ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№03 2007 г.         

Перейти в раздел [Проповедь]

Всё равно, как веровать?


"Что есть истина"? Такой вопрос задавал две тысячи лет тому назад правитель Иудеи Понтийский Пилат Иисусу Христу (Иоан.18,38). Хотя Пилат и знал, что иудеи из зависти предали Христа на суд, но не смог увидеть, что сама Истина стоит перед ним.

На протяжении всего периода человеческой истории подобный вопрос задают люди, которые не хотят довольствоваться одним земным материальным благополучием, а стремятся найти небесную пищу, которая бы утолила их духовную жажду, наполнила бы жизнь подлинным смыслом. "Алчущие и жаждущие правды" находят её в Церкви Христовой, а другие, подобно Пилату, из-за порабощения себя страстями мира, "умывают руки" и распинают Её, не желая жить по правде.

В постсоветском обществе ощутимо растет авторитет и влияние Православной Церкви, призванной Богом быть хранительницей Истины и питать народ живой водой благодати (любви). Одновременно усиливается деятельность множества мелких и крупных религиозных течений (расколов и сект), которые, чаще всего, строят свою проповедь на обличении проблем и недостатков православных христиан, в особенности духовенства.

Раскольники и сектанты забывают, что Церковь свята, ибо главой Церкви является Сам Господь Бог. И отдельные нерадивые её члены, пусть даже это епископы или священники, не могут умалить её святости. Тем более что, невидимо для окружающих, нерадивые члены постепенно отсекаются от Церкви невидимой рукой Божией. Православная Церковь не признает "правды" раскольников и сектантов. Их правда не Божия, а человеческая, небеспристрастная, поскольку основана на неверии в святость Церкви. Остается терпеливо ждать покаяния всех отпавших от Церкви раскольников и сектантов.

В мире ныне существуют тысячи религиозных течений, которые взаимно обличают друг друга и только свой путь считают самым правильным. Как ищущему Истину человеку отделить пшеницу от плевел? Как разобраться, где правда, а где ложь? Чистые и смиренные сердцем люди легко обретают Истину, по заповеди Божией "Блаженни чистые сердцем, яко тии Бога узрят". А слишком беспечные в отношении своего спасения и одержимые страстями люди, чтобы не утруждать себя поисками Истины, предпочитают утверждать, что все равно как веровать, ибо Бог один. А иные еще более дерзко заявляют, что не обязательно ходить в Церковь, ибо у них Бог в душе.

Такая теплохладность и нерассудительность в отношении спасения своей души никогда не приводит к добру. Если человеку в магазине не всё равно, какого качества товар он приобретает, в больнице не безразлично, какой врач его лечит, то тем более нельзя допускать безразличия и беспечности в вопросе спасения души, ибо душа намного дороже тела. Тело рано или поздно превратится в прах, а душа бессмертна и после смерти тела, в зависимости от того, насколько крепка была её вера, перейдет или в рай или в ад. А тем, которые говорят, что у них Бог в душе, надо сказать следующее: лишь немногие великие подвижники Церкви, как, например, св. Игнатий Богоносец, св. Григорий Богослов, преп. Симеон Новый Богослов и другие ощущали присутствие Бога в своем сердце. Правда, в какой-то мере присутствие Бога в своей душе может ощущать всякий христианин, но при условии нелицемерного участия в таинствах Церкви, особенно в таинстве евхаристии.

Оказывается, что добродетельным человеком быть несложно. В природе каждого человека, несмотря на заражение первородным прародительским грехом, осталось стремление к добру. Отдельные добрые дела способны совершать все: и язычники, и иудеи, и мусульмане, и совершенно неверующие люди. Это имеет в виду древний христианский писатель Тертуллиан, когда говорит, что душа человека по природе христианка. Насколько искренне и несокрушимо это стремление к добру проверяется Господом через испытания (искушения) человека. Сможет ли человек устоять перед соблазнами винопития, воровства, обмана, распутства, пострадать за правду, сохранить человеческое лицо при обладании богатством, властью? Сможет ли человек защитить слабого, помочь нищему, сохранить целомудрие до брака и верность в супружестве, отказаться от абортов и контрацептивов? Все это зависит не от уровня его физической силы или образованности (эти качества могут быть только вспомогательными), но от состояния его сердца, насколько оно сокрушено покаянием и молитвой. Устоять против этих искушений и соблазнов без благодатной помощи Божией, без креста самоотвержения, довольно непросто. Даже святой апостол Павел, который видел Господа, творил многие чудеса, сознается в своем послании к римлянам: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7,19).

Добро легко делать своим родным, близким, друзьям, знакомым и всем, кто затем ответит нам взаимностью и воздаст в десять раз больше. А кто из нас желает добра своим врагам, обидчикам, несимпатичным нам людям? Немногие люди способны на это, но они являются той солью для мира, которая не дает ему окончательно погибнуть от вражды, злобы, ненависти, обид, зависти, плотской похоти. Такие люди готовы лучше умереть, чем поступить не по совести. Каждый день Церковь празднует память мучеников и исповедников, которые душу свою положили ради любви к Богу и ближнему.

Представление о добродетелях и в особенности о высшей добродетели - любви в современном мире весьма искажено. В популярных телесериалах и романах говорят о любви, которая, по сути, является замаскированным эгоизмом. Плоды подражания такой любви - это гордыня, зависть, вражда, убийства, супружеские измены, пьянство, семейные неурядицы, в результате которых более 50% семей разваливается. Даже извращенцы без всякого стыда требуют от государства признать законной свою любовь. Но истинная любовь рождается только на кресте самоотвержения. Любовь, о которой рассказывают в бульварных романах и популярных многосерийных телесериалах, ложная, ибо она рождается только от движения крови и плоти. Человек, который проявляет такую любовь, вынужден часто, как вор, прятаться, обманывать других близких ему людей. Сектантская же и раскольничья любовь к людям слишком сконцентрирована на самой себе и не проявляется, по заповеди Христа, тайно, но нуждается в широкой прижизненной рекламе, а значит, без смирения. Католическую монахиню, мать Терезу, за дела милосердия даже удостоили Нобелевской премии мира. Сектантские проповедники ныне постоянно на телевидении хвастаются плодами своей проповеди, рассказывают, как их миссионеры, рискуя своей жизнью, обращают ко Христу дикие племена каннибалов в Африке или языческие народы Индии, как они успешно работают с наркоманами. Все это очень хорошо, но там, где нет смирения, не может быть Божией благодати. А соответственно, не сгорят ли их добрые дела, как солома, на Страшном суде Божием? Всё, что делается без христианского смирения, в глазах светских нецерковных людей бывает очень эффектно и броско. Но такие "кричащие" добрые дела только на какой-то непродолжительный период времени могут отвлекать людей от их проблем (как очередная выкуренная сигарета, как музыка, как наркотик), корень же зла остается невыкорчеванным.

Господь смотрит не на количество совершенных человеком добрых дел, а на состояние его сердца, сокрушено ли оно покаянием, стало ли оно устойчиво в добре и невосприимчиво ко злу, способно ли оно воспринять благодать. Человек может всю жизнь ходить в храм, молиться, каяться, причащаться Святых Христовых Тайн, творить добрые дела и даже чудеса, занимать высокое положение в обществе, но оказаться вне райских обителей из-за своего жестокосердия и формализма, как это случилось с гордым фарисеем из евангельской притчи. И наоборот, человек может всю жизнь творить зло, а в последний момент своей жизни искренне покаяться в своих беззакониях - и Господь помилует его за его сокрушенное сердце, как Он помиловал благоразумного разбойника на кресте, и тот первым вошел в рай. Светскому нецерковному человеку трудно это понять. Такой факт никак не укладывается в рамки формальной логики. На такое утверждение он может только ухмыльнуться. Но своей неотмирностью и таинственностью Православие более всего отличается от других более понятных миру религий.

"Воздаяние от Господа бывает не за добродетели, не за труды ради неё, но за рождающееся от них смирение", - учит преп. Исаак Сирин. "Бог гордым (превозносящимся своими добрыми делами) противится, а смиренным дает благодать", - учит Апостол (Иак. 4,6). Благодать - это любовь Божия, которая дает силу безропотно и с благодарностью преодолевать все неудобства, скорби и превратности земной жизни, а главное - помогает успешно сопротивляться злу и не напоказ творить отдельные добрые дела, но претворить доброделание в единственный смысл своей жизни и в этом уподобиться Самому Богу.

Итак, смиренное исполнение заповедей Божиих, в особенности заповеди о любви к Богу и ближнему, является тем критерием, которым можно отличить среди множества религий пшеницу от плевел, правду от лжи. Дай Бог всем людям, которые ещ? находятся в поисках Истины, обрести её не у раскольников и сектантов, а там, где она пребывает уже 2000 лет, в святой Православной Церкви Христовой.



"За всё благодарите", - так заповедует нам апостол Павел (1 Фес. 5,18). На первый взгляд эту заповедь исполнить легко. Ведь так естественно благодарить других людей за оказанные нам добрые дела. Но апостол заповедует благодарить не только за добро, но за все, то есть и за добро, и за зло. Так умел благодарить святитель Иоанн Златоуст. Несмотря на то, что он жестоко пострадал от несправедливости и последние годы жизни провел в суровой ссылке, на смертном одре последними его словами были: "Слава Богу за всё".

В трудных жизненных ситуациях человек часто впадает в отчаяние, им овладевает недовольство, ропот. Быть благодарным в тяжелые времена жизни - самое трудное дело для человека. Но не имея такой благодарности, по слову Христа, мы перестаем быть христианами. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники" (Мф.5, 43-47)?

Если любовь является высшей христианской добродетелью, то благодарность - ее главным проявлением. Чтобы стяжать истинную христианскую благодарность, надо победить самого себя, распять свое гордое "я" на кресте христианских подвигов поста и молитвы.

Ныне, после 70 лет вавилонского пленения веры, более 80 процентов людей в России называют себя православными, но лишь 1 - 3 процента приступают хотя бы раз в год к святому таинству евхаристии, которое каждый воскресный день совершается в православных храмах. А ведь греческое слово "евхаристия" переводится на русский язык как "благодарение". Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Вера есть удел душ благодарных".

Неблагодарный человек считает, что все, что он имеет, - плод его личных трудов. Страшный случай неблагодарности описывается в Евангелии. После исцеления Господом десяти прокаженных мужей (проказа - это страшная заразная болезнь, когда человек заживо гниет), лишь один из них вернулся поблагодарить Господа. 9 человек из 10 не нашли в себе силы поблагодарить Бога или посчитали это ненужным. Вот до какого страшного предела может доходить человеческое жестокосердие.

Внешне жестокосердие может ни в чем себя не проявлять. Неблагодарный человек может искренне считать себя самым добрым и справедливым, под восхищенные взгляды или одобрительные восклицания оказывать щедрую милостыню нуждающимся. Но "друг познается в беде". В трудные моменты жизни такой человек свои кровные интересы всегда ставит выше интересов других людей. Он не способен на самопожертвование. Он не способен быть таким милосердным, как учит Господь - бескорыстно, чтобы правая рука не знала, что творит левая. Для этого надо переродиться - сердце должно стать доброе и милующее. Вне Церкви это сделать фактически невозможно. Если человек живет вне церковной ограды, то все зачатки естественного добра в нем заглушает злая окружающая среда.

В царский период истории России, в ХVIII-XIX веках, нашу Церковь государство пыталось использовать в качестве идеологического отдела. Дошло до того, что людей заставляли представлять справку в полицию или на место работы, что они 2 раза в год в Церкви исповедовались и причастились. Так люди должны были свидетельствовать о своей политической благонадежности. Это еще одна причина того, что большинство людей перестало ходить в храм и благодарить Бога. В советский период истории, когда высшие слои общества уже отошли от Церкви, а народные массы были наэлектризованы господствовавшим формализмом и несправедливостью властей, коммунистические вожди сами попытались подменить собой Церковь. Моральный кодекс строителя коммунизма они переписали из Евангелия, только это "Евангелие" было без Христа. Идеологи коммунизма взяли из Евангелия нравственное учение о всеобщей братской любви и правде, чем привлекли на свою сторону искренне ищущих справедливости людей. Многие до сих пор думают, что можно построить справедливое общество без Христа.

Сколько еще времени потребуется, насколько должна быть сильна церковная проповедь, чтобы большинство людей стало доверять священникам и поняло, что невозможно быть нравственным, братолюбивым и миролюбивым человеком без Источника любви и мира - Христа. Только твердая вера во Христа делает человека по-настоящему милосердным и свободным. Искренне верующего человека невозможно заставить мириться с неправдой. Неверующего же человека легче держать в рамках жесткой командно-административной системы. Власти, не давая возможности людям свободно исповедовать веру, так загоняли людей в тоталитарное рабство.

Но душа каждого человека, даже атеиста, по природе своей христианка. Душа естественно стремится к свету Правды. Ее стремление к Богу не могут остановить никакие тоталитарные режимы. В период гонений на Церковь много людей отступило от веры, но еще больше исповедовали православную веру и не боялись ни тюрем, ни ссылок, ни самой смерти.

Те, кто из-за страха перед гонителями или в суете житейской потерял веру, напрасно пытаются успокоиться. Душа их болит. Не преследует ли их постоянно дух уныния, и они напрасно стараются его отогнать при помощи всевозможных развлечений и винопития? К сожалению, таких людей в России еще очень много. Согласно статистике, ныне в России 30 миллионов крепко пьющих мужчин. А сколько наркоманов?!

Итак, всем нам надо учиться быть благодарными в первую очередь по отношению к Богу, а затем по отношению друг к другу. Родителям надо приложить все усилия, чтобы воспитать чувство благодарности у своих детей. Ни одна самая лучшая школа не может этому научить. Начальникам надо учиться быть благодарными по отношению к своим подчиненным. Никакие интересы бизнеса не могут оправдать невыплату заработной платы.

Октябрьский переворот 1917 года возник по причине оскудения любви, по причине жестокосердия и богатых, и бедных. Этой ситуацией лишь воспользовались террористы-революционеры. На земле, по причине разных физических и интеллектуальных способностей людей, всегда будут богатые и бедные, напрасно мечтать, что когда-то наступит всеобщее равенство и братство. Но и богатые, и бедные должны помнить, что все мы предстанем перед судом Божиим, и умирять свою жадность и злобу, стараться поддерживать друг друга путем щедрого благодарения и милости. Только так можно уменьшить разрыв в благосостоянии между богатыми и бедными. Если же человек встречается с неблагодарностью и жестокостью, то у него пропадает всякое желание хорошо и честно трудиться. А самое страшное то, что в силу этих причин в мире накапливается страшная разрушающая энергия. Все революции, войны, репрессии, террористические акты, демографические кризисы - результат неблагодарности одних людей по отношению к другим.

Материалы рубрики подготовил игумен Маркелл (Павук),
    Тобольская православная духовная семинария

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.