На закрытии сезона в летнем лагере церковно-приходской школы.
|
Ишимская церковно-приходская
школа не нуждается в особом представлении. В городе она хорошо известна.
Это неудивительно: если христианская
словесная проповедь в храме ограничивается стенами храма, то христианское
образовательное учреждение – это уже
проповедь в миру. Проповедь действенная и, как оказалось, привлекательная
для светских людей. Почему? Ответ
на этот вопрос мы ищем в беседе с
директором Ишимской ЦПШ иереем
Михаилом Денисовым.
– Отец Михаил, правда ли, что
родители записывают детей в вашу
школу на пять лет вперед?
– Больше того – хотят записать
сразу после рождения! Приходится уговаривать, чтобы записывали хотя бы
с двух лет. Ведь нашей школе всего
шесть лет, первый набор состоялся в
2002 году. Тогда мы открыли сразу два
класса – первый и второй. Тогдашние
второклассники перешли теперь в седьмой класс.
– А родители не боятся, что
их дети вырастут «религиозными
фанатиками»?
– Когда мы только открывались, у
многих горожан было такое мнение.
Ведь практика церковных школ дореволюционной России основательно подзабыта. Даже мне как родителю задавали
недоуменные вопросы: дескать, зачем
лишаю детей «света и радости жизни»?
Сейчас из уст педагогов-методистов
слышу совершенно противоположное:
«Вот так нужно духовно воспитывать
детей!» Хотя наша задача не только
духовное воспитание ребенка, но и его
всестороннее развитие в атмосфере христианской любви. В остальном – у нас
обычная школа, дающая полноценное
среднее образование, что подтверждено
государственной лицензией.
– В вашу школу принимаются
дети только верующих родителей?
– Можно сказать: неверующих людей нет, есть невоцерковленные. Мы
принимаем всех. Есть дети из семей с
глубокими православными традициями,
родители других приходят в храм только
на Пасху… Главный критерий – совпадение желаний родителей и детей. Ведь
родителям любой степени религиозности
приятно, когда их ребенок встает утром
с радостным возгласом: «Ура! Сегодня
в школу!» По сути, он из одной семьи
приходит в другую. Принцип «семейственности» – один из основных в нашей
школе. Среднее количество учеников в
каждом классе – двенадцать. Это наиболее оптимальное количество и для
учебного процесса – вспомните, ведь
и у Христа было двенадцать учеников!
Удобно ученику – он не чувствует себя
частичкой толпы. Удобно учителю – он
может работать с каждым учеником
индивидуально. Всего же у нас в школе,
не считая подготовительных классов,
обучается 90 человек.
– Вы как-то сказали: три «кита»,
на которых держится воспитание
ребенка в школе – это христианство, музыка, спорт…
– Да, в нашей программе начального образования предусмотрены уроки
в музыкальной школе. Дети также занимаются боксом, каратэ, рисуют, поют во
время службы… Мы не элитная школа
и не занимаемся специальным отбором
талантов, но наши дети занимают призовые места на различных конкурсах, и
не только внутригородских. Только что
привезли диплом с фестиваля «Духовная
песнь Сибири». А ведь для наших детей
церковное пение – лишь один из предметов школьной программы. И можно ли
достичь уровня разрядника на обычных
уроках физкультуры? Опыт нашей школы
показывает: можно! Вот что может творить свободная воля ребенка, если она
развивается в благоприятной атмосфере
и в правильном направлении. Такого же
принципа мы стараемся держаться и в
христианском воспитании. «В рай шагом
марш!» – это не наш метод. До нынешнего года в школе существовало расписание детских литургий с обязательными
исповедью и причастием. В этом году
мы решили отойти от «обязательности».
Нужно, чтобы у ребенка рождалось
собственное внутреннее желание пойти
на исповедь.
– В этом году название вашей
школы изменилось?
– Да, с этого учебного года по благословению Архиепископа Тобольского
и Тюменского Димитрия нашей школе
присвоено имя святого мученика юноши
Василия Мангазейского, пострадавшего
за веру Христову в конце XVI века в
сибирском городе Мангазее. Для нас
это было несколько неожиданно. Мы
хотели именовать школу во имя святых
братьев Кирилла и Мефодия, и в день
их памяти можно было бы проводить
торжественное закрытие учебного года.
Но Господь судил иначе, и мы теперь
этому рады. Получилось очень промыслительно: наша школа окормляет
новую церковь в Октябревке, носящую
имя этого же святого, да и первый наш
летний лагерь в 90-х годах назывался
«Мангазея». Теперь вся наша школа –
это ребячья страна «Мангазея». Наши
средние классы превратились в «княжества» со своими князьями, воеводами.
Устроили общий сход-вече, на котором
тайным голосованием избрали «великого
князя». Им оказался директор школы…
Для меня этот выбор говорит о многом.
Ведь в какой светской школе дети могут
избрать во главу своей неформальной
организации директора? Обычно для
них это фигура грозная и недоступная.
Теперь мы активно разрабатываем флаг,
герб и гимн нашего государства.
Встреча с Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием и
главой г. Ишима С.Г. Путминым |
– А не происходит ли так, что
здоровая атмосфера в школе поддерживается исключением из нее
трудновоспитуемых учеников, как
это бывает в светских школах?
– У нас существует свод правил
поведения. И ученики их принимают.
Эти правила общие для любой школы
и основаны на христианских заповедях: нельзя дерзить старшим, драться,
красть… Кстати, единственный случай,
когда нам пришлось отчислить воспитанника школы, был связан с этим грехом.
Но мы приняли решение об отчислении
только после того, как многократные
призывы к покаянию и исправлению
оказались тщетны.
– Церковно-приходская школа
имеет статус негосударственного
образовательного учреждения. Это
значит, что она существует только
на средства благотворителей?
– Не только. Нам помогает государство в лице администрации Тюменской
области, которая оплачивает труд учителей. В этом отношении
нам легче, чем коллегам
в северных округах, где
аналогичный региональный
закон пока не принят. Но
проблема в том, что выделяется определенная сумма на каждого ученика, а
наши классы, как я уже говорил, малокомплектные.
К тому же необходимо
вносить плату за обучение детей в музыкальной
школе, оплачивать работу
водителя – ведь по утрам
за каждым ребенком заезжает автобус, так же
развозим детей вечером.
Увы, без родительских
пожертвований обойтись не можем.
И, поскольку нам недостаточно своих
площадей для проведения всех занятий,
то мы благодарны заместителю Главы
города Ишима В.Б. Белоусову за то,
что наши дети бесплатно занимаются в
спортивном зале городского стадиона.
– Кстати, о площадях. Ваша
школа постепенно, с каждым годом
растет. Хватает ли помещений?
Праздник-посвящение маме. Театрализованная
постановка на День жен-мироносиц. |
– Эта проблема для нас самая больная. Школа начиналась с перестроенного
частного дома. Два года назад мы реконструировали гараж на территории Никольской церкви – получилось еще несколько
светлых и уютных классов с актовым
залом. Но уже в следующем учебном
году нам понадобятся новые помещения.
Как быть? Есть три варианта решения
проблемы. Первый – ввести посменное
обучение. Но вторая смена – это разрушение нашей системы полнодневного
пребывания ребенка в школе, которой
так дорожат родители. Второй вариант –
возвращение Церкви зданий Никольского
храмового комплекса, построенных в конце XIX века на средства купца Николая
Черняковского. Сейчас здание церковной
школы занимает краеведческий музей, а
дом для священнослужителей – народный
суд. Их расселение невозможно без помощи городской и областной администраций. Третий вариант – возведение нового
здания, для которого уже есть свободный
участок. Во время встречи Владыки Димитрия с главой города Ишима С.Г. Путминым в сентябре этого года обсуждался и
вопрос строительства школы. Глава города
пообещал выделить половину необходимых
средств, если мы начнем работы. Теперь
слово за священноначалием.
О многом не успели мы поговорить с
директором. О замечательных педагогахэнтузиастах, работающих в школе. О
летних лагерях со сплавами по реке
Ишим и поездками по родному краю. О
театрализованных постановках, посвященных мамам (на День жен-мироносиц) и
празднику Рождества Христова. Рассказать о всех сторонах жизни Ишимской
церковно-приходской школы в небольшой
статье так же невозможно, как рассказать о насыщенной и полноценной жизни
человека. Жизнь школы – это проповедь
о Христе, проповедь не словом, а делом.
Это – жизнь, основанная на традиционных
ценностях русской духовной культуры:
любви, взаимопонимании, семейственности. Ценностях, к которым тянется
душа, обугленная борьбой за выживание
в нашем суетном мире. Не этим ли привлекательна школа отца Михаила?..
Геннадий КРАМОР, г.Ишим,
фото автора
|