ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№3 2006 г.         

"Перед каждым русским мы постелем ковёр", - говорили монахи из сербского монастыря Ковель отец Никон и отец Козма, побывавшие недавно в Тюмени.


В этих словах братьев-славян ни капли фальши, они очень искренни, и сказаны от чистого сердца. Объясняется, наверное, тем, что два славянских народа - русских и сербов - объединяет много общего.

Сербский народ долго находился под властью османов, а русские томились под игом Золотой Орды. В XX веке Сербия несколько десятков лет была ведущей республикой Югославской Федерации, а Россия являлась неофициальным лидером Советского Союза. Развал союзных государств, экономические эксперименты, навязанные Западом, и постоянные перемены на политической арене... Два государства до сих пор идут параллельными путями.

Однако Россию и Сербию связывают не только исторические совпадения. Главное, что их объединяет - это общие, родные славянские корни, единая православная вера, стремление сохранить свои национальные традиции. И именно сегодня, когда под натиском западной культуры наши традиции забываются, а молодежь перенимает американскую модель жизни, укрепление сотрудничества для нас особо значимо и важно.

В Тюмени отцы Никон и Козма (по-нашему Кузьма) побывали в нескольких храмах на Божественной литургии, посетили Тобольск. Отец Никон дерзнул в 32-градусный мороз окунуться в прорубь. В Екатеринбурге братья-сербы посетили храм на Ганиной Яме, домой увезли горсть земли с того места, где уничтожались тела царской семьи. В монастыре Коваль, как рассказали монахи, началось строительство часовни в честь русского царя-мученика Николая II, и эта земля освятит в Сербии поминальное место.

На Балканах чтят память последнего русского императора. Мы все знаем причину начала первой мировой войны, и в Сербии тоже знают, что русский царь сознательно согласился на участие в этой кровавой битве. Знают, что он сознательно пожертвовал собой, чтобы стать на защиту младших братьев-славян. Поэтому в маленьком южнославянском государстве говорят, что каждому русскому, кто приедет в Сербию, готовы постелить под ноги ковер.

В начале ХХ века Сербия приняла тысячи русских эмигрантов. Священники, офицеры, творческая интеллигенция, врачи, ученые обосновались со своими семьями в этом государстве. Они жили там и умирали. На Балканах до сих пор содержатся в порядке тысячи могил русских эмигрантов. В том числе и могила барона Врангеля. Русские люди в том веке привезли братьям-славянам русскую культуру, которая стала для них родной.

Монахи из Сербии немногословные, но все же согласились чуть-чуть рассказать о себе. Отец Никон до принятия монашества трудился на железнодорожной станции, на почте и даже работал пожарным. Но ему казалось, что он занимается не своим делом. Он много читал, изучал русскую литературу, многое в православной вере отцу Никону открыл писатель Достоевский. И в определенный момент будущий монах осознал, что его призвание - идти в монастырь.

Отец Козма тоже проделал немалый путь, пытаясь найти себя: в мирской жизни он был студентом юридического факультета, затем перешел на богословский факультет. А однажды во время занятий ему попалась книга русского святого Иоанна Кронштадтского, которая произвела на него огромное впечатление и предопределила судьбу. Владимир (именно так звали отца до монашества) понял, что для спасения своей души он должен уйти в монастырь.

Ковель, по словам гостей, очень старый монастырь. Предание гласит, что он был основан в честь святого Саввы, который во время столкновения Венгерской Орды с сербами примирил враждующие войска и предотвратил кровопролитие. Монастырь находится в 20 километрах от Нового Сада и в 50 километрах от столицы Сербии - Белграда. Сегодня в Ковель, слава Богу, приходит и приезжает много паломников. Он открыт для всех людей, кто стремится найти место в жизни, понять Православие. Сербские монахи тоже посещают другие страны, знакомятся с православной братией. Монашеская жизнь расписана по минутам. Чтобы времени на молитвы, работу и чтение было больше, монахи даже установили дежурство: готовят обеды по очереди. Но не всегда такое распределение обязанностей себя оправдывает. Не все из братьев прекрасные повара...

В Тюмени сербских монахов поразило то, как русские женщины и девушки в платочках стоят в храмах на литургии. И еще их поразило то, что русский человек, прежде чем причаститься, идет на исповедь. Они увидели, как многие в тюменских храмах на исповеди плачут - значит, люди искренне пришли к Богу. В Сербии исповедь и причастие разделены, можно причащаться без исповеди несколько раз в месяц, а исповедаться только один раз. Даже к Причастию сербская женщина может подходить без платка. Но сербские священники рады и этому, потому что до бомбардировок Югославии натовскими войсками в храмы приходило мало народу.

Сербов в Тюмени покорило обилие людей на литургии. Признались, что от увиденного ощутили такую же благодать, какую получили когда-то в Иерусалиме у Гроба Господня.

Для нас, тюменцев, было открытием, что сербы мыслят по-русски, они насыщены русским духом, который во многом у нас, в России, уже потерян или забыт. Сербы сохранили менталитет и память русских эмигрантов, бежавших из революционной России. Это народные обычаи, традиции, молитвы, обряды крещения в купели... Сербов притягивает старинная русская архитектура, древние книги, они очень дорожат русской литературой - любят Достоевского, Есенина, Хомякова. Особо почитают святителя Игнатия Брянчанинова, преподобного Сергия Саровского, св. царя Николая II и его семью. Что касается поколения нынешних православных сербских монахов, то они, несомненно, тоже впитали традиции, которые привезли с собой российские эмигранты. Так, например, русский старец Амвросий - духовное чадо святого Амвросия Оптинского - был наставником сербского старца архимандрита Тадея. Россия, в понимании сербов, это не богатая энергоресурсами страна, а душа - православная, скромная, чистая.

В Россию мало приезжает патриотически настроенных людей. Часто к нам приезжают заработать или украсть. Сербские монахи в Тюмени не искали богатых спонсоров для восстановления своих разрушенных храмов. Они привезли простую христианскую любовь к России и хотели посмотреть, как Русь живет сегодня.


Виктор Волин
На снимке: отец Козма и отец Никон
Фото автора

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.