ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№1-2 2006 г.         

Перейти в раздел [Праздники и посты]

С праздником Сретения Господня!


15 февраля православные христиане празднуют Сретение Господне. «Сретение» — слово древнеславянское, которое значит на русском языке «встреча», а на сербском — «радость». Этот праздник так называется потому, что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме сорокадневного Младенца Господа Иисуса Христа с Пречистой Его Матерью.

Чем же знаменательна эта встреча? Для лучшего понимания Праздника обратимся к его истории. В третьем столетии до Рождества Христова, в Александрии царь Птолемей, собрав огромную коллекцию книг в своей библиотеке, захотел перевести с еврейского языка на греческий и книги Ветхого Завета. Из евреев были выбраны 72 благочестивых и мудрых толковника, которые могли это сделать. Впоследствии этот ветхозаветный перевод Библии стал называться «Септуагинта» (перевод Семидесяти).

В числе этих 72 толковников был некто Симеон, муж праведный и благочестивый. Переводя книгу пророка Исайи, старец остановился на месте, где было написано: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына…» Решив, что это ошибка, Симеон взял нож и хотел выскоблить это место. Но вдруг перед ним явился Ангел и, удержав его, сказал: «Веруй тому, что написано; ты своими глазами увидишь исполнение сего пророчества. Ты не умрешь, пока не увидишь Христа Господня».

И вот, по прошествии трехсот лет, будучи уже 360 лет от роду, он дождался.

В Ветхом Завете был закон (сохранившийся и в новозаветной Церкви), по которому матери, родившие дитя мужского пола, не могли являться в храм до 40 дня по рождении ребенка. В 40-й день они были обязаны придти в храм для принятия очистительной молитвы от священника и принесения в жертву двух горлиц (если люди бедные) или агнца (если богатые). Иисус Христос родился, и в 40-й день Мария и Иосиф, исполняя закон, пришли с младенцем Иисусом в Иерусалимский храм. По внушению Божию пришел туда и праведный Симеон. Увидев Младенца Христа, он получил откровение, что сей Младенец – Мессия,

Который должен спасти всех людей. Тогда он взял на свои руки Богомладенца и произнес свои знаменитые слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром: ибо видели очи мои Спасение Твое, которое ты уготовал пред лицом всех людей…» (Лк. 2, 28 – 30). Итак, сбылись слова пророка Исайи, а ожидание праведного Симеона было вознаграждено с избытком: Дева родила Сына Божия и Господа, а старец встретил и удостоился держать Его на своих руках. Потому и праздник этот назван Сретением (Встречей), а праведный Симеон – Богоприимцем. С радостью встречала Господа и говорила о Нем и Анна пророчица.

Событие, произошедшее в этот день, величайшей важности. По слову приснопамятного митрополита Антония (Сурожского), «исполнилось ожидание не только Ветхого Завета, но всего человечества от начала мира, его желание, тоска, надежда о том, чтобы пришел Господь, и уже не было бы непроходимой пропасти между Ним и нами. Одновременно эти праведники (Симеон и Анна) ликуют о том, что не только прошлое, но и будущее теперь оправдано и сияет надеждой и радостью. Пришел Господь, и пришло спасение, пришла надежда, которой никакое горе, никакой ужас земной не могут погасить, потому что Бог уже среди нас, и никто нас не вырвет ни из руки Его, ни из любви Его». Ветхий Завет в лице престарелых праведников Симеона и Анны встречает Божию Матерь с Младенцем Христом, с Которого начинается Евангелие и Новый Завет Бога с человеком. Симеон и Анна должны умереть, и Ветхозаветный Закон страха, жертв и наказания должен уступить место Новому Завету любви, благодати и свободы.

Чему учит нас сегодняшний Праздник? Сам Господь ныне на руках Святой Девы приносится в храм Господень, чтобы исполнить Закон Божий. Святой Законодатель и Бог приносит очистительную жертву за Себя и за Матерь Свою, Пречистую и Непорочную Деву, ради того, чтобы очистить и спасти всех нас от греха и показать нам пример точного соблюдения заповедей Божиих. Младенец Христос приносится в храм Божий и посвящает Себя на служение Богу Отцу и человечеству.

Праведный Симеон жил по закону Божию и прежде, нежели принял ожидаемого Мессию на свои руки, уже носил Его в сердце. Однако не только ему одному предоставлено высокое достоинство носить на руках Христа и быть Богоприимцем, но и нам, если мы будем любить Бога и соблюдать Его слова: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Отсюда ясно, что Богоносцем может назваться лишь тот, кто соблюдает заповеди Христовы, любит Бога.

Благоговейно почтим сей великий день Встречи Спасителя, последуем за праведным Симеоном Богоприимцем в храм, чтобы встретить там Христа. Но будем помнить, что внешнее почитание Христа, осязание и прикосновение к Нему без внутренней веры и любви бесполезно. Многие евреи во времена Христа осязали Его и прикасались к Нему, однако это не принесло им никакой пользы.

Этот праздник напоминает нам и наше собственное воцерковление, и данные нами обеты крещения, учит с новой решительностью и с новой надеждой вступить на путь Христов.

Не будем же ссылаться на свою слабость, помня слово Христово: «сила Моя в немощи совершается» (2 Кор 12:9). Станем каждый день жить поновому, глубже, более совершенно по-христиански, подобно нашему Учителю, Спасителю и Богу, чтобы при отшествии своем из этой временной жизни к жизни нетленной, вечной мы от всей души могли воспеть, подобно праведному Симеону: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…»

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.