Течения времени не видит никто. Лишь только стрелка часов, школьные звонки
да взрослеющие с каждым годом ученики напоминают нам о нем.
Время ощущается нами через зримые
следы, образы, подчас безрадостные и
тяжелые: ребенок с протянутой рукой,
дети, живущие на вокзалах, младенцы, от
которых отказались их совсем еще юные
мамы. Подростки и юноши, попавшие в
сети наркомании, алкоголизма и насилия.
Детское горе, не знающее границ. Нравственные
и моральные болезни, эпидемия
бездуховности, охватившая общество.
И кто же, как не рядом находящийся
с ребенком православный человек, направит
его к духовным истокам русской
культуры, имеющей одно начало, один
источник - православную веру, ее евангельские
заповеди. Вся история русского
просвещения - есть история Церкви. Вера
наших предков сегодня возвращается в
нашу жизнь.
Изучение русской словесности в отрыве
от национальной культуры, ее духовных
источников невозможно.
Перед учителем-словесником в наше
время встает задача осознания смысла и
значения уроков русского языка и литературы
не просто как передачи знаний,
а все более убежденно являющихся прочной основой духовного и нравственного начала.
Сегодня мы начинаем задумываться о
том, что наши дети теряют корни, и в своем
Отечестве, в русских храмах, монастырях,
музеях чувствуют себя иностранцами. Они
не знают традиций, не помнят родства,
не интересуются историей Отчизны, не
ведают ее духовных вождей. Но самое
страшное заключается в том, что дети не
видят разницы между добром и злом.
Вся русская литература, и вообще
русская словесность, изначально ориентирована
на Новый Завет. В 5-м классе
дети начинают знакомиться с основами
православия на уроках литературы при
изучении <Сказания о первоначальном
распространении христианства на Руси>,
"Слова о Законе и Благодати митрополита
Иллариона", "Поучения Владимира Мономаха".
Такие, пусть древние, жемчужины
русской литературы являются первыми
ступенями к пониманию жизни благочестивой
и праведной.
И только тогда, когда перед учениками
раскроются истины добра и красоты, когда
они увидят воочию эти вечные, непреходящие
ценности, когда мы сможем их приу
чить к чтению настоящих произведений
искусства, наши дети обретут духовность,
а значит: ум, веру, волю, смирение, любовь,
миролюбие, милосердие, покаяние
и послушание - все те черты, которые
испокон веков были присущи православному
христианину.
У писателя Азарова есть замечательные
слова: "Не борись с тьмой. Чтобы
победить тьму, надо зажечь свет". Зажигая
огоньки веры и любви в сердцах своих воспитанников,
я поведала им одну притчу. "В
1655 году моровая язва, косившая город
за городом, проникла в Москву.
Днем и ночью над многотысячным
городом гудел соборный колокол. Улицы
были пусты, лишь стаи крыс метались по
дворам да траурные повозки совершали
свой скорбный путь на кладбище.
Печально гудел колокол. Горе косило
людей, незримый враг был жесток и немилосерден.
И вспоминали старые люди один завет:
если с первыми лучами солнца начать
строить храм, успеть выстроить его и освятить
до заката, болезнь отступит. Все, кто
сумел подняться с предсмертной постели,
собрались на площади. Лишь первый луч
скользнул из-за горизонта, ударили топоры
и завизжали пилы...
К закату храм был построен и освящен. Отслужили торжественный молебен. Люди повалились с ног от усталости, засыпая
прямо на земле, на ступеньках храма. И отступила болезнь".
Передавая эту притчу, я хочу с Божией помощью строить храмы в душах наших детей, зажигать в их сердцах огоньки веры и любви.
С первого урока словесности я начинаю формировать понятие "духовный мир человека", помогаю им осознавать
понятие "духовность". Раскрывая значение этого слова, я обращаюсь к замечательному
стихотворению В.Набокова, в котором он выразил восхищение миром, как творением Божиим:
Катится небо, дыша и блистая:
Вот он - дар Божий, бери - не бери!
Вот она - воля, босая, простая,
Холод и золото звонкой росы!
Боже! Воистину мир твой чудесен!
Молча, собрав полевую росу,
Сердце свое, сердце, полное песен,
Не расплескав, до Тебя донесу.
Дети отмечают, какое веселое и радостное
стихотворение написал поэт, в
котором выразил благодарение Богу за
мир, красивый и светлый.
На уроках словесности, которые я называю "Час души", часто звучат слова:
"душевный человек", "добрая душа", "прямодушный человек", "на душе легко", дети
рассуждают и размышляют: кто-то из них говорит о красоте души своей бабушки,
некоторые утверждают, что у человека нет души, потому что ее нельзя увидеть
и потрогать. Другие говорят, что душа бессмертна.
Разрешая детские сомнения, я обращаюсь к строкам стихотворений Н.Рубцова
"Доволен я буквально всем":
Перед дорогою большой
Сказать: "Я был в лесу листом!
Я был в лесу дождем!
Поверьте мне: "Я чист душою:"
В стихотворении "До конца" поэт еще
убедительнее призывает людей:
...До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Дети-пятиклассники очень любят сказку А.С.Пушкина "О мертвой царевне и семи
богатырях". Самый выразительный эпизод, где царица смотрит в зеркало, любуется
собой, радуется своей красоте. А душа ее? А в душу свою она не заглядывала.
Лицо красавицы, а душа злая, черная, некрасивая...
Так мои дети приходят к мысли, что
красота душевная - это чистота помыслов.
А можно ли душу сделать красивой?
Я всегда пытаюсь продолжить разговор
с детьми о том, что необходимо сделать
для того, чтобы стать душевно красивым
человеком. У замечательного поэта
Н.Заболоцкого есть стихотворение "Не
позволяй душе лениться". Читая его, дети
приходят к мысли, что для того, чтобы
стать душевно красивым человеком, надо
много трудиться.
В 5-6 классах на уроках словесности
я подвожу детей к пониманию духовности,
чистоты и красоты человеческой души.
Мы приходим к общей мысли, что только
человек духовный обладает удивительной
силой. Лицо, поступки и вся жизнь его
озаряются особым светом. И, дай Бог,
чтобы такие "часы души" давали моим
воспитанникам право своего выбора: уйти
с урока или остаться, обидеть человека
или помочь ему, извиниться перед мамой
или огорчить ее, посмотреть передачу по
телевизору или выучить уроки, разрушить или построить, уничтожить или сберечь, спасти...
В средних и старших классах на "часах
души", как бы продолжая разговор о силе
духовности, мы говорим о свободе выбора
и покаяния, как самых важных истинах,
необходимых для осознания не только
законов развития природы и человека, но
и заповедей Божиих.
Размышляя над страницами литературных
произведений, представляющих
тесную и глубокую связь с православными
ценностями (религиозно-философские
произведения Н.Гоголя, Н.Лескова,
Л.Толстого, Ф.Достоевского, И.Шмелева,
духовную поэзию Ф.Тютчева, И.Аксакова,
А.Фета, современные произведения писателей
и поэтов В.Распутина, В.Белова,
В.Солоухина), мои воспитанники приходят
к выводу, что, совершая зло, герои нарушали
всеобщие духовно-нравственные
законы жизни, основанной на Заповедях
Божиих. Происходит знакомство не только
с понятием "Евангельские Заповеди",
но и с их сутью: "Поступайте с людьми
так, как вы хотите, чтобы поступали с
вами".
Познакомившись с нравственными
категориями Святого Евангелия и его
духовно-христианскими законами, дети
лучше стали понимать свою вину и необходимость
покаяния в содеянном. А это
значит, что однажды они смогут стать на
путь исцеления: прозреть, найти мужество
признать ошибки и изменить себя.
Валентина ЛЮБЧЕНКО,
учитель русского языка и литературы
школы №4,
г.Пыть-Ях
|