Батюшка, 15 февраля наша Церковь
и православные будут праздновать
Сретение Господне и День православной молодежи. Накануне этих больших
православных праздников все средства
массовой информации, как по команде,
начинают агрессивную кампанию о "дне
святого Валентина", или по-другому они
его называют "днем влюбленных". Что
это за праздник, батюшка, и могут ли
его праздновать православные?
Надежда, студентка, г. Тюмень
Кто бы еще двадцать лет назад мог
подумать, что «день святого Валентина»
станет популярным и в России? Не так
давно - буквально несколько лет назад -
по телевидению, на уроках иностранных
языков стали говорить о «прекрасном
европейском празднике - дне святого
Валентина - дне всех влюбленных».
А значит, в день 14 февраля нужно
всем влюбленным посылать письма,
признаваться в любви, дарить подарки,
встречаться и т.д. Этот праздник из
католического церковного календаря
давно уже вышел за церковную ограду и
превратился в праздник сугубо светский.
В нашем многострадальном народе этот
день связывается с днем «свободной
любви», праздником блуда. Давайте
все-таки выясним, кто такой Валентин,
«почитание» которого выливается в
блудные попойки.
В большинстве светских публикаций
рассказывается следующая история. В
269 году при императоре Марке Аврелии
Клавдии II Готском жил священник Валентин. Император не разрешал жениться своим солдатам, а священник Валентин тайно их венчал (общеизвестно, что
венчание как Таинство благословения
брака в Церкви было установлено гораздо позднее), писал любовные письма,
сводил людей. За это его бросили в темницу, где он исцелил дочь тюремщика,
в которую был влюблен. Ведомый на
казнь, он написал ей любовное письмо
и подписался «Твой Валентин». Отсюда,
якобы, повелось дарить возлюбленным
письма и подарки.
Можно встретить утверждение, что
это праздник православный, мол, святой-то - христианский священник. Если
так, значит, и Церковь поддерживает
этот «день всех влюбленных», значит,
весь всплеск блудных страстей - дело
нормальное? Обманываться не стоит.
Во-первых, этот «праздник» не право-
славный. 14 февраля в православных
храмах не вспоминается святой Валентин. Во-вторых, этот «праздник» даже не
может называться христианским потому,
что празднующий его нарушает седьмую
заповедь - не прелюбодействуй.
Католическая Церковь 14 февраля
отмечает память двух одноименных святых - пресвитера Валентина Римлянина
и Валентина, епископа Тернийского.
Оба священномученика жили в III веке
в Италии и оба приняли мученическую
смерть. В житии пресвитера Валентина
Римлянина, который прославлен также и
Православной Церковью (православные
отмечают его память 19 июля), сказано
о том, что жил он в Риме и после того,
как обратил в христианскую веру императорского советника Астерия, исцелив
его дочь, был обезглавлен по приказу
императора Клавдия. Никакого намека
на романтическую историю о любви
в житии святого нет. О Валентине,
епископе Тернийском, в католическом
мартирологе сказано, что сведений о
святом сохранилось немного. Известно
лишь, что он излечил сына важного
сановника от тяжелой болезни, а затем
был обезглавлен за распространение
христовой веры в городе Интерамне
(современное название города - Терни).
Житие католического святого епископа
Валентина Тернийского во многом напоминает житие православного святого
Валентина, епископа Интерамского (память 12 августа). Среди ученых многие
склоняются к выводу, что это одно лицо.
Совпадает также и время их мученической кончины. Из жития священномученика Валентина Интерамского следует,
что он был искусным врачом и вылечил
сына ученого язычника Кратона. Беднягу
по имени Херимон болезнь скрутила
так, что голова его согнулась до уровня
колен и он никак не мог выпрямиться.
После чудесного излечения уверовали
во Христа и сам Херимон, и его ученый отец, и множество обучающихся у
него учеников. Прослышав о массовом
крещении язычников, градоначальник
заключил епископа Валентина в тюрьму,
где он продолжал лечить всех страждущих и обращать их в христианскую
веру. За что и принял мученическую
смерть.
Но опять же в их житиях мы не
находим никаких намеков на историю с
красавицей, которую мученик Валентин
исцелил от слепоты и которой перед
казнью написал любовное послание
(«валентинку»). Всех этих событий, положивших основу романтичного праздника,
в житиях ни одного из Валентинов не
оказалось. И действительно, умилительная история о Валентине и «валентинках» поначалу никакого отношения к
вышеназванным святым не имела.
История современного праздника
уходит во времена первых американских
поселенцев. Покинувшие родину европейцы бережно хранили легенды Старого
Света. Одной из таких легенд и была
история римского патриция Валентина,
тайного христианина, жившего в середине III века в период жестоких гонений
на христиан. Валентин не только был
сам христианином, но и слуг своих обратил в христианскую веру. Однажды, во
время тайного венчания его служанки с
римским воином, стражники задержали
показавшихся им подозрительными людей, за исключением самого Валентина
из-за уважения к его званию. Всех задержанных обвинили в принадлежности
к запрещенной секте и поместили в
местную тюрьму.
Патриций Валентин тщетно искал
возможности поддержать своих слуг и
укрепить их в вере перед неминуемой
для них смертью, пока не повстречал
дочь начальника тюрьмы - слепую некрасивую девочку, над которой все издевались из-за ее недуга. Через нее-то и
решил он отправить весточку в темницу.
Поскольку передать письменное сообщение было опасно, патрицию пришла
мысль отправить в тюрьму каждому из
узников устное послание и вырезанное
из бумаги сердечко, окрашенное в красный цвет, как символ Божьей любви,
которая укрепляет верующих во всех
бедах и страданиях. Несколько таких
сердечек с устными посланиями и передала слепая девочка заключенным в
темнице христианам. Ободренные узники
приготовились достойно встретить уготованную им смерть от диких зверей на
арене цирка. Но неожиданно в тюрьму
пришел сам патриций Валентин.
Валентин предложил себя в обмен
на свободу своих слуг. Кровавые сцены
на аренах цирка, где голодные звери
набрасывались на христиан, стали уже
для жителей Рима приевшимся развлечением. Но чтобы на арене оказался
знатный патриций - это стоило многого.
Всех христиан отпустили, а Валентин, передав красное сердечко («валентинку»)
слепой дочери тюремщика, шагнул навстречу смерти. Взяв в руки бумажное
сердечко, потрясенная девочка вдруг
прозрела и увидела свет. Окружающие
же неожиданно для себя обнаружили,
что слывшая некрасивой девочка прекрасна. Так жертвенная любовь патриция Валентина спасла жизнь его близких и сделала счастливым несчастного
ребенка. Вот такая красивая, по своей
сути христианская, история.
Трудно сказать, каким образом историю мужественного патриция приписали
священнослужителю по имени Валентин,
но из Америки в Европу эта легенда
вернулась совсем в иной интерпретации
вместе с шумным праздником, который
теперь докатился и до нашей страны. В
американизированном варианте Валентин превратился в странствующего монаха, который тайно венчал влюбленные
пары. Задержанный римскими властями,
в тюрьме он излечил от слепоты дочку
тюремщика и влюбился в нее. Перед
казнью монах Валентин послал предмету
своей любви письмо в форме сердечка
(«валентинку»), в котором восхищался
ее красотой и молодостью. Вот этот-то
факт и вызывает у православных христиан недоумение. Как, мол, мог христианин, тем более монах, перед лицом
мученической кончины распалять себя
плотской страстью? Немало было высказано и напечатано по этому поводу
едкого, с сомнением в святости самого
мученика. Но, как оказалось, никто из
священномучеников Валентинов (ни пресвитер Римский, ни епископ Тернийский,
ни епископ Интерамский) к легенде,
которая легла в основу праздника, не
имеют никакого отношения.
В связи с Днем святого Валентина
стоит вспомнить, что среди почитаемых
православных святых найдется немало,
жизнь которых для современной молодежи достойна подражания. Удивительна
и романтична, к примеру, история благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских. Излеченный дочерью
пчеловода Февронией от проказы, князь
повенчался с ней, но гордые бояре, не
потерпев княгини-простолюдинки, предложили князю отказаться от законной
супруги. Не желая принести в жертву
княжению свою любовь и клятву верности, князь предпочел изгнание. По
требованию народа святые супруги были
возвращены в Муром, где княжили справедливо, прожили жизнь долгую и счастливую и умерли в один день и час. С
тех пор родители просят у святых Петра
и Февронии молитв перед Господом за
своих детей, вступающих в брак.
Благоверные князь Петр и княгиня
Феврония Муромские не единственные
православные святые, которые являются покровителями счастливого брака.
Житие Петра и Февронии - достойный
пример той жертвенности, которой
была окрашена и легенда о римском
патриции-мученике Валентине и которая
совершенно исчезла из американизированного ее варианта о монахе-мученике
Валентине.
Современным любителям празднования «дня святого Валентина» хотелось
бы напомнить слова апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни
идолослужители, ни прелюбодеи, ни
малакии, ни мужеложники, ни воры, ни
лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые,
ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10).
|