16 февраля Русская Православная
Церковь празднует память великого
миссионера и просветителя Японии
святителя Николая, архиепископа
Токийского.
Николай (Касаткин) (1836-1912),
архиепископ Токийский, в миру Касаткин Иван Дмитриевич, родился 1
августа 1836 года в селе Береза Вельского района Смоленской губернии
в семье сельского диакона. Ребенка
назвали Иваном в честь славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Несмотря на крайнюю бедность,
мальчика отдали учиться сначала в
Вельское духовное училище, а затем
в Смоленскую семинарию. В 1856 году
он блестяще окончил курс семинарии
и был на казенный счет отправлен в
Санкт-Петербургскую Духовную академию, где учился до 1860 года.
В этом году Иван заметил объявление с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический
курс в Японию настоятелем храма при
недавно открытом русском консульстве
в г. Хакодатэ. В тот же день во время
Всенощной он вдруг решил, что должен
принять монашество и ехать в Японию.
Ректор академии, епископ Нектарий (Надеждин), благословил его порыв, и 23
июня 1860 года юношу постригли в монашество с именем Николай, а 30 июня
он был рукоположен во иеромонаха.
Зиму 1860-1861 года иеромонах Николай провел в Николаевске-на-Амуре,
где он встретился со святителем Иннокентием (Вениаминовым), просветителем
Сибири и Аляски, который благословил
его и посоветовал вплотную заняться
изучением японского языка. 2 июля
1861 года иеромонах Николай прибыл в японский порт Хакодатэ. В условиях
гражданской войны, нападений на иностранцев и строгого запрета на христинство, молодой проповедник взялся
за усердное изучение японского языка,
истории, культуры и религий – буддизма,
синтоизма и конфуцианства, добившись
через восемь лет замечательной эрудиции даже по японским меркам.
Первым японцем, обращенным в
Православие иеромонахом Николаем,
стал Такума Савабэ, бывший самурай,
синтоистский жрец и превосходный фехтовальщик, принявший крещение вместе
с двумя друзьями в апреле 1868 года. В
том же году совершилась Реставрация
Мэйдзи, повернувшая Японию на путь
европейских реформ, появились надежды
расширить проповедь, и иеромонах Николай отправился в Россию в 1869 году
испросить разрешение Святейшего Синода
открыть в Японии русскую духовную миссию. В 1870 году император Александр
II высочайше утвердил определение Святейшего Синода об учреждении Японской
духовной миссии в ведении Камчатского
епископата под началом Николая, возведенного в сан архимандрита.
В марте 1871 года архимандрит
Николай вернулся в Хакодатэ. Проповедь Евангелия продолжалась столь
успешно, что, когда в начале 1872 года
иеромонах Анатолий (Тихай) прибыл в
Хакодатэ помочь в основании Миссии,
архимандрит Николай переехал в Токио,
столицу Японии, где он вскоре приступил
к устроению штаб-квартиры Миссии. К
1874 году, когда в Токио прибыл епископ
Камчатский Павел (Попов), при Миссии
в Токио действовали четыре училища –
катихизаторское, семинарское, женское
и причетническое, а в Хакодатэ два
– для мальчиков и девочек. Во второй
половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал К.окай хооти
(Цековный вестник), а к 1878 году в
Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные
христианские общины.
В 1879-1880 годах усилиями архимандрита Николая и при активной
поддержке из России в Токио был построен кафедральный собор и освящен
8 марта 1891 года. Он стал одним из
величайших зданий японской столицы,
широко известным среди японцев как
«Николай-До» («храм Николая»). 30
марта 1880 года в Александро-Невской
Лавре архимандрита Николая рукоположили в епископа.
Епископ Николай придавал большое
значение переводам священных и богослужебных книг на японский язык. Так
он перевел Октоих, Цветную и Постную
Триоди, весь Новый Завет и части Ветхого Завета, необходимые для совершения годичного круга богослужений.
В мае 1891 г. совершилось покушение
на цесаревича Николая Александровича
во время его пребывания в Японии.
Личное заступничество епископа Николая
сыграло важную роль в предотвращении
русско-японского столкновения. Когда
разразилась Русско-японская война 1904-1905 гг., епископ Николай, единственный
из русских подданных, остался со своей
паствой в Японии и организовал заботу о
русских военнопленных, чье общее число
достигало 73 тысяч.
Деятельность епископа Николая во
время войны была высоко оценена и
в Японии, и в России. Император Николай II наградил святителя орденом
св. Александра Невского, а 24 марта
1906 года Святейший Синод возвел его
в сан архиепископа Токийского и всея
Японии. В Японии же он стал известен
всей стране и почитаем многими как
святой.
Дождавшись прибытия в 1908 году в
Японию своего преемника – епископа
Сергия (Тихомирова) – 3 февраля 1912
года, на семьдесят шестом году жизни
и пятьдесят первом году миссионерского служения в Японии, святитель
отошел к Богу. Похороны совершались
при громадном стечении японского народа, как христиан, так и нехристиан и
иностранцев. Даже японский император
Мэйдзи прислал венок на похороны святителя, впервые оказав такую почесть
иностранному миссионеру.
Св. Николай оставил после себя
прекрасный собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, одного епископа,
34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников и 34110 человек православных
верующих в Японии, заложив прочную
основу Японской Православной Церкви.
Давно почитаемый в Японии, святой
равноапостольный Николай, архиепископ
Японский, был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью 10
апреля 1970 года.
Святые мощи архиепископа были
преданы земле на кладбище Янака,
одном из самых известных кладбищ
Японской столицы, где они покоятся по
сей день.
Не только православные чтили память великого пастыря, но и вся Япония
знала и почитала святителя. Через 58
лет после его кончины, когда во время
канонизации верующие хотели перенести
его святые мощи в собор, им это не
разрешили, сказав, что святой Николай
принадлежит всему японскому народу,
независимо от вероисповедания, и
останки его должны остаться на народном кладбище. «Николай-До» навсегда
вошел в историю японского народа как
истинный пастырь, горящий любовью
ко всем.
Надежда Леонидовна Антуфьева, г.Тюмень
|