Время земной жизни - краткий отрезок на пути в вечность - дано
человеку для покаяния. Но память человеческая слаба, и сам человек
слаб и изменчив и оттого часто нуждается в напоминании: чего
ради он создан, откуда ниспал, к чему призван. Душа его все больше
спит, между тем как дни проходят, подобно бесследно исчезающим
каплям дождя, и конец дольнего странствования неотвратимо приближается. Поэтому Церковь и
установила выделить из общего течения дней особый, ни на что не
похожий период - время Великого поста, время пробуждения души,
плач о грехах, когда человек приходит в сердечное сокрушение и раскаяние.
Приближается время, когда мы с вами дорогие братья и сестры, вступим
в подвиг Великого и спасительного поста, который установлен Церковью в
подражание примеру Самого Господа Иисуса Христа. Ради нашего с вами
спасения Он постился сорок дней, не вкушая в это время никакой пищи и не
принимая никакого пития. Так и нам, Его последователям, Святая Православная Церковь строго заповедала
хранить святое воздержание, духовное и телесное, в течение четыредесяти дней,
начиная с Чистого понедельника.
В эти великие покаянные дни открыты все храмы. Мы видим, что Святая
Церковь в эти дни облеклась в траурную одежду, слышим особые песнопения,
своим постовым колокольным звоном, она в эти дни сокрушается, сетует, плачет о своих чадах, призывая к этому и
нас с вами. Подобно тому, как евреи, лишившиеся своего отечества, плакали
на реках вавилонских, так и мы призываем в эти святые дни оплакивать
утрату своего Небесного Отечества, которого мы лишились по нашим грехам
и беззакониям.
Оплакивание грехов Церковь соединила с постом, потому что он окрыляет
наше покаяние и возносит его к Престолу Божию.
Подвиг поста - дело святое и весьма древнее. "Пост - дар древний, неветшающий, нестареющий, но непосредственно обновляемый, цветущий во всей
красоте", говорит святитель Василий Великий. Пост - не новое изобретение,
но драгоценность Святых Отцов. Все святые соблюдали пост как отеческое
наследие, передаваемое от отца к сыну и преемственно получаемое. Это стяжание по порядку преемства сохранилось
и до нас. Сорок дней постился Моисей на Синае, и пост сделал святого
пророка законодателем, и он удостоился пребывания с Богом и получил от Него
Закон для израильского народа. Молитва преподобной Анны, соединенная с
постом, даровала ей благодатное дитя: святого пророка Самуила. Пост сделал
неодолимым Сампсона, и, пока он не был разлучен с ним, враги падали тысячами, львы не выдерживали крепости
его рук. Но когда овладели им пьянство и блуд, он был уловлен неприятелями и,
лишенный очей, выставлен на посмешище детям иноплеменников.
Постившийся Илия заключил небо на три года и на шесть месяцев, поскольку он видел, что от пресыщения
рождается в народе много наглости и зла. И чтобы исцелить народ от порока
роскоши и распутной жизни, наложил на него невольный пост - голод, который
остановил без меры уже разлившийся грех. Постом, как бы прижиганием или
сечением, прервал он дальнейшее распространение зла. Пост соделал святого
пророка Илию зрителем великого видения: сорокадневным постом очистив
душу, он удостоился на Хориве видеть Господа. Через пост святой пророк Илия
возвратил вдовице умершего ее сына.
"Пост, - говорит святитель Василий Великий, - рождает пророков, укрепляет
сильных, пост умудряет законодателей. Пост - добрая стража душ, надежный
сожитель телу, училище подвижников. Он отражает искушения, он - сожитель
трезвости и целомудрия. Пост - матерь здравия, воспитатель юности, украшение
старцев, добрый спутник путешествующих, надежный помощник супругам".
Пост приличен везде и во всякое время. Если бы пост владычествовал во
вселенной, то был бы везде глубокий мир, и не было бы восстаний одного
народа на другой, и жизнь не была бы столь плачевна и исполнена скорби.
Пост, научая людей воздержанию от излишества в явствах, научал бы и
совершенному удалению от пороков: сребролюбия, любостяжательности,
тщеславия и других злых страстей, и жизнь протекала бы в глубоком мире
и душевном безмятежии.
Роскошная жизнь богача ввергла его в геенну огненную, а Лазарь через пост
взошел на Небо, упокоился на лоне Авраамовом.
У постящегося и цвет лица почтенный (он не
переходит в бесстыдную багровость), взгляд у него
кроткий, походка степенная, лицо осмысленное, в сердце
- чистота. Все святые любили пост и соблюдали его.
Подобно тому, как весной все естество животных,
птиц и деревьев снимает с себя старый покров и облекается в новое прекрасное
одеяние, так и мы должны в эти святые дни Великого поста очистить себя, совлечь с
наших душ грязные рубища греха - постом, молитвой и
покаянием и облечь наши души в чистые одежды, благоприятные Господу.
"Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде
сый и вся исполняй...". Так обращается к душе своей
преподобный Андрей Критский в умилительном своем
покаянном каноне, который мы слышим за вечерним Богослужением на первой
седмице Великого поста. Обратимся, дорогие братья и сестры, с этими
словами к своей душе и постараемся разбудить ее от тяжкого, болезненного, греховного сна.
Пост - дело святое, потому что он обуздывает страсти, живущие в нашем
теле. Во время поста мы стяжаем святость. При невоздержании мы открываем
дверь разврату помыслов, а при воздержании сообщаем мыслям свет, чувствам
- чистоту, духу - свободу и крепость.
Один из святых Отцов говорит: "Когда какой-нибудь царь захочет взять
неприятельский город, он удерживает прежде всего воду и съестные
припасы, и неприятели, погибая от голода и
жажды, покоряются ему. Так бывает и с нашими плотскими страстями. Если
человек будет жить в голоде и посте, то враги, ослабив, оставят душу".
По слову святителя Иоанна Златоуста, кто постится, тот угашает злые
свои страсти. Пост делает душу бодрой, возносит ее выше земного и влечет к
Небесному. Все святые отцы уважали пост и почитали его как самое
благоприятное время для своего исправления и усовершенствования.
Будем же усердно подвизаться на поприще борьбы с грехом через
покаяние, освободим нашу душу от плена греховного, благоразумно и спасительно
проведем эти святые дни Великого поста и с духовной радостью встретим Светлое
Христово Воскресение.
Протоиерей Николай МАТВИЙЧУК, "Слово пастыря", благочинный Ханты-Мансийского округа
|