Образовать человека - это значит помочь ему отразить в себе образ Божий, укрепить человека в союзе с Богом, и мы понимаем, что перед системой образования стоит не только задача передачи знаний, но и формирования человека, гражданина и патриота. Молодой гражданин России должен знать духовную историю своей страны, должен знать православие: ведь с историей связана вся русская история, литература, культура.
Именно поэтому с 1993 года в нашей школе ведётся спецкурс "Светочи России, наши великие спутники, путеводители" (Русский национальный пантеон). В основе спецкурса программа Т.Н.Гончаровой, народного учителя СССР. Концепцию программы можно определить словами митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна о православии как оазисе русской души, о Церкви и школе, которые должны идти рука об руку в воспитании духовности и нравственной чистоты у подросткового поколения.
Спецкурс помогает вдохнуть веру в себя, в общество, в человека, преодолеть национальную скорбь. Надёжный путь к этому - тщательное изучение жизни великих людей ушедших эпох.
Кто же нам посоветует, кто нам из нашего прошлого поможет понять нас самих, покажет нам путь дальше?
На первом месте среди советчиков должны быть причисленные Церковью к лику святых, мудрые строители отечественной цивилизации, затем гениальные писатели и поэты, художники, учёные, изобретатели, деловые люди и другие, деяния которых имеют позитивную ценность. Это наши путеводители, они способны вызвать к действию нравственные, умственные, духовные, творческие силы. Наше призвание - сравняться с лучшими предками. А если это сделать нельзя, то хотя бы приблизиться к ним.
Программа рассчитана на два года (10-й и 11-й класс), по 34 часа в каждом классе.
Мой опыт преподавателя показал, что детям уроки эти нравятся. Нравится неторопливое чтение Библии, вернее Евангелия. Ведь спецкурс открывается знакомством с жизнью и деяниями Иисуса Христа. Это уроки радостных и трепетных открытий о Боге, о Человеке, о самих себе, уроки высокой духовности.
Удивительна книга родства Иисуса Христа! Родословие Иисуса Христа содержится в Евангелии Матфея (I, 1-6) и Луки (III, 23-38). Иисус знал свою родословную в глубину нескольких тысячелетий. А сколько поколений своих предков знают дети? - Таково первое домашнее задание, связанное с Библией.
"Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти... Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме, и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями". Эти слова принадлежат Павлу Флоренскому, священнику, мыслителю, учёному, расстрелянному в 1937 году.
И дети, исследуя свою генеалогию, порой узнавали о своих родственниках до середины XIX века, кто-то углублялся в начало XX века. А вот в 2001 году ученица 10-й класса Юля Бабанова принесла генеалогическое древо своей семьи за 250 лет (со сведениями о том, где кто родился, чем занимался)! То есть, эти сведения собирались в семье предыдущими поколениями.
Работа с Евангелием весьма интересна, но и трудна. Мы на занятиях вчитывались в страницы, повествующие о земной жизни Иисуса Христа: о рождении, о Крещении в реке Иордан, искушении Его в пустыне Иудейской.
Знакомимся с Нагорной проповедью, с чудесами над природой, исцелениями, воскрешениями из мертвых. Читаем притчи Иисуса Христа, знакомимся с последними днями Иисуса Христа перед распятием, читаем о пути на Голгофу, о распятии, смерти, о воскресении Его.
Когда завершаем чтение, пишем сочинение по рассказу А.П. Чехова "Студент", как бы заново переживая вместе с Иваном Великопольским смертельную тоску Иисуса Христа в саду во время молитвы и сильнейшую душевную боль Петра, ученика Иисуса.
Работа с Евангелием обогащает духовно, как бы освещает изнутри каждого прикоснувшегося к Священному Писанию.
После этих занятий знакомимся с жизнью первых христиан, Крещением Руси, с жизнью, деяниями первых русских святых:
Бориса и Глеба,
святой равноапостольной великой княгини Ольги,
святого равноапостольного Владимира, великого князя.
Особое место отводится в уроках святому благоверному князю Александру Невскому, великому государственному мужу, спасителю будущности русского народа, доброму страдальцу за землю Русскую, великому подвижнику, собирателю земли Русской святому Сергею Радонежскому.
Все уроки должны протекать неторопливо, без суеты, но насыщенно духовно.
Спецкурс предполагает и знакомство с некоторыми гениальными художниками Древней Руси:
- Феофан Грек, византиец, для которого Русь стала второй родиной;
- Андрей Рублёв, иконописец, воспитанный в Троицком монастыре под крылом Сергия Радонежского, ученик и друг Феофана Грека, создатель иконы "Троица".
А потом сразу знакомство с гениальными русскими художниками и композиторами России XIX века: К.П.Брюллов, А.А.Иванов, А.К.Саврасов, И.И.Левитан, П.И.Чайковский...
Это уроки мудрости жизни, уроки, показывающие, как люди помогают друг другу, как заботятся о славе России, как, оказавшись далеко за пределами Родины, тоскуют о ней.
Приподняться над обыденностью тоже важно и возможно, открываются иные вершины. На них обрушиваются вихри, их обволакивают тучи, но дышится там легче и привольнее. Свежий и прозрачный воздух очищает сердце от всякой скверны, а когда открываются безграничные дали, видишь всё человечество. Жить на вершинах обыкновенный смертный не в силах. Но там обновляется дыхание лёгких и кровь. Там чувствуешь себя ближе к вечности. А когда спустишься в равнину жизни, сердце твоё будет закалено для новых боёв добра и зла. Битвы эти чаще всего проходят в сердце самого человека.
Таким образом, спецкурс способствует не только расширению кругозора, но помогает молодому человеку сделать свой выбор между добром и злом, свидетельствует о жизненной необходимости воспитания такого характера, который противостоял бы напору всяких случайностей жизни.
Вот несколько высказываний детей о спецкурсе.
Д.Сафронов: "На этих уроках я узнал о жизни Иисуса Христа, о жизни первых русских святых, о художниках. Спецкурс нужно вести в школе".
С.Евдокимова: "Спасибо урокам спецкурса "Светочи России". Благодаря им я ближе познакомилась с Библией; на занятиях о том, как жили, мыслили, трудились великие художники. Как создавались ими шедевры живописи".
Ю.Гилева: "Уроки спецкурса очень важны. Мне же были более интересны те занятия, где мы знакомились с первыми русскими святыми, с древними художниками".
С.Каташева: "Прощаясь с уроками спецкурса, я могу сказать, что они прошли не бесследно. Навсегда остались в моей душе незабываемые встречи с прекрасными живописцами нашей Родины. Спецкурс нужен в школе".
Ю.Потапченко: "Уроки спецкурса познакомили меня с выдающимися художниками, музыкантами, с первыми русскими святыми. Спасибо".
Да, "образовать человека - это значит помочь ему отобразить в себе образ Божий, укрепить человека в союзе с Богом, научить сохранять себя от греховного прельщения и рабства дьяволу", а каким путем вести человека к совершенству? На этот вопрос ясно и определенно отвечает Ушинский: <Только христианство может вести человека по этой великой и опасной дороге, указывая на живой идеал совершенства - Христа".
В.Белоусова, учитель
Онохинской средней школы
|