ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№02 2007 г.         

Перейти в раздел [Образование]

"Я узнал, что ложь - это грех"


Второй год в средней школе №8 г.Ханты-Мансийска ведутся уроки основ православной культуры. Мы ввели предмет в 5-7-х классах за счет часов, предназначенных для спецкурсов, реализующих программу развития школы.

Воспитывающая деятельность школы основана на утверждении, что культура непосредственно не передается ученику, она вызревает как собственный индивидуальный и уникальный образ мыслей и поступков, как особенность внутренней и внешней жизни. Мы используем метод "выращивания" культуры при условиях, когда ребенок сам начинает действовать культурно, творчески используя ценности, нормы и знания. Педагоги стремятся воспитывать в детях участливое отношение как к глобальным проблемам человечества, так и к делам и заботам родных, близких и просто живущих рядом людей. В школе проводятся месячники, посвященные Дню матери, праздники семейного отдыха, клубы выходного дня, концерты для мам и бабушек, спортивные соревнования "Мама, папа и я - спортивная семья". Традиционной стала ярмарка даров осени, где дети представляют совместные с родителями поделки из природного материала.

Традиционно проходят встречи старшеклассников с учащимися Тобольской православной духовной семинарии, а учащиеся Самаровской православной гимназии, которая входит в структуру нашей школы, всегда участвуют в проведении Масленицы. Организуются экскурсии учащихся в храм. Так по просьбе учащихся состоялась встреча девочек седьмых классов с иереем Виктором, речь шла о том, как готовить себя к будущему материнству. В этом году в четвертых классах было проведено праздничное мероприятие, посвященное Рождеству Христову.

Ежегодно мы делаем диагностику этни ческого и гражданского самосознания учащихся. Можно отметить их высокий патриотизм. На вопрос, какие события в истории нашей страны были самыми значительными, наши школьники ответили: Великая Отечественная война, Крещение Руси. По их мнению, отношения между людьми разных национальностей, живущими в нашей стране, должны строиться на принципах доброты, взаимопомощи, сотрудничества, уважения. Все участники опроса назвали православие преобладающей религией в стране.

Также мы проводили анкетирование ребят, изучающих основы православной культуры. Предлагалось ответить на следующие вопросы:

- Для чего необходимо изучать основы православной культуры?

- Изменились ли твои взгляды на окружающий мир, каким образом?

- Что особенно запомнилось из пройденного материала?

- Хотелось бы тебе и дальше, в других классах, изучать православную культуру? Ответы ребят превзошли все ожидания. Тем более, что в начале года на родительских собраниях некоторые родители высказывали мнения, что их детям это не нужно, лучше ввести информатику, и т.д. Среди учащихся пятых классов 89% - за дальнейшее изучение ОПК; в шестых классах 64% учеников - за, 25% - против, остальные не определились; 92% семиклассников желают продолжить изучение курса.

Вот некоторые выдержки из ответов детей, зачем нужен предмет "ОПК": "Чтобы знать и понимать свою культуру"; "чтобы у человека была чистая душа, а не злая"; "изучать ОПК интересно"; "узнал, что ложь - это грех, и теперь не хочется врать"; "я стала относиться к друзьям и родным лучше, не обзываюсь и прислушиваюсь к ним"; "я узнала, что нужно уважать других"; "нельзя грешить, пить, курить, материться и нужно уважать Бога"; "я узнала, что иконы мироточат. Для меня это новое, потому что я некрещеная и ни разу не была в церкви"; "я лучше стала относиться к людям и уважать их труд"; "я открыл для себя много доброго в душе"; "я стала добрее к учителям, брату, сестре"; "улучшилось отношение к учителям, к живой природе"; "я стараюсь измениться, крепко стараюсь дружить с друзьями"; "нам нужно православную культуру изучать, чтобы воспитание улучшилось"; "мы были бы плохими, если бы не этот урок"; "если б не было ОПК, я не знала бы, какие были святые"; "я сожалею, что в других школах такого нет"; "спасибо, что поставили такой урок. Пусть будет во всех классах такой замечательный урок";

Один ответ приведу полностью. Вот что написал ученик пятого класса: "Когда у нас стали вести этот урок, то мне очень стало хорошо. Когда я на этом уроке, мне очень хорошо, в душе чисто. А раньше я был как будто в стороне дьявола. Дрался, матерился, одним словом, был злым, и в душе у меня было черно. А потом я понял, что этого делать нельзя и надо очищать свою душу. Мне очень нравится урок ОПК. Я, несмотря на то, что был плохим, узнал много нового, что нельзя быть злым человеком, надо всех уважать. Как говорится: цени человека, как хочешь, чтоб люди тебя ценили. И конечно, если мы не будем изучать этот урок, то опять моя душа будет чернее ночи. А я не хочу, чтоб моим богом был дьявол, а хочу, чтоб мой Бог был Иисус Христос".

Конечно, нельзя сказать, что мы сумели решить сложные вопросы воспитания, но то, что дети задумываются о своих поступках, о мире, в котором живут, уже, на наш взгляд, многое значит. В своей школе мы смогли воспрепятствовать введению в рамках дополнительного образования сексуального просвещения учащихся со стороны организации "АнтиСПИД". В свой адрес услышали, что это единственная школа, которая с ними не сотрудничает. Значит, в остальных школах Ханты-Мансийска детям рассказывают, какие презервативы лучше использовать, как ими пользоваться и т.д.?

Конечно, сделано нами еще очень мало. Но первые шаги есть. Мы должны научить наших детей понимать, что именно внутри нас созревают помыслы и поступки. Там происходит невидимая брань добра со злом, там совершаются наши победы над самим собой.

Елена АНТОНОВСКАЯ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №8, г. Ханты-Мансийск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.