ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№3 2006 г.         

"Я живу только для России". Иван Ильин.


3 октября 2006 г. произошло знаменательное для нашей страны событие - останки генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина были привезены на Родину и захоронены в Москве, в некрополе Свято-Донского монастыря. Теперь мы имеем возможность посетить эти могилы, помолчать благодарно, положить цветы и поставить свечи в часовне, которая будет построена на территории монастыря в память о всех россиянах, погибших в междоусобных бранях ХХ столетия.

Еще десять лет назад имя Ивана Александровича Ильина было известно только специалистам по истории и философии, а что касается трудов Ильина, то они были надежно сокрыты от глаз исследователей. Все изменилось с конца 80-х годов, когда в ряде журналов и сборников стали появляться первые исследования об этом мыслителе. В 1995 году к 40-летию со дня смерти И.А. Ильина была проведена специальная научная конференция; наследие мыслителя стало предметом диссертационных исследований; статьи о нем появились в ряде энциклопедических изданий, сборниках и периодической печати. О жизни и творчестве Ильина был снят двухсерийный документальный фильм "Возвращение", показанный по российскому телевидению.

Помимо многочисленных переизданий работ Ильина в периодической печати, отдельными изданиями вышли его общественно-политические труды, литературно-критические статьи, религиозно-философские работы.

Выдающийся русский философ, правовед, религиозный мыслитель и общественный деятель Иван Александрович Ильин родился в Москве 9 апреля (28 марта) 1883г. С детских лет на формирование личности исследователя и мыслителя оказывали воздействие нравственная среда и духовная атмосфера, царившие в его семье. Впоследствии в тяжелые минуты жизни Ильин нередко обращался, как бы ища совета, к памяти своего глубоко почитаемого деда и всегда получал требуемую духовную поддержку. Неслучайной была эта тяга, исходившая из тайников души молодого человека. <У моего деда, - писал И.А. Ильин, - философия вырастала из сердца, питалась созерцанием и сливалась с жизнью."

Особо следует сказать о прадеде. Вся его биография, жизнь трудового мастера - живой пример для Ильина неистребимости русского духа в традициях народной жизни. Хотя ничего, что выделяло бы предка философа из традиционного и типичного для многих людей русского быта, в его жизни не случилось. Выросший в многодетной семье, обделенный лаской рано умерших родителей, едва дотянувший городское училище, он, тем не менее, подчинился не меркантильному и прагматичному понуждению старших, а душевному зову - стал учиться резьбе по дереву и игре на скрипке.

"Это был добрый и привлекательный человек: Ему было уже 76 лет, когда Господь отозвал его в Свои селения. Он был резчиком по дереву, большой мастер; и тонкие работы удавались ему прямо удивительно: кружево да и только, и с каким вкусом! А больше всего он радовался, когда мог подарить какую-нибудь изящнейшую вещицу значительному, талантливому человеку. Тогда он приговаривал: <ведь этим я вошел в его жизнь, я помог ему найти в жизни хоть маленькую радость:" - и улыбался счастливой улыбкой".

И прабабушка Ильина "была необычайной доброты, бедна, но умна. И первая певунья на свадьбах.

От них, своих предков, мальчик унаследовал многие секреты земного счастья, один из которых состоял в искусстве владения вещами. "Тут главное в том, - научал не раз прадед правнука, - чтобы не зависеть от своего имущества, не присягать ему. Имущество должно служить нам и повиноваться: Оно призвано служить нашему сердцу и выражать нашу любовь: Дело в том, чтобы, не отменяя имущество, победить его и стать свободным. Эта свобода не может прийти от других людей; ее нужно взять самому, освободить свою душу".

С детской поры, таким образом, закладывались в сознание ребенка, вызревая с годами в убежденность и жизненную позицию, представления об основах духовности. Росло понимание, что овладение свободой - дело сугубо личное, результат раскрепощения собственной души и движение навстречу любви. Постепенно складывалось и крепло сознание, что духовность есть ключ к истинному счастью. Этим убеждением освещена вся жизнь И.А. Ильина, пронизана каждая его мысль и насыщена каждая написанная строчка.

Окончив гимназию с золотой медалью, он учился на юридическом факультете Московского университета, после окончания которого в 1906 году был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию.

Круг юношеских увлечений поражает многоплановостью замыслов, глубиной анализа, стремлением выявить исторические предпосылки философии, овладеть ее методом и применить его к праву. Научный итог жизни И.А. Ильина оказался поистине впечатляющим: несколько сот статей, свыше тридцати книг и брошюр. И каких книг, каких статей!

В 1909 году Ильин получил звание приват-доцента, после чего более 10 лет преподавал в Московском университете. В 1910-1912 гг. находился в научной командировке в университетах Германии и Франции. Вернувшись в 1912 году в Россию, вел преподавательскую деятельность. Научный и общественный авторитет И.А. Ильина ширился и все увереннее заявлял о себе.

После Февральской революции Ильин активно включился в общественно-политическую жизнь, опубликовав пять небольших брошюр по злободневным вопросам. После Октябрьской революции Ильин начал борьбу с новой властью. В апреле 1918 года был впервые арестован по подозрению в участии в организации "Добровольческая армия", вскоре был амнистирован и отпущен на свободу. Огромное значение в освобождении Ильина сыграло то, что в его защиту дружно выступили видные представители отечественной науки. Многие ученые даже предложили пойти в заложники на время защиты Ильиным его диссертации. 18 мая того же года Ильин защитил магистерскую диссертацию <Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека>. В качестве оппонентов на защите выступили Е.Н. Трубецкой и П.И. Новгородцев. Последний приехал на защиту, рискуя свободой. Накануне у него был обыск, и в любой момент мог последовать арест. Защита прошла на высоком уровне, и ученый совет единогласно проголосовал за присуждение Ильину степени доктора государственных наук и одновременно звания профессора.

В 1922 году Ильин был арестован в шестой раз, допрошен, немедленно судим и приговорен к смертной казни.

(Продолжение следует)

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.