ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№03 2007 г.         

Перейти в раздел [Образование]

Истинный путь - посередине.


Невозможно сформировать личность, не воспитав у ребенка целостного мировоззрения. О развитии самостоятельного мышления у детей можно говорить только при воспитании у них целостного мировоззрения. Наличие целостного мировоззрения подразумевает личность. А личность в православной традиции формируется тремя видами ума, присущими человеку.

Инстинктивный - удовлетворяющий потребности тела. Такой ум есть и у животных; Ум логики и науки, говоря современным языком - интеллект; Благодатный разум.

"У души есть свой, более глубокий разум, истинный разум, интуиция, внутреннее восприятие истины". (Митрополит Вениамин)

Для того, чтобы воспитать самостоятельное мышление у детей, в том числе у школьников, необходимо воспитывать у них целостное христианское мировоззрение, дать классическое образование и воспитать самостоятельность в целом.

Православная гимназия находится в наиболее выгодном положении. Во-первых, мы имеем возможность воспитывать детей в православной традиции. Во-вторых, есть надежда, что реформа образования затронет нашу гимназию в наименьшей степени, и у нас сохранится классическая, а не мозаичная система обучения, т.е. такая, которая на каждом уровне стремится дать целостный свод принципов бытия, ориентируясь на фундаментальные дисциплины, гуманитарные знания и языки. Одно время существовала тенденция в православной среде, что нужно отказаться от светской культуры, потому что она "неправославная"; в том числе, не читать классиков. Но еще святитель Василий Великий писал: "Пока по возрасту мы не можем изучать глубину Священного Писания, мы можем в других писаниях упражнять духовное око. Нам надлежит беседовать со стихотворцами, с историками, с ораторами, и со всяким человеком, от которого может быть какая-либо польза к попечению души. Если между учениями есть какое-то сродство, то познание их будет нам кстати, если нет сего сродства, то изучать разность их, сличать из между собой, немало служит к подтверждению лучшего учения>. Таким образом, читать классиков необходимо, давать классическое образование необходимо потому, что дети должны научиться жить в этом мире и правильно относиться к тому, что происходит вокруг них.

И, наконец, что касается воспитания самостоятельности. Нам, взрослым, хочется опекать детей в каждом их слове и поступке, но цель воспитания - не сделать все за них, а наставить на путь и дать возможность идти дальше самому. "Нас до того приучили к помочам, что мы уже не в состоянии без них обходиться. Кто рабски следует за другим, тот ничему не следует, он ничего не находит, да ничего и не ищет". (Мишель Монтень). А вот что пишет о воспитании в детях самостоятельности современный итальянский психолог А. Менегетти. "Дети существуют не для родителей, а для жизни. Мы должны растить детей до тех пор, пока они не подготовятся к самостоятельному пути".

Никогда не следует слишком оберегать детей. Истинный педагог отслеживает ситуацию, опасную для ребенка. Но если ребенку ничего не угрожает, его следует оставить в покое. Человек, который постоянно контролирует другого, глубоко несчастен, поскольку стремится реализовать себя, обладая не собой, а другим.

Одна моя знакомая, детский психотерапевт - приводила случай из своей практики. К ней привели тринадцатилетнего мальчика, который в классе был мальчиком для битья. В школе он ни разу не смог разрешить ситуацию, зато дома мама каждый раз объясняла ему, как нужно было поступить. Ситуация, конечно, никогда не повторялась, и мальчик в очередной раз оказывался беспомощным перед одноклассниками. Выяснилось, что он и не пытается сделать что-то сам т.к. <мама гораздо лучше говорит ему, что нужно было делать". Психотерапевт спросила его: "Но ведь мама не будет всю твою жизнь рядом. Ты вырастешь, мама состарится". - "Тогда у меня будет жена. И она будет за меня все решать". Это крайний вариант несамостоятельности, заботливо взращенной родителями.

Когда мы переходим от теории к конкретным развивающим методикам, то оказывается, что главная проблема как раз и заключается в том, что не существует специальных методик, способных развивать самостоятельное мышление у школьников. Существующие развивающие методики Зайцева, М. Монтессори и др. предназначены для развития дошкольников, причем таких, которым вообще тяжело дается обучение. Конечно, некоторые элементы их методик можно использовать и в школе. Например, в начальной и средней школе можно применять метод развития моторики рук, а, как известно, при этом развивается и головной мозг. Недавно учитель воскресной школы Знаменского собора рассказала, что к ней приходят дети в возрасте 9-10 лет, которые не умеют вырезать ножницами по кривой линии, например круг. Замечено, что при этом страдает и пространственное воображение. Мы на уроках используем моделирование при изучении различных биологических объектов. Так, на уроках ботаники ученики делают макеты клетки, стебля, цветка, привоя и подвоя и при этом гораздо легче усваивают материал и дольше помнят данную тему. Но это отдельные элементы, а какой-то целостной методики развития мышления у детей школьного возраста не существует.

Сейчас становится еще сложнее, т.к. школа отходит от классической системы преподавания в сторону мозаичной. Советская школа, построенная по принципу гимназии, давала целостное мировоззрение и своей целью ставила воспитание личности, что уже подразумевает способность мыслить и анализировать. Но, пожалуй, ее самым серьезным недостатком являлся отрыв от практики. Вспомните, сколько людей в годы перестройки оказались без работы только потому, что не смогли применить свои знания и опыт в нетипичной обстановке. Можно с детства учить детей шире использовать свои знания. Есть хорошее упражнение, которое помогает этому научиться. Предложите детям придумать 100 способов нетрадиционного использования обыкновенной шариковой ручки. В первую минуту они растеряются. Все, что придет им в голову, это плевать в одноклассников кусочками бумаги через пустой стержень. Но уже через минуту они опомнятся, и предложения посыплются как из рога изобилия. Можно часто проводить такие тренинги, каждый раз предлагая новые предметы, сферы знаний или абстрактные понятия. К сожалению, что сейчас дети практически не пишут сочинения, только изложения и диктанты. Если и пишут сочинения, то на абстрактные темы о природе, далекие от социальных и духовных проблем человека. На уроках биологии проблемы души, конечно, не решишь, но ребята охотно пишут сказки и даже стихи на биологические темы.

В старших классах очень хорошо применять уроки в нетрадиционной форме. Это дает возможность детям проявить самостоятельность, т.к. на таких уроках свободы больше, вжиться в какую-либо роль и почувствовать в себе зачастую неожиданные способности к творчеству. Ученики проявляют себя как артисты, художники, ученые, способные вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения, умение делать выводы. Хорошо применять инсценировки на учебные темы. Эти постановки можно показывать в младшей школе. Во-первых, всем интересно, во-вторых, происходит преемственность поколений, и это тоже развивает. Еще хочется сказать, что нужно стремиться к разноуровневым заданиям для учеников с разными способностями. Еще Мишель Монтень в XVI в. говорил: "Если учитель преподносит многочисленным ученикам один и тот же урок и требует одного и того же поведения, хотя способности их различны, нечего удивляться, что из огромной толпы, найдутся два или три ребенка, которые действительно извлекут пользу из подобного преподавания". Сейчас создаются программы (например программа Пономаревой И.Н. Общая биология 10-11 кл.), в которой учебный материал разделен на параграфы по степени подготовленности и будущей профессиональной ориентации учащихся. Есть общеобразовательный компонент, есть параграфы углубленного изучения предмета и параграфы для гуманитариев.

Воспитание детей, конечно, ставит вопрос о дисциплине. Существует две крайности: прежнее схоластическое учение, заставляющее ученика учиться только под угрозой наказания, не заботившееся сделать обучение интересным, и более поздняя западная педагогика, захотевшая сделать все обучение интересным, но не дающая возможности тренировать волю ребенка и мешающая развитию характера. Истинный путь - посередине. Как писал К.Ушинский: "Воспитание преследует цель сделать из человека самостоятельное существо со свободной волей. Но для этого на детей налагаются различные ограничения их удовольствий. Они должны научиться послушанию, чтобы их отдельная или собственная воля, а также их зависимость от чувственных желании и страстей уничтожилась, и таким образом эта воля стала свободной". К учителю предъявляются очень высокие требования: это идеал, к которому нужно стремиться. "Если мы ввели в классе порядок и стройность в занятиях; не утомляем детей слишком продолжительными занятиями в одном направлении и не допускаем скуки; если мы ни на минуту не оставляем дитя без дела; если мы сумели сделать занятия интересными, но в то же время внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, если мы не требуем от ребенка того, что ему не по возрасту и развиваем то, что он уже может, и если наша нравственная природа такова, что дети могут полюбить нас, то классная дисциплина в наших руках>. И тогда действительно мы можем дать детям что-то ценное для них. И в конце еще раз хочу напомнить слова Гейзенберга "Роль школы совсем не в том, чтобы дать детям какой-то набор знаний, а в том, чтобы наставить на путь. Образование - это то, что остается, когда забыл все, чему тебя учили". И вот этому мы и должны учить наших детей.

В.Никольская

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.