ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№02 2008 г.         

Ещё раз о дне святого Валентина

Батюшка, 15 февраля наша Церковь и православные будут праздновать Сретение Господне и День православной молодежи. Накануне этих больших православных праздников все средства массовой информации, как по команде, начинают агрессивную кампанию о "дне святого Валентина", или по-другому они его называют "днем влюбленных". Что это за праздник, батюшка, и могут ли его праздновать православные? Надежда, студентка, г. Тюмень

Кто бы еще двадцать лет назад мог подумать, что «день святого Валентина» станет популярным и в России? Не так давно - буквально несколько лет назад - по телевидению, на уроках иностранных языков стали говорить о «прекрасном европейском празднике - дне святого Валентина - дне всех влюбленных». А значит, в день 14 февраля нужно всем влюбленным посылать письма, признаваться в любви, дарить подарки, встречаться и т.д. Этот праздник из католического церковного календаря давно уже вышел за церковную ограду и превратился в праздник сугубо светский. В нашем многострадальном народе этот день связывается с днем «свободной любви», праздником блуда. Давайте все-таки выясним, кто такой Валентин, «почитание» которого выливается в блудные попойки.

В большинстве светских публикаций рассказывается следующая история. В 269 году при императоре Марке Аврелии Клавдии II Готском жил священник Валентин. Император не разрешал жениться своим солдатам, а священник Валентин тайно их венчал (общеизвестно, что венчание как Таинство благословения брака в Церкви было установлено гораздо позднее), писал любовные письма, сводил людей. За это его бросили в темницу, где он исцелил дочь тюремщика, в которую был влюблен. Ведомый на казнь, он написал ей любовное письмо и подписался «Твой Валентин». Отсюда, якобы, повелось дарить возлюбленным письма и подарки.

Можно встретить утверждение, что это праздник православный, мол, святой-то - христианский священник. Если так, значит, и Церковь поддерживает этот «день всех влюбленных», значит, весь всплеск блудных страстей - дело нормальное? Обманываться не стоит. Во-первых, этот «праздник» не право- славный. 14 февраля в православных храмах не вспоминается святой Валентин. Во-вторых, этот «праздник» даже не может называться христианским потому, что празднующий его нарушает седьмую заповедь - не прелюбодействуй. Католическая Церковь 14 февраля отмечает память двух одноименных святых - пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского. Оба священномученика жили в III веке в Италии и оба приняли мученическую смерть. В житии пресвитера Валентина Римлянина, который прославлен также и Православной Церковью (православные отмечают его память 19 июля), сказано о том, что жил он в Риме и после того, как обратил в христианскую веру императорского советника Астерия, исцелив его дочь, был обезглавлен по приказу императора Клавдия. Никакого намека на романтическую историю о любви в житии святого нет. О Валентине, епископе Тернийском, в католическом мартирологе сказано, что сведений о святом сохранилось немного. Известно лишь, что он излечил сына важного сановника от тяжелой болезни, а затем был обезглавлен за распространение христовой веры в городе Интерамне (современное название города - Терни). Житие католического святого епископа Валентина Тернийского во многом напоминает житие православного святого Валентина, епископа Интерамского (память 12 августа). Среди ученых многие склоняются к выводу, что это одно лицо. Совпадает также и время их мученической кончины. Из жития священномученика Валентина Интерамского следует, что он был искусным врачом и вылечил сына ученого язычника Кратона. Беднягу по имени Херимон болезнь скрутила так, что голова его согнулась до уровня колен и он никак не мог выпрямиться. После чудесного излечения уверовали во Христа и сам Херимон, и его ученый отец, и множество обучающихся у него учеников. Прослышав о массовом крещении язычников, градоначальник заключил епископа Валентина в тюрьму, где он продолжал лечить всех страждущих и обращать их в христианскую веру. За что и принял мученическую смерть.

Но опять же в их житиях мы не находим никаких намеков на историю с красавицей, которую мученик Валентин исцелил от слепоты и которой перед казнью написал любовное послание («валентинку»). Всех этих событий, положивших основу романтичного праздника, в житиях ни одного из Валентинов не оказалось. И действительно, умилительная история о Валентине и «валентинках» поначалу никакого отношения к вышеназванным святым не имела. История современного праздника уходит во времена первых американских поселенцев. Покинувшие родину европейцы бережно хранили легенды Старого Света. Одной из таких легенд и была история римского патриция Валентина, тайного христианина, жившего в середине III века в период жестоких гонений на христиан. Валентин не только был сам христианином, но и слуг своих обратил в христианскую веру. Однажды, во время тайного венчания его служанки с римским воином, стражники задержали показавшихся им подозрительными людей, за исключением самого Валентина из-за уважения к его званию. Всех задержанных обвинили в принадлежности к запрещенной секте и поместили в местную тюрьму.

Патриций Валентин тщетно искал возможности поддержать своих слуг и укрепить их в вере перед неминуемой для них смертью, пока не повстречал дочь начальника тюрьмы - слепую некрасивую девочку, над которой все издевались из-за ее недуга. Через нее-то и решил он отправить весточку в темницу. Поскольку передать письменное сообщение было опасно, патрицию пришла мысль отправить в тюрьму каждому из узников устное послание и вырезанное из бумаги сердечко, окрашенное в красный цвет, как символ Божьей любви, которая укрепляет верующих во всех бедах и страданиях. Несколько таких сердечек с устными посланиями и передала слепая девочка заключенным в темнице христианам. Ободренные узники приготовились достойно встретить уготованную им смерть от диких зверей на арене цирка. Но неожиданно в тюрьму пришел сам патриций Валентин. Валентин предложил себя в обмен на свободу своих слуг. Кровавые сцены на аренах цирка, где голодные звери набрасывались на христиан, стали уже для жителей Рима приевшимся развлечением. Но чтобы на арене оказался знатный патриций - это стоило многого. Всех христиан отпустили, а Валентин, передав красное сердечко («валентинку») слепой дочери тюремщика, шагнул навстречу смерти. Взяв в руки бумажное сердечко, потрясенная девочка вдруг прозрела и увидела свет. Окружающие же неожиданно для себя обнаружили, что слывшая некрасивой девочка прекрасна. Так жертвенная любовь патриция Валентина спасла жизнь его близких и сделала счастливым несчастного ребенка. Вот такая красивая, по своей сути христианская, история.

Трудно сказать, каким образом историю мужественного патриция приписали священнослужителю по имени Валентин, но из Америки в Европу эта легенда вернулась совсем в иной интерпретации вместе с шумным праздником, который теперь докатился и до нашей страны. В американизированном варианте Валентин превратился в странствующего монаха, который тайно венчал влюбленные пары. Задержанный римскими властями, в тюрьме он излечил от слепоты дочку тюремщика и влюбился в нее. Перед казнью монах Валентин послал предмету своей любви письмо в форме сердечка («валентинку»), в котором восхищался ее красотой и молодостью. Вот этот-то факт и вызывает у православных христиан недоумение. Как, мол, мог христианин, тем более монах, перед лицом мученической кончины распалять себя плотской страстью? Немало было высказано и напечатано по этому поводу едкого, с сомнением в святости самого мученика. Но, как оказалось, никто из священномучеников Валентинов (ни пресвитер Римский, ни епископ Тернийский, ни епископ Интерамский) к легенде, которая легла в основу праздника, не имеют никакого отношения.

В связи с Днем святого Валентина стоит вспомнить, что среди почитаемых православных святых найдется немало, жизнь которых для современной молодежи достойна подражания. Удивительна и романтична, к примеру, история благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских. Излеченный дочерью пчеловода Февронией от проказы, князь повенчался с ней, но гордые бояре, не потерпев княгини-простолюдинки, предложили князю отказаться от законной супруги. Не желая принести в жертву княжению свою любовь и клятву верности, князь предпочел изгнание. По требованию народа святые супруги были возвращены в Муром, где княжили справедливо, прожили жизнь долгую и счастливую и умерли в один день и час. С тех пор родители просят у святых Петра и Февронии молитв перед Господом за своих детей, вступающих в брак. Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские не единственные православные святые, которые являются покровителями счастливого брака. Житие Петра и Февронии - достойный пример той жертвенности, которой была окрашена и легенда о римском патриции-мученике Валентине и которая совершенно исчезла из американизированного ее варианта о монахе-мученике Валентине.

Современным любителям празднования «дня святого Валентина» хотелось бы напомнить слова апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10).

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.