ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№02 2007 г.         

Знаки пастырской власти.

Не так давно прошли главные зимние православные праздники: Рождество Христово и Крещение Господне. Многие верующие совершили паломничество в духовный центр епархии - город Тобольск и в другие святые места, побывали на самых торжественных богослужениях - архиерейских, когда службу возглавляет архиепископ. Считается, что такие праздничные богослужения особо благодатные и именно здесь можно увидеть и прочувствовать всю красоту церковных обрядов. Сегодня мы продолжим разговор о священных облачениях и подробнее остановимся на архиерейских одеждах.

Один священник рассказал мне, как однажды в одном из тюменских автобусов он стал участником курьезного случая. Молодые ребята впечатлились, увидев простого батюшку, и, недолго думая, один из них произнес: "Смотри, вон архиепископ едет!", на что священник только улыбнулся. Как говорил известный богослов Григорий Дьяченко, если вам не случалось видеть архиерейского служения, то присмотритесь к образам святителей Божиих - Иоанна Златоустого или Димитрия Ростовского: в каких одеждах они написаны на иконах, в такие и облачаются наши архиереи. Впервые увидев епископа, интуитивно можно догадаться, что это высшее духовное лицо. Есть одна хорошая подсказка: в руках у владыки (так часто называют архиерея) находится посох, а это, как известно, символ власти. И действительно, как пишет в своей книге архиепископ Аверкий, жезл, или посох, есть знак пастырской власти и отеческого попечения о пастве. Посох в руках патриарха или архиерея напоминает обычный пастушеский. В монастырях жезл дается также архимандриту и игумену в знак их духовной власти над той обителью, в которой они поставлены начальниками. Изна чально игуменские посохи у нас, как и на греческом Востоке, были гладкие, с простой поперечной рукоятью, увенчанной крестом. На такой посох удобно было облокотиться во время долгих многотрудных служб. Жезлы епископские, как правило, украшались резьбой - по дереву, кости, металлу, камню - со священными изображениями. В XVII-XVIII вв. святительские жезлы сплошь покрывались драгоценными камнями, жемчугом, сканью и финифтью. Изогнутые змеи на архиерейском посохе появились со времен Патриарха Никона в подражание греческому Востоку, где змий или дракон, попираемый Христом (или святыми) или пронзаемый крестом, - весьма распространенный символ. На посохе Патриарха Московского Филарета Никитича, отца первого царя из династии Романовых Михаила, было написано: "(жезл) правления, наказания, утверждения, казнения". На жезле архиерея, иногда и архимандрита, для украшения привешивается у рукояти небольшой златошвейный плат. Архиерей совершает входы и выходы с посохом в руках, а в остальное время жезл держит чтец, называемый "жезлоносцем", или "посошником". Он не имеет права опираться на него, а должен держать символ духовной власти двумя руками. Во время малого и великого входа на литургии жезл несется впереди. В остальное время чтец держит посох, стоя у иконы Спасителя на солее. Еще одна деталь облачения позволяет легко узнать архиерея, - Панагия, в переводе "Всесвятая". Это небольшая круглая икона Спасителя или Божией Матери, носимая на груди архипастырей и некоторых архимандритов. Раньше Панагия была в виде складного ковчежца, имевшего с одной стороны икону Божией Матери, а с другой - Спасителя или Святой Троицы. В него вкладывалась часть просфоры (особый богослужебный хлеб), в честь Божией Матери, эта просфора собственно и называлась "панагией". Если в стационарных условиях, в монастыре или во дворце, богородичный хлеб удобно было хранить и переносить в специальном сосуде, панагиаре, то в походных условиях (а епископы, как и князья, большую часть времени, особенно при русских расстояниях, вынуждены были проводить в разъездах) удобнее был нагрудный круглой формы ковчежец, на который и перешло название его содержимого - панагия. Древнейшей дошедшей до нас является серебряная двустворчатая панагия из Московского Симонова монастыря с изображениями

Вознесения на крышке, Троицы и Богоматери "Знамение" - на внутренних створках. Позже панагия, войдя в облачение епископов, утратила первоначальное назначение, превратившись в знаковую регалию - круглую или фигурную нагрудную иконку Спасителя или Божией Матери. Кроме священнических одежд - епитрахили, стихаря, пояса и поручей - церковный гардероб архиерея дополняет саккос. Саккос - еврейское слово, означающее вретище, рубище, одежда печали, смирения и покаяния. Это верхняя одежда, похожая по форме на стихарь, но короче его, несколько шире в объеме и украшена звонцами. Звонцы на саккосе означают благовестие Слова Божия, исходящее из уст епископа. Саккос символизирует багряницу - одежду, в которую облекли Христа во время страданий, когда он был отдан на поругание воинам. Еще одна характерная одежда, которую архиерей носит на плечах, и без которой не совершает ни одной службы - омофор. Это длинный и широкий плат, напоминающий собой диаконский орарь и священническую епитрахиль, но только шире и длиннее, который возлагается поверх саккоса, одним концом спускаясь вперед на грудь, а другим назад, на спину епископа. Омофор озна- чает заблудшую овцу, то есть грешный род человеческий, а архиерей символизирует собою Доброго Пастыря Христа Спасителя, несущего заблудшую овцу на Своих плечах. Поэтому при облачении в омофор произносится: "на рамех, Христе, заблудшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси". В старину омофор делали из овечьей шерсти. В те моменты литургии, когда архиерей сам символизирует собою Христа, он бывает в омофоре; когда же читается Евангелие, совершается Великий вход, совершится пресуществление Святых Даров, омофор с архиерея снимается, ибо в Евангелии и в Святых Дарах является молящимся Сам Христос. Самый объемный и воздушный предмет архипастырского облачения - мантия, иначе "палий" - это верхняя монашеская одежда, покрывающая все, кроме головы. Она свободно развевается, тем самым изображая крылатость ангелов, а потому называется ангельской. Мантия символизирует всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни, и то, что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и неспособны для мирских и греховных дел. Обыкновенная монашеская мантия черного цвета, без украшений. Святительская мантия лилового цвета, на ней нашиты так называемые скрижали - четырехугольные платы темно-красного цвета, означающие Ветхий и Новый Завет, откуда священнослужители должны черпать свое учение. На скрижалях иногда нашивают кресты или иконы, вышитые золотом. Также на мантии архиерея есть источники. Это ленты разных цветов, большей частью белого и красного цвета, которые идут вдоль мантии и изображают струи учения, вытекающего из уст архиерея. В некоторых поместных Церквях патриархи и митрополиты носят мантии зеленого и голубого цвета. Главный головной убор архиерея - митра, в переводе с греческого от слова "связываю", собственно "повязка", "венец". Священный головной покров шьется из шелковой материи или из бархата, с золотыми вышивками и камнями, со всех четырех сторон митру украшают иконы Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, евангелистов, а наверху - Образ Господа Саваофа или крест. Это царское украшение даруется епископу в знак того, что он в служении изображает Царя-Христа. Вместе с тем митра служит знаком архиерейской власти и напоминает о терновом венце, который перед распятием воины возложили на главу Христову.

Также нетрудно заметить, что во время архиерейского богослужения используются орлецы, небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. На орлецах изображается город, в знак епископства во граде, а также и орел, знаменующий чистоту православного учения, в подражание тому орлу, который символизирует из Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Для выражения этой мысли орел имеет сияние, как бы являя свет богословских знаний и благодатное дарование. Орлецы полагаются во время богослужения под ноги епископа и напоминают ему о том, что он должен своими помыслами и делами быть выше всего земного и стремиться к небу, подобно орлу. Облачения бывают разных цветов. Вошло в обычай в дни праздников употреблять светлые цвета, в дни постные темные цвета. В воскресные дни принято надевать облачения золотого цвета, в дни памяти Святых Апостолов и мучеников - красного цвета, в дни праздников в честь Пресвятой Богородицы - голубого цвета, в дни памяти пророков - зеленого цвета. Таинство крещения совершается в белых ризах, отпевание - в темных. Великим постом в седмичные дни и на Страстной Седмице, кроме Великого Четвертка и Великой Субботы облачения черного цвета. От Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Богоявления и на Преображение Господне священство облачается в белое. В Великую Субботу, сразу после чтения Апостола черные одежды меняют на светлые. На Пасхальной Утрени можно увидеть одеяния всех цветов, хранящихся в церковной ризнице, во время одной службы священники чередуют облачения, чем символизируется особое торжество Церкви.

Подготовила Елена ЧУКЛИНА
Использованы материалы из книг:
Протоиерей Григория Дьяченко "Православный храм", Киев, 2005 г.
Архиепископ Аверкий "Литургика".
Протоиерей Серафим Слободской "Закон Божий", Нижний Новгород, 2002 г.
Раздел "Одеяния священнослужителей"
на сайте: http://st-sobor.belnet.ru/index.html

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.