Не так давно прошли главные зимние православные
праздники: Рождество Христово и Крещение Господне.
Многие верующие совершили паломничество в духовный центр
епархии - город Тобольск и в другие святые места, побывали на самых
торжественных богослужениях - архиерейских, когда службу возглавляет архиепископ. Считается, что такие
праздничные богослужения особо благодатные и именно здесь можно
увидеть и прочувствовать всю красоту церковных обрядов. Сегодня мы
продолжим разговор о священных облачениях и подробнее остановимся на архиерейских одеждах.
Один священник рассказал мне, как
однажды в одном из тюменских автобусов
он стал участником курьезного случая.
Молодые ребята впечатлились, увидев простого
батюшку, и, недолго думая, один из
них произнес: "Смотри, вон архиепископ
едет!", на что священник только улыбнулся.
Как говорил известный богослов Григорий
Дьяченко, если вам не случалось видеть
архиерейского служения, то присмотритесь
к образам святителей Божиих - Иоанна
Златоустого или Димитрия Ростовского: в
каких одеждах они написаны на иконах, в
такие и облачаются наши архиереи.
Впервые увидев епископа, интуитивно
можно догадаться, что это высшее духовное
лицо. Есть одна хорошая подсказка: в руках
у владыки (так часто называют архиерея)
находится посох, а это, как известно, символ
власти. И действительно, как пишет в
своей книге архиепископ Аверкий, жезл,
или посох, есть знак пастырской власти и
отеческого попечения о пастве. Посох в
руках патриарха или архиерея напоминает
обычный пастушеский. В монастырях жезл
дается также архимандриту и игумену в знак
их духовной власти над той обителью, в
которой они поставлены начальниками. Изна
чально игуменские посохи у нас, как и на
греческом Востоке, были гладкие, с простой
поперечной рукоятью, увенчанной крестом.
На такой посох удобно было облокотиться
во время долгих многотрудных служб.
Жезлы епископские, как правило,
украшались резьбой - по дереву, кости,
металлу, камню - со священными изображениями.
В XVII-XVIII вв. святительские
жезлы сплошь покрывались драгоценными
камнями, жемчугом, сканью и финифтью.
Изогнутые змеи на архиерейском посохе
появились со времен Патриарха Никона в
подражание греческому Востоку, где змий
или дракон, попираемый Христом (или святыми)
или пронзаемый крестом, - весьма
распространенный символ. На посохе Патриарха
Московского Филарета Никитича,
отца первого царя из династии Романовых
Михаила, было написано: "(жезл) правления,
наказания, утверждения, казнения". На
жезле архиерея, иногда и архимандрита,
для украшения привешивается у рукояти
небольшой златошвейный плат. Архиерей
совершает входы и выходы с посохом в руках,
а в остальное время жезл держит чтец,
называемый "жезлоносцем", или "посошником". Он не имеет права опираться на него,
а должен держать символ духовной власти
двумя руками. Во время малого и великого
входа на литургии жезл несется впереди. В
остальное время чтец держит посох, стоя
у иконы Спасителя на солее.
Еще одна деталь облачения позволяет
легко узнать архиерея, - Панагия, в переводе
"Всесвятая". Это небольшая круглая
икона Спасителя или Божией Матери,
носимая на груди архипастырей и некоторых
архимандритов. Раньше Панагия была
в виде складного ковчежца, имевшего с
одной стороны икону Божией Матери, а с
другой - Спасителя или Святой Троицы. В
него вкладывалась часть просфоры (особый
богослужебный хлеб), в честь Божией Матери,
эта просфора собственно и называлась
"панагией". Если в стационарных условиях,
в монастыре или во дворце, богородичный
хлеб удобно было хранить и переносить в
специальном сосуде, панагиаре, то в походных
условиях (а епископы, как и князья,
большую часть времени, особенно при
русских расстояниях, вынуждены были проводить
в разъездах) удобнее был нагрудный
круглой формы ковчежец, на который и
перешло название его содержимого - панагия.
Древнейшей дошедшей до нас является
серебряная двустворчатая панагия из
Московского Симонова монастыря с изображениями
|
Вознесения на крышке, Троицы
и Богоматери "Знамение" - на внутренних
створках. Позже панагия, войдя в облачение
епископов, утратила первоначальное назначение, превратившись в знаковую регалию
- круглую или фигурную нагрудную иконку
Спасителя или Божией Матери.
Кроме священнических одежд - епитрахили,
стихаря, пояса и поручей - церковный
гардероб архиерея дополняет саккос.
Саккос - еврейское слово, означающее
вретище, рубище, одежда печали, смирения
и покаяния. Это верхняя одежда,
похожая по форме на стихарь, но короче
его, несколько шире в объеме и украшена
звонцами. Звонцы на саккосе означают
благовестие Слова Божия, исходящее
из уст епископа. Саккос символизирует
багряницу - одежду, в которую облекли
Христа во время страданий, когда он был
отдан на поругание воинам.
Еще одна характерная одежда, которую
архиерей носит на плечах, и без которой не
совершает ни одной службы - омофор. Это
длинный и широкий плат, напоминающий
собой диаконский орарь и священническую
епитрахиль, но только шире и длиннее, который
возлагается поверх саккоса, одним
концом спускаясь вперед на грудь, а другим
назад, на спину епископа. Омофор озна-
чает заблудшую овцу, то есть грешный род
человеческий, а архиерей символизирует
собою Доброго Пастыря Христа Спасителя,
несущего заблудшую овцу на Своих плечах.
Поэтому при облачении в омофор произносится:
"на рамех, Христе, заблудшее
взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу
привел еси". В старину омофор делали из
овечьей шерсти. В те моменты литургии,
когда архиерей сам символизирует собою
Христа, он бывает в омофоре; когда же
читается Евангелие, совершается Великий
вход, совершится пресуществление Святых
Даров, омофор с архиерея снимается, ибо
в Евангелии и в Святых Дарах является
молящимся Сам Христос.
Самый объемный и воздушный предмет
архипастырского облачения - мантия, иначе
"палий" - это верхняя монашеская одежда,
покрывающая все, кроме головы. Она свободно
развевается, тем самым изображая
крылатость ангелов, а потому называется
ангельской. Мантия символизирует всепокрывающую
силу Божию, а также строгость,
благоговение и смирение монашеской жизни,
и то, что у монаха ни руки, ни другие
члены не живут и неспособны для мирских
и греховных дел. Обыкновенная монашеская
мантия черного цвета, без украшений.
Святительская мантия лилового цвета, на
ней нашиты так называемые скрижали - четырехугольные
платы темно-красного цвета,
означающие Ветхий и Новый Завет, откуда
священнослужители должны черпать свое
учение. На скрижалях иногда нашивают
кресты или иконы, вышитые золотом. Также
на мантии архиерея есть источники. Это ленты
разных цветов, большей частью белого и
красного цвета, которые идут вдоль мантии
и изображают струи учения, вытекающего
из уст архиерея. В некоторых поместных
Церквях патриархи и митрополиты носят
мантии зеленого и голубого цвета.
Главный головной убор архиерея
- митра, в переводе с греческого от слова
"связываю", собственно "повязка", "венец". Священный головной покров шьется
из шелковой материи или из бархата, с
золотыми вышивками и камнями, со всех
четырех сторон митру украшают иконы
Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи,
евангелистов, а наверху - Образ Господа
Саваофа или крест. Это царское украшение
даруется епископу в знак того, что
он в служении изображает Царя-Христа.
Вместе с тем митра служит знаком архиерейской
власти и напоминает о терновом
венце, который перед распятием воины
возложили на главу Христову.
Также нетрудно заметить, что во время
архиерейского богослужения используются
орлецы, небольшие круглые коврики с
изображением орла, летящего над городом.
На орлецах изображается город, в
знак епископства во граде, а также и орел,
знаменующий чистоту православного
учения, в подражание тому орлу, который
символизирует из Апостола и Евангелиста
Иоанна Богослова. Для выражения этой
мысли орел имеет сияние, как бы являя
свет богословских знаний и благодатное
дарование. Орлецы полагаются во время
богослужения под ноги епископа и напоминают
ему о том, что он должен своими
помыслами и делами быть выше всего земного
и стремиться к небу, подобно орлу.
Облачения бывают разных цветов. Вошло
в обычай в дни праздников употреблять
светлые цвета, в дни постные темные цвета.
В воскресные дни принято надевать облачения золотого цвета, в дни памяти Святых
Апостолов и мучеников - красного цвета,
в дни праздников в честь Пресвятой Богородицы
- голубого цвета, в дни памяти пророков
- зеленого цвета. Таинство крещения
совершается в белых ризах, отпевание - в
темных. Великим постом в седмичные дни
и на Страстной Седмице, кроме Великого
Четвертка и Великой Субботы облачения
черного цвета. От Пасхи до Пятидесятницы,
от Рождества Христова до Богоявления и
на Преображение Господне священство
облачается в белое. В Великую Субботу,
сразу после чтения Апостола черные
одежды меняют на светлые. На Пасхальной
Утрени можно увидеть одеяния всех цветов,
хранящихся в церковной ризнице, во
время одной службы священники чередуют
облачения, чем символизируется особое
торжество Церкви.
Подготовила Елена ЧУКЛИНА
Использованы материалы из книг:
Протоиерей Григория Дьяченко "Православный храм", Киев, 2005 г.
Архиепископ Аверкий "Литургика".
Протоиерей Серафим Слободской "Закон Божий", Нижний Новгород, 2002 г.
Раздел "Одеяния священнослужителей"
на сайте: http://st-sobor.belnet.ru/index.html
|