Современная жизнь человека в этом мире имеет множество разночтений.
Одни воспринимают ее как непосильное бремя невзгод. Другие – как
полноводную реку, несущую радость и наслаждение, причем,
материально-чувственного характера. Есть и такие, что на все происходящее смотрят тусклым
и безразличным взглядом, даже не особо задаваясь вопросом, зачем дана
жизнь и как ее нужно прожить. Эти люди плывут по течению, а куда вынесет
– неважно.
Однако, жизнь заставляет человека обратиться к поиску таких основ, с
помощью которых он мог бы свободно и творчески развиваться как личность,
тем самым делая свою жизнь богатой и разнообразной. И в этом ему не
обойтись без решения «вечных вопросов», ответ на которые он может найти
в религии.
Казалось бы, теперь все просто. Выбираешь для себя одно из религиозных
направлений, каких, к сожалению, сейчас немало. Проходишь этап посвящения,
затем изучаешь основы своего вероучения и последовательно воплощаешь все
узнанное тобой в жизнь. И лавры победителя, как надлежащая плата, становятся
твоими.
Но это, как показывает практика, лишь поверхностный взгляд. Теперь
попытаемся все это разобрать на примере православной жизни, как более
основательной и проверенной временем.
Перед нами человек, желающий обрести спасение своей души. С завидной
ревностию он начинает использовать богатый арсенал духовных знаний. В ход
идет усиленная молитва, строгий пост, чтение духовной литературы. Казалось бы,
все хорошо… Но проходит немного времени – и жажда Богообщения и познания
истины незаметно переходят на чисто внешнее соблюдение ритуала.
Тот порыв чувств, который человек испытывал в момент своего знакомства
с Церковью, с Богом, постепенно утихает, а у некоторых и вовсе угасает. В
чем причина этой проблемы и как ее решить – отчасти помогают размышления
Святейшего Патриарха Алексия. «Неофит – это недавно обратившийся к вере
человек. Это удивительная пора в жизни человека, своего рода «медовый месяц»
- все внове, все в церковной жизни радует своей благодатной и смысловой наполненностью.
В нормальном неофите душа восторгается перед огромным миром,
вдруг распахнувшимся перед ней. Радость об обретении Истины перерастает в
желание служить Ей всей своей жизнью. Но именно потому, что это время легких взлетов и возгораний, время неофитства может быть и временем серьезных
искушений. Сегодня люди входят в церковную жизнь в основном через книги. И
есть опасность, что первыми церковными книгами станут издания легковесные,
исполненные суеверий. Другое возможное искушение может состоять в том, что
человек слишком буквально воспринимает прочитанное. И автор книги подлинный
святой, и книга у него замечательная. Но порой те слова, что должны были целить
души, в некоторых умах превращаются в таран, которым те начинают сокрушать
все вокруг. С полюбившейся цитатой они всматриваются в жизнь других верующих людей, сличая с этой цитатой, видят расхождение и начинают критиковать
и осуждать, доходя до прямого кликушества и раскольничества. Наконец, если
человек слишком прямолинейно отождествляет Православие с тем или иным
его социальным или культурным отражением, он становится борцом за какую-то
частную идею, может быть и в самом деле связанную с Православием, но при
этом такой борец как-то упускает из виду Христа. Он больше дорожит своими
идеями, нежели Таинством Причастия Христу. Каждому из нас стоит помнить, что
центром жизни христианина является Евхаристия как главное таинство Церкви,
созидающее Тело Христово и являющееся способом Богообщения. Прихожане
должны ясно сознавать, что центром, вокруг которого и ради которого они собираются воедино, является не священник, не та или иная храмовая святыня,
не та или иная – пусть даже самая возвышенная – идея, но Сам Господь и Его
Жертва» (Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. Размышления о вере, человеке и современном мире. М., 2004).
Есть еще один опасный стереотип в сознании вновь пришедших в храм. На
фоне жизни святых возникает иллюзия, что вот раньше-то что ни монах – то
преподобный, что ни епископ – то святой. А сегодня оскудела праведность, конец
света настал. И появляется тоска-печаль, которая разъедает не только собственную душу, но и как зверь кидается на всех, кто живет не по правилам «святого
благочестия». Здесь будет уместно вспомнить слова преподобного Серафима
Саровского: «Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали». (Житие старца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха,
пустынножителя и затворника. Муром, 1893 г.).
Именно то, что помогало одним, для других становится камнем преткновения.
Так, если плач о грехах своих святым помогал лучше увидеть Бога, то для людей
страстных это лишь повод упрекнуть всех в смертных грехах, которые ни в этой
жизни, ни в будущей не простятся. И когда этот груз осуждения и злобы станет
непосильным, то легче всего объявить либо учение, либо всю Церковь сразу в
безблагодатности. И это очередное искушение.
Можно много писать о том, какие подводные камни встречаются на пути
человека, идущего к Богу, так что и книги будет мало написать. Поэтому, не
увлекаясь излишними мудрованиями, напомним читателю святоотеческую мудрость, благодаря которой понимается и цель спасения, и благодатные средства
для достижения такового. Как говорил древнейший подвижник авва Дорофей,
«люди подобны точкам на окружности, центром которой является Бог. И насколько люди желают приблизиться к центру, настолько они приближаются и
друг другу, а также и к Богу. Подобно этому нужно разуметь и о удалении»
(авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. Троице-Сергиева Лавра,
1994 г.). Будем же внимательны к себе и к ближним и последовательны на
своем пути к Богу.
Иерей Валерий Колесников,
настоятель прихода святителя Николая Мирликийского, г. Губкинский
|