чистые одежды, благоприятные Господу.

"Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй...". Так обращается к душе своей преподобный Андрей Критский в умилительном своем покаянном каноне, который мы слышим за вечерним Богослужением на первой седмице Великого поста. Обратимся, дорогие братья и сестры, с этими словами к своей душе и постараемся разбудить ее от тяжкого, болезненного, греховного сна.

Пост - дело святое, потому что он обуздывает страсти, живущие в нашем теле. Во время поста мы стяжаем святость. При невоздержании мы открываем дверь разврату помыслов, а при воздержании сообщаем мыслям свет, чувствам - чистоту, духу - свободу и крепость.

Один из святых Отцов говорит: "Когда какой-нибудь царь захочет взять неприятельский город, он удерживает прежде всего воду и съестные припасы, и неприятели, погибая от голода и жажды, покоряются ему. Так бывает и с нашими плотскими страстями. Если человек будет жить в голоде и посте, то враги, ослабив, оставят душу".

По слову святителя Иоанна Златоуста, кто постится, тот угашает злые свои страсти. Пост делает душу бодрой, возносит ее выше земного и влечет к Небесному. Все святые отцы уважали пост и почитали его как самое благоприятное время для своего исправления и усовершенствования.

Будем же усердно подвизаться на поприще борьбы с грехом через покаяние, освободим нашу душу от плена греховного, благоразумно и спасительно проведем эти святые дни Великого поста и с духовной радостью встретим Светлое Христово Воскресение.

Протоиерей Николай МАТВИЙЧУК, "Слово пастыря", благочинный Ханты-Мансийского округа

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.