С древних времен сибирское казачество особенно почитает Святителя
Николая. И ныне славная традиция эта
не растворилась за годы лихолетья,
но возрождается вместе с возрождающимся казачеством.
19 декабря 2008 г. Крестовоздвиженский храм г. Тюмени заполнен казаками. Собрались от мала до велика, от
кадетов-гимназистов до членов Совета
старейшин. Казаки и их атаманы пришли
поклониться Святителю Николаю и молитвенно испросить его благословения
на свои дела.
Что же связывает великого христианского святого и сибирских казаков?
С таким вопросом я обращаюсь к
казачьему полковнику Сергею Борисовичу Смирнову.
– Для ответа на этот вопрос, – говорит Сергей Борисович, – необходимо
«заглянуть» во времена царствования
Иоанна Грозного. Последняя четверть
XVI века. Идет стремительное развитие
русского государства и расширение его
границ. Дружина донских казаков под
предводительством атамана Ермака была
снаряжена для похода в Сибирь. Целью
этой опаснейшей экспедиции было установление порядка на удаленной от центра
территории и приведение сибирских племен под российский скипетр и державу.
Но не только это было предусмотрено
Божиим Промыслом. Как и все ратные
люди того времени, казаки отличались
крепкой верой в Бога. Это было нормой
их жизни. Находясь в походе, они вели
строгую, почти монашескую жизнь. На
каждой стоянке строился либо храм,
либо часовня. Таким образом, весь путь
дружины был буквально усеян храмами.
Фактически казаки являлись крестоносцами. Но не насаждающими насильственно
христианскую веру, подобно испанским
конкистадорам, а создающими условия
для принятия Православной веры сибирскими народами. Глубинным смыслом
похода Ермака было то, что казаки принесли с собой в Сибирь Евангелие. И
вот однажды, во время ночной молитвы
на одной из стоянок, атаман Ермак был
удостоен видения Святителя Николая,
который указал ему дальнейший путь.
Именно с этого момента казаки считают
Святителя своим войсковым покровителем. В 1582 году Указом царя Иоанна
Васильевича Грозного было определено старшинство Сибирского казачьего
войска, которое выросло из дружины
Ермака и изначально считается «Государевой служилой ратью». День основания
Сибирского войска празднуется именно
в день памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
Следует отметить, что сугубое почитание
Святителя было распространено во всех
войсках. Так, в 1641 году донские казаки,
заняв турецкую крепость Азов и еще не
закрепив ее за собой окончательно, во
время осады выстроили каменный храм в
честь Св. Николая и ему же молились о
благодатной помощи против иноверцев.
– Ощущаете ли вы свою преемственность по отношению к тем
казакам, которые пришли в Сибирь
четыре века назад?
– Безусловно. Атаман Ермак (его
христианское имя – воин Василий)
высоко чтится нами. Каждый год мы
проводим войсковой Круг на месте
гибели славного атамана, где служится
панихида по убиенным воинам. Возродилась и традиция отмечать День
Войска, и, как вы, наверно, знаете,
Крестовоздвиженский храм, где мы с
вами находимся, имеет придел во имя
Святителя Николая. Так что все глубоко
символично.
– Какими качествами должен
обладать казак?
– Прежде всего, быть христианином.
Я бы хотел подчеркнуть: не национальность играет роль, а именно вероисповедание. Можно родиться русским и быть
неверующим, а можно быть крещенным
татарином, вести православный образ
жизни. Важно понимать, что казачество
– это своего рода Крест, это служение
Богу с оружием в руках. В Уставе четко
написано, что казак служит «доколе в
силах», то есть фактически до самой
смерти.
– Вопрос относительно того, в чем
заключается современное служение
казаков, я задаю атаману Тюменского
городского казачьего войска сотнику
Виктору Дмитриевичу Артименко:
– Исторически сложилось так, что
казак был защитником православной
веры. Исходя из этого, уместно говорить
о том, что максимум сил мы сейчас
должны направить на сближение с Церковью. Так с Божьей помощью и происходит сейчас во всех войсках: вспомните
Крестный ход «Под звездой Богородицы»! Практически в любой епархии
святыни встречали, охраняли и несли
казаки. Казачество занимается охраной
церквей, обеспечением безопасности во
время главных христианских праздников.
Радует, что в этом плане у нас уже
существует взаимопонимание с другими
силовыми структурами.
Другая сторона служения менее заметна, но не менее важна. Казак обязан
оставаться казаком всегда, и в первую
очередь – в своей семье. Воспитывать
детей в духе казачьих традиций и
морали. Активно участвовать в жизни
казачьего общества. И если казачий
Круг, по традиции, собирает только личный состав, то на любые праздничные
мероприятия мы берем семьи – жен и
детей. Вообще досуг является важной
составляющей жизни казака. Именно
на праздничных встречах можно почувствовать преемственность поколений и
связь с родными корнями.
Если говорить о воспитании молодежи, хотелось бы упомянуть и об одной
успешно реализованной идее: здесь, где
мы беседуем, при Воскресной школе
Свято-Троицкого монастыря уже третий
год функционирует Казачий учебный
центр по подготовке кадетов. Православные подростки изучают много разных
дисциплин, которые им преподают казаки.
Некоторые ребята уже выразили желание
в будущем принять присягу и вступить в
сословие. Вот эти задачи – сохранение
веры и воспитание молодежи – и являются для нас ключевыми.
…Закончилась Литургия, отслужен
праздничный молебен. Настоятель храма
о. Илия закончил свою проповедь призывом к казакам всегда хранить веру
православную, а в случае необходимости и защищать ее. Атаманы войсковой
старшина В.С. Казаков и В.Д. Артименко
обратились к личному составу с поздравлениями, были зачитаны праздничные
приказы. Завершилась встреча дружеской беседой за чашкой чая. Говорили о
судьбах России, о прошлом, настоящем
и будущем российского казачества.
Святителю отче Николае, моли Бога
о нас!
Максим Сотников, г. Тюмень
|