Второй год в средней школе №8 г.Ханты-Мансийска ведутся уроки основ православной
культуры. Мы ввели предмет в 5-7-х классах за счет часов, предназначенных для спецкурсов,
реализующих программу развития школы.
Воспитывающая деятельность школы
основана на утверждении, что культура
непосредственно не передается ученику,
она вызревает как собственный индивидуальный
и уникальный образ мыслей и
поступков, как особенность внутренней
и внешней жизни. Мы используем метод
"выращивания" культуры при условиях,
когда ребенок сам начинает действовать
культурно, творчески используя ценности,
нормы и знания. Педагоги стремятся воспитывать
в детях участливое отношение
как к глобальным проблемам человечества, так и к делам и заботам родных,
близких и просто живущих рядом людей.
В школе проводятся месячники, посвященные
Дню матери, праздники семейного
отдыха, клубы выходного дня, концерты для
мам и бабушек, спортивные соревнования
"Мама, папа и я - спортивная семья".
Традиционной стала ярмарка даров осени,
где дети представляют совместные
с родителями поделки из природного
материала.
Традиционно проходят встречи старшеклассников
с учащимися Тобольской
православной духовной семинарии, а
учащиеся Самаровской православной
гимназии, которая входит в структуру
нашей школы, всегда участвуют в проведении
Масленицы. Организуются экскурсии
учащихся в храм. Так по просьбе
учащихся состоялась встреча девочек
седьмых классов с иереем Виктором, речь
шла о том, как готовить себя к будущему
материнству. В этом году в четвертых
классах было проведено праздничное
мероприятие, посвященное Рождеству
Христову.
Ежегодно мы делаем диагностику этни
ческого и гражданского самосознания
учащихся. Можно отметить их высокий
патриотизм. На вопрос, какие события
в истории нашей страны были самыми
значительными, наши школьники ответили:
Великая Отечественная война, Крещение
Руси. По их мнению, отношения между
людьми разных национальностей, живущими
в нашей стране, должны строиться
на принципах доброты, взаимопомощи,
сотрудничества, уважения. Все участники
опроса назвали православие преобладающей
религией в стране.
Также мы проводили анкетирование
ребят, изучающих основы православной
культуры. Предлагалось ответить на следующие
вопросы:
- Для чего необходимо изучать основы православной культуры?
- Изменились ли твои взгляды на окружающий мир, каким образом?
- Что особенно запомнилось из пройденного материала?
- Хотелось бы тебе и дальше, в других классах, изучать православную культуру?
Ответы ребят превзошли все ожидания.
Тем более, что в начале года на родительских
собраниях некоторые родители высказывали
мнения, что их детям это не
нужно, лучше ввести информатику, и
т.д. Среди учащихся пятых классов 89%
- за дальнейшее изучение ОПК; в шестых
классах 64% учеников - за, 25%
- против, остальные не определились;
92% семиклассников желают продолжить
изучение курса.
Вот некоторые выдержки из ответов
детей, зачем нужен предмет "ОПК":
"Чтобы знать и понимать свою культуру";
"чтобы у человека была чистая душа,
а не злая";
"изучать ОПК интересно";
"узнал, что ложь - это грех, и теперь
не хочется врать";
"я стала относиться к друзьям и родным
лучше, не обзываюсь и прислушиваюсь
к ним";
"я узнала, что нужно уважать других";
"нельзя грешить, пить, курить, материться
и нужно уважать Бога";
"я узнала, что иконы мироточат. Для
меня это новое, потому что я некрещеная
и ни разу не была в церкви";
"я лучше стала относиться к людям и
уважать их труд";
"я открыл для себя много доброго в
душе";
"я стала добрее к учителям, брату,
сестре";
"улучшилось отношение к учителям, к
живой природе";
"я стараюсь измениться, крепко стараюсь
дружить с друзьями";
"нам нужно православную культуру
изучать, чтобы воспитание улучшилось";
"мы были бы плохими, если бы не
этот урок";
"если б не было ОПК, я не знала бы,
какие были святые";
"я сожалею, что в других школах
такого нет";
"спасибо, что поставили такой урок.
Пусть будет во всех классах такой замечательный урок";
Один ответ приведу полностью. Вот
что написал ученик пятого класса:
"Когда у нас стали вести этот урок, то
мне очень стало хорошо. Когда я на этом
уроке, мне очень хорошо, в душе чисто.
А раньше я был как будто в стороне дьявола.
Дрался, матерился, одним словом,
был злым, и в душе у меня было черно.
А потом я понял, что этого делать нельзя
и надо очищать свою душу. Мне очень
нравится урок ОПК. Я, несмотря на то,
что был плохим, узнал много нового, что
нельзя быть злым человеком, надо всех
уважать. Как говорится: цени человека,
как хочешь, чтоб люди тебя ценили. И
конечно, если мы не будем изучать этот
урок, то опять моя душа будет чернее
ночи. А я не хочу, чтоб моим богом был
дьявол, а хочу, чтоб мой Бог был Иисус
Христос".
Конечно, нельзя сказать, что мы сумели
решить сложные вопросы воспитания,
но то, что дети задумываются о своих
поступках, о мире, в котором живут,
уже, на наш взгляд, многое значит. В
своей школе мы смогли воспрепятствовать
введению в рамках дополнительного
образования сексуального просвещения
учащихся со стороны организации "АнтиСПИД". В свой адрес услышали, что это
единственная школа, которая с ними не
сотрудничает. Значит, в остальных школах
Ханты-Мансийска детям рассказывают,
какие презервативы лучше использовать,
как ими пользоваться и т.д.?
Конечно, сделано нами еще очень
мало. Но первые шаги есть. Мы должны
научить наших детей понимать, что именно
внутри нас созревают помыслы и поступки.
Там происходит невидимая брань добра
со злом, там совершаются наши победы
над самим собой.
Елена АНТОНОВСКАЯ,
заместитель директора по учебно-воспитательной
работе средней школы №8,
г. Ханты-Мансийск
|