ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№3 2006 г.         

"Господа пойте дела и превозносите Его во веки."
Хор Знаменского Кафедрального Собора отметил свое 10-летие.


Поднимаюсь по узкой деревянной лестнице на старинный балкон Знаменского кафедрального собора. Балкон, с которого звуки песнопений разливаются по храму, и куда невольно поднимает глаза каждый, кто впервые оказался в огромном соборе. Очень интересно все: цвета древних икон, росписи под сводами, необычный, сладковатый запах ладана и воска и, конечно, песнопения, непонятные по смыслу, но пробуждающие в душе какие-то новые, необъяснимые чувства. Здесь, в храме, музыка совсем другая:

На хоровом балконе, откуда вся церковь как на ладони, мы разговариваем с матушкой Любовью Цирке, супругой протоиерея Николая Цирке. Сегодня батюшка будет служить, а матушка займет привычное регентское место. Создание хора для них тоже стало делом семейным. Познакомились в семинарии Троице-Сергиевой лавры. Он из Омской области, она приехала учиться на регента из Чувашии. В 1992 году, после распределения в Тюмень, отец Николай начал служить в Знаменском соборе, матушка приступила к работе в воскресной школе - преподавала детям основы церковного певческого мастерства. Затем Владыка Димитрий поручил ей заняться организацией хора. Правда приступить к этому заданию жена молодого священника смогла только через год, когда подросла дочка Серафима. Теперь матушка говорит, что по своей Серафиме легко определяет возраст хора. Они почти ровесники, только хор на год младше.

- Почему именно праздник Сретения считается днем рождения вашего хора?


После концерта.
- 15 февраля 1996 года мы впервые поднялись на этот балкон и полностью пропели праздничную службу. Конечно, фактически хор был создан в конце 1995 года. Тогда мы частично пели литургию на праздники Св. Иоанна Златоуста, Знаменской иконы Божией Матери и Рождество Христово. Сначала стояли внизу, тогда место позволяло, да и звук был лучше. Наверху, на балконе, акустика хуже, звуку некуда идти. До того, как Владыка Димитрий дал благословение на создание церковного хора, в соборе пели светские музыканты, исполняющие в основном соло и концертные варианты песнопений. Когда поручили сформировать коллектив из людей воцерковленных, решили сделать это на базе воскресной школы. В 1992 году из слушателей школы составили небольшой хор. Кстати, первое произведение, которое мы разучили в воскресной школе, это <Да исправится молитва моя>. Это великопостное песнопение исполняет трио, в этот момент все верующие молятся на коленях. В новоиспеченном хоре были дети и подростки. Владыка однажды услышал, как мы поем, ему понравилось, и благословил петь за богослужением. Постепенно разучивали всенощное бдение и литургию, пробовали исполнять. Начинали с 20 человек, если сравнить - теперь в хоре 62. Правда, полным составом мы собираемся только на Рождество и на Пасху. Я сама никогда не думала, что придется руководить таким крупным хором. Уча других, все эти годы училась сама. Повезло, что среди певчих есть такие замечательные помощники с музыкальным образованием.

- Вы изначально планировали создать женский хор?


Матушка Любовь
- Нет, так сложилось. Большей частью состав женский, конечно. В основном приходили и приходят девушки. Но есть и мужчины. В свое время наш хор уже не мог вместить всех желающих, и решили разделить его. Так сейчас в Знаменском соборе есть средний хор - там девушки до 15 лет, младший - где самые маленькие, и взрослый от - 15 до 35 примерно. Нам сейчас главное - удержать молодежь в храме, воспитать на церковной культуре. И преемственность хора обеспечена будет, и молодое поколение не пропадет в суетном мире. В хоре они находят себе друзей и подруг, некоторые - вторую половину, кто-то избирает монашеский путь. Такие примеры тоже есть.

- А есть у вас "ветераны" хора? Те, кто с самого начала?

- Это Евгений Вагин. Он уже 9 лет в хоре. Сейчас он наш уставщик - следит за ходом богослужения. Хор его выбрал на эту должность. Елена Шестакова - имеет музыкальное образование, окончила институт культуры, очень помогает в процессе подготовки и разучивания материала. Екатерина Зыкина также имеет музыкальное образование, исполняет соло. Вячеслав Чикирев - его бабушка привела, она долгое время работала в соборе, - он был звонарем, пономарем и одновременно пел в хоре.

- Какой образ жизни должен вести церковный певчий и чего вы требуете от ваших хористов?

- У нас уже сложился свой устав. Раз в месяц нужно исповедоваться и причащаться, вести благочестивый образ жизни. Ведь внутреннее состояние певчего, который творит в храме общую молитву, имеет важное значение. Если, например, хирург зайдет в операционную с грязными руками и начнет делать операцию, он не только не вылечит больного, а еще и заразит его какой-нибудь инфекцией. Так и в богослужебном пении надо стремиться содержать свою душу в чистоте. Самое главное - иметь страх Божий. Я об этом постоянно говорю. Внешне девушки должны выглядеть опрятно, без украшений и косметики.

- За что могут удалить из хора?

- За нарушение тех правил, которые у нас установлены. Обычно, если человек раскаивается, просит прощения, исправляется, то снова получает возможность войти в состав хора. В большинстве дорожат своим местом, с желанием идут на службу. Например, одна из наших ведущих голосов - Надежда Вертигел - мать четверых детей, скоро уже будет пятый, никогда не оставляла пения. По прошествии сорока дней после рождения малыша она уже в храме, вместе с нами поет. Всегда приходит с радостью. Всего у нас вместе с регентом пять человек имеют профессиональное музыкальное образование, остальным приходилось начинать с нуля. Здесь главное - стремление, даже самые <не поющие>, без слуха, со временем набираются мастерства. Спевки проходят два раза в неделю в трапезной Знаменского собора. Конечно, хотелось бы почаще, например, в Тобольской Духовной семинарии два с половиной часа длится урок церковного пения и все в обязательном порядке посещают, у нас это, невозможно, поскольку многие работают или учатся в вузах. И всегда их благодарю за то, что они находят время, приходят и поют.


Путешествие на остров Залита.
Как выяснилось, в хоре Знаменского собора поют юристы, бухгалтеры, педагоги и медики - последних больше всего - 17%. Более 30% - учащиеся школ и студенты вузов. Кроме того, в хоре три кандидата наук и еще трое в данный момент пишут диссертации.

- Сейчас очень активно возрождается в России знаменное пение. Сторонники древней традиции говорят, что церковное пение должно быть выразительным, но не выражать эмоции. Партесное пение они считают как раз излишне эмоциональным. Какой традиции придерживаетесь вы?

- Мы все поем - поем многоголосием, разные распевы используем, и знаменный в том числе. Я считаю, что для кафедрального собора, которым является Знаменский, уместно такое совмещение разных традиций. Хотя каждый волен сам выбирать, под какое пение молиться. Если нравится знаменный, верующий найдет именно тот храм, где используют этот распев.

А в Знаменском соборе уже есть свой порядок. Вообще, мы очень любим наш храм. Во-первых, это храм в честь Богородицы, во-вторых, здесь есть приделы в честь таких величайших святых, как Николай Чудотворец и Иоанн Златоуст. Службы на эти престольные праздники очень благодатные.

- Какие традиции у хора сложились за 10 лет?

Мы ежегодно выступаем на концертах, посвященных большим двунадесятым праздникам, Рождеству Христову и Пасхе, а также на день жен-мироносиц, в Масленицу. Поем разные духовные песнопения, на Рождество Христово - больше колядок. По древней традиции ходим в гости, колядуем.


В поломничестве.
Раньше ездили на певческие фестивали. Сейчас на конкурсах в основном выступает средний хор. Часто даем концерты в сельской местности - в Червишево, Исетске, Заводоуковске, Ялуторовске, Нижней Тавде. Раньше выходили на сцены школ, но со временем стали выступать в клубах, куда приходят именно те, кто хочет послушать церковное пение. В школах иногда из зала раздаются смешки, не все дети готовы к серьезному восприятию.

Еще одна традиция - паломнические поездки. Мы стараемся с помощью благотворителей, спасибо им, дать возможность нашим певчим посещать святые места. Весь год они трудятся, петь в хоре - это большая ответственность и труд. К тому же регент я строгий: Но стараюсь обязательно как-то порадовать их, а поездки приносят большое утешение и сплачивают коллектив. Хор уже посетил Тобольск, Чимеево, Верхотурье, Меркушино, Алапаевск, Дивеево, Ганину Яму, Оптину пустынь, Псково-Печерский монастырь, Троице-Сергиеву лавру, остров Залита.

- Матушка, а какое у вас самое любимое песнопение?

- У меня все любимые. Даже сложно сказать. Очень нравятся прокимны Всенощного бдения. В них особая торжественность.


На воскресной службе пели вместе старший и средний хор, поэтому сначала было тесновато - места на балконе немного. Однако в один миг стало свободнее - девушки разных возрастов быстро выстроились по партиям, порядок здесь четкий. На стене икона Страшного суда, а в углу, на старом коричневом шкафу - вербочки в вазе, иконы Богородицы, Спасителя, Святых Царственных Мучеников, фотография старца Николая с острова Залита. Интересно наблюдать за движениями регента - руки и глаза передают характер песнопения, соединяют многоголосный хор воедино.

На хоровом балконе литургия воспринимается немного иначе. Время течет быстрее. Казалось бы, только что певчие склонились над нотами, пропели первую ектенью, антифоны, и вот уже Херувимская и Милость мира: Рядышком с сопрано и тенорами в течение всей службы - дети, чьи мамы поют. Похоже на одну большую семью. А под сводами храма над певчими изображения Небесных Сил - херувимов и серафимов. Недаром ведь говорят, что пение Православной Церкви есть земной отзвук ангельского пения.

Известно, что великие православные подвижники с трепетной любовью относились к духовным песнопениям. Преподобный Серафим Саровский, как известно из его жития часто, затворясь у себя в келье, распевал псалмы и канты, а святой праведный Иоанн Кронштадтский нередко во время пения канона присоединялся к певчим.

Способность к пению - дар от Бога, а пение церковное - это молитва, это голос души. Многие даже не имеющие слуха, в хоре матушки Любови Цирке начинают петь, потому что петь начинает душа.

Беседовала Елена Чуклина
Фото Марины Доровских и
из архива матушки Любови

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.