ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№03 2007 г.         

Перейти в раздел [Образование]

За себя, за семью, за страну.

Говоря о воспитании чувства ответственности, прежде всего мы говорим о духовно-нравственном воспитании детей.

Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей человека.

В своем послании Федеральному собранию Российской Федерации в июле 2000г. В.В. Путин подчеркивал: "Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели - не только материальные. Не менее важные - духовные...". Сегодня остро поднимается вопрос о воспитании человека, о поиске путей выхода из духовного кризиса. Воспитание человеческих качеств на основе многовековой и богатой русской духовной традиции должно стать приоритетной педагогической задачей современной российской школы.

Однако, несмотря на такое правильное понимание проблемы, мы видим, что воспитание молодого поколения оказывается делом нелегким. Для многих педагогов и родителей до сих пор нерешенным остается вопрос, какие идеалы в воспитании должны быть взяты за основу. Осознавая необходимость духовно-нравственного воспитания, многие опускают из внимания истину, выраженную еще в XIX веке известным русским педагогом К.Д. Ушинским. "Воспитание, - говорит он, - величайший вопрос человеческого духа. Новые поколения появляются на свет Божий, растут, требуют от нас воспитания, а воспитание требует определенного направления, цели, убеждений. Единственным путем совершенствования человека является христианство, хранимое в Церкви. Только христианство может вести человека по этой великой и опасной дороге, указывая на живой идеал совершенства - Христа".

"Для нас, - говорит К.Д.Ушинский, - нехристианская педагогика - вещь немыслимая, безголовый урод". Нравственность, по мнению Ушинского, проистекает из христианского благовестия. "Источник воды живой, - говорит он, - Евангелие. Если эта вода будет питать корни растения, оно будет давать цветы и плоды".

Однако у многих людей в России отсутствует настоящая христианская вера. Воспитывая молодое поколение, мы не задумываемся над тем, что такое истинные человеческие ценности, к которым следует стремиться.

Духовная деградация русских возникла не вдруг. С приходом к власти в 1917 году людей, чуждых традициям России, духовный идеал Иисуса Христа был подменен идеалом коммунизма. Постепенно из душ людей вытравили веру в Бога, люди стали стесняться ходить в храмы.

Обыкновенный школьный учитель, воспитанник советского времени, попал в состоянии глубокого мировоззренческого противоречия. Ему знакомы жертвенный труд и страдания за ближнего, ему привычна "обыкновенная" (христианская) мораль и омерзительна "новая" (либеральная). Сердцем он чувствует присутствие Бога, потому что "душа по природе христианка", ей невыносимо без высшей справедливости и любви. А вот ум протестует: "Бога нет, это доказано наукой". Сознание опутано как проволокой, материалистическими представлениями, из которых якобы неизбежно и вытекает современный стиль жизни ("прогресс нельзя остановить").

Учителя постсоветской России, у которых выбили из-под ног коммунистическую опору, не знают пути дальнейшего развития общества и подрастающего поколения. В глазах читается растерянность и беспомощность. Сбитая с толку, советская педагогика не понимала истинного значения слова "духовность". Это понятие подменялось дефинициями "нравственность", "этичность" и другими словами. Воспитание на словах было невозможно, а на деле недостижимо из-за использования неадекватных методов и средств.

Синтез светских и богословских наук неизбежен. Современная педагогика стоит в преддверии этого явления. С тем, чтобы возрождать духовность русского и российских народов, педагогической науке необходимо окончательно определиться, что такое нравственное воспитание, а что такое духовное воспитание и развитие человека.

Истинную духовную нравственность можно сформировать только в Православной церкви. Потому что только священнику дана благодать быть проводником Духа Святого на земле, и поэтому только они могут вернуть, возродить, вселить Святой Дух в сердца людей. Путь сотрудничества учебных заведений с Православной церковью в деле образования, просвещения и воспитания детей - единственный путь формирования духовности подрастающего поколения со стороны государства.

Формировать духовность подрастающего поколения - жить по Божиим заповедям. Только тогда мы сможем воспитать человека, умеющего сделать ценностный выбор между добром и злом, понимающего приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, стремящегося к самосовершенствованию, готового отвечать за свои поступки и добровольно взять на себя ответственность за судьбы других людей и общества в целом.

Е.Рубцова,
    приход храма "Святого Духа"

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.