Этот вопрос ныне часто задают священникам не только неофиты, но
и люди, которые уже давно ходят в храм. Католики, например, исповедуются
очень и очень редко - один или два раза в году или совсем
не исповедуются, а протестанты (сектанты) исповедь при посредстве
священника не признают, ибо считают, что каждый человек должен
каяться сам перед Богом, без всяких посредников.
Поддаваясь расслабляющему духу
времени, а в какой-то мере - духу тех же
католиков и протестантов, которые ныне
активно ведут свою проповедь через
средства массовой информации, завоевывают
симпатии людей своим высоким
европейским уровнем жизни, некоторые
православные христиане тоже начинают
прибегать к покаянию крайне редко.
Они недоумевают, в чем можно каяться
каждый месяц или каждую неделю?
Из-за боязни покаяния, а больше всего
из-за недоверия к священникам, перед
которыми надо полностью открыть свою
душу, многие люди не идут в храм. Не
последнюю роль в навязывании такого
отношения к священникам и Таинству
покаяния играют так называемые независимые
средства массовой информации.
Кроме того, еще долго будут давать о
себе знать 70 безбожных советских лет,
когда православное духовенство, по
делу и не по делу, было очень сильно
скомпрометировано. В то время были
явлены тысячи мучеников и исповедников
российских, которые предпочли умереть,
нежели отречься от веры во Христа,
но было и немало богоотступников,
которые поддались на угрозы, шантаж,
атеистическую пропаганду и сняли с
себя священный сан. Но нельзя из-за
нескольких предавших Христа священников
с недоверием относиться ко всем,
как нельзя из-за предательства Иуды
отвергать всех Апостолов. Обычно так
ленивые люди находят себе повод, чтобы
совсем не ходить в храм и не прибегать
к покаянию. Праведный Лот ведь и среди
развратных жителей городов Содома и
Гоморры спасся, храня веру в единого
истинного Бога и не принимая участия в
общем безумии.
Если некоторые верующие люди так
легковесно могут относиться к покаянию,
то что говорить об атеистах и так
называемых гуманистах? Насмехаясь
над верующими людьми, они говорят:
"Хорошо православные устроились:
согрешил - покаялся, опять согрешил
и так до бесконечности". Атеисты таким
образом пытаются оправдать свое
неверие и отсутствие в душе покаяния.
Они несправедливо считают, что покаянием
слабовольные люди лишь пытаются
на какой-то момент успокоить себя,
сбросить с себя груз ответственности,
чтобы без зазрения совести продолжать
делать свои беззакония. Себя, а не Бога
атеисты и гуманисты считают законодателями
и судьями своих поступков.
Ф.М.Достоевский, объясняя психологию
атеизма, вкладывает в уста одного из
героев своего романа "Братья Карамазовы"
такие слова: "Если Бога нет,
тогда все позволено". Следовательно,
по логике атеистов, если всё позволено,
не может быть никакой вины за грехи, а
значит, нет нужды в покаянии.
Что мы можем сказать в пользу покаяния?
Покаяние нужно не только для
великих грешников: воров, блудников,
прелюбодеев, убийц - но для всех
людей, даже самых благочестивых и порядо
чных. Каждый человек, независимо
от своего воспитания и образования,
пропитан ядом прародительского греха.
Видимым проявлением действия в нас
прародительского греха являются болезни,
постепенное тление тела и смерть.
Ещё прародительский грех проявляет
себя через страсти, которые, маскируясь
под добродетели, мучают человека
с младенческого возраста и до самой
смерти. Это страсти гордыни, тщеславия,
печали, уныния, сребролюбия,
гнева, блуда, чревоугодия. Разных людей
страсти искушают по-разному, но никто
в той или иной мере не свободен от их
воздействия. Через крещение, покаяние
и другие Таинства Церкви начинается
процесс очищения от страстей, открывается
возможность наследования жизни
вечной. Но это задача на всю оставшуюся
земную жизнь. Часто бывает, что и
всей жизни не хватает, чтобы полностью
очиститься от яда прародительского
греха. Остается только надеяться на
милосердие Божие, что Он помилует на
Страшном суде за намерение каяться и
жить по-христиански.
В древности многие христиане просили
у Господа продления дней своей
жизни не ради наслаждения благами
этого мира, а для возможности более
глубокого покаяния. Ведь в загробном
мире такой возможности уже не будет.
Чем раньше человек принимает крещение
и настраивается на покаяние, тем
лучше для него. Обычно такой человек
не только сам духовно преуспевает, но
и получает благодатную силу для просвещения
других людей. Кого-то из таких
людей Господь избирает для пастырского
служения.
Православные христиане, которые
ходят в храм не один раз в году, на Пасху,
но во все воскресные и праздничные
дни, стараются каяться (исповедоваться)
в своих грехах раз в месяц, кто-то старается
каяться через две недели или
во все воскресные и праздничные дни.
В некоторых современных иноческих
обителях практикуется ежедневное исповедание
духовнику своих помыслов. В
большинстве случаев частота исповеди
мирянина ныне зависит от рекомендации
священника-духовника, смотря по внутреннему
духовному состоянию человека.
Большинство людей устанавливают себе
за правило обязательно исповедоваться
во все посты и великие праздники, чтобы
причаститься святых Христовых Таин.
Покаяние в храме, в присутствии
священника, предваряется постом,
молитвой, честным самоотверженным
трудом во славу Божию, паломничеством
по святым местам. В идеале покаяние
должно сопровождать всю жизнь христианина.
Ради покаяния подвижники
благочестия удаляются от суеты мира,
уходят в монастыри, добровольно избирают
для себя самые суровые условия
жизни. Например, преподобная Мария
Египетская ради покаяния в своих бес-
численных грехах все оставшиеся дни
жизни провела в пустыне.
Но в большинстве случаев люди не
думают о необходимости покаяния. Пока
у человека все хорошо, он даже не задумывается
о смысле своей жизни, ибо
всё некогда и некогда, всё дела и дела.:
Только во время скорби или каких-то
жизненных неудач и неприятностей люди
начинают прибегать к покаянию. Есть
даже такая народная поговорка: "Пока
гром не грянет, мужик не перекрестится".
К тому же безбожный секулярный мир
ныне предлагает человеку вместо покаяния
консультацию психолога. Появились
даже православные психологи. Но чем
может помочь страстному человеку такой
же одержимый страстями человек?
Врачи знают, как сложен и своеобразен
анатомический и физиологический состав
человека. Медицине лишь чуть-чуть
удается приоткрыть причину некоторых
болезней, с детства и до самой смерти
мучающих человека. Еще сложнее устроение
человеческой души. Психология
не может проникнуть в человеческую
душу. Туда может войти только Господь
Бог. То, что приоткрылось известному
психоаналитику Зигмунду Фрейду, лишь
"холодный предбанник" души. В Таинстве
покаяния, в отличие от сеанса психоанализа,
действует не человек, а Сам
Господь Бог, Который создал человека,
знает все тайны его души и может ему
реально помочь.
Итак, главным правилом для православного
христианина должно быть
покаяние, в отличие от католиков, протестантов,
атеистов и гуманистов, пренебрегающих
им. Кто глубоко и искренне
кается, тот не может впасть в осуждение
других людей, не может превозноситься
своими житейскими успехами, не может
раздражаться и гневаться. Это не зна-
чит, что такой человек равнодушен при
виде зла и несправедливости, что он не
гуманен. Наоборот, он ещё больше, чем
другие люди, видит и чувствует опасность
зла, он видит его опасность даже там,
где другие её не замечают, так как его
духовные и телесные чувства просветлены
покаянием. Но именно потому, что он
видит и знает всю опасность и коварство
зла, мучающего душу человека, его суд
очень осторожный, его слово простое,
но сильное, по существу. Иногда же кающийся
человек предпочитает лучше мол-
чать, чем говорить, чтобы своим словом
не подливать масла в огонь. Чем глубже
кается человек, тем основательнее все
его дела и поступки, тем он надежнее
во всех трудных и часто непредсказуемых
ситуациях жизни.
Очень действенным, как мы знаем
из истории, покаяние бывает в дни
народных бедствий, при вражеском нашествии.
Когда просветляется разум и
открываются духовные очи не у одного
человека, а сразу у всего народа, то
уже ничего не страшно, ибо с ними Бог.
Возможно ли такое покаяние в наши дни?
Ныне большинство людей не чувствуют
никакой опасности и как бы спят. Трудно
сразу всех людей подвигнуть к покаянию.
Но за каждым Богослужением во всех
православных храмах какое-то число
людей прибегает к покаянию. Это очень
утешает и радует.
Покаяние - это подвиг. В наше секулярное
время благодаря покаянию
сравнительно небольшого числа людей,
живущих в каждом городе и поселке,
Господь, несмотря на все творящиеся
вокруг беззакония, благословляет нашу
землю миром и благоденствием. Искренне
кающиеся люди являются той солью
для мира, о которой говорит Христос
Спаситель в Евангелии, и которая не
дает миру окончательно разложиться и
погибнуть от неверия, вражды, злобы,
ненависти, разврата.
Игумен МАРКЕЛЛ (ПАВУК),
Тобольская православная духовная
семинария
|