В первые дни Великой
Четыредесятницы, возлюбленные,
помог нам Бог попоститься и помолиться.
Некоторые повели эти дни строго, а некоторые не так строго.
Господь наш Иисус Христос знает наши немощи и поэтому Он установил Таинство Покаяния.
При крещении мы омыли свой первородный
грех, которому стали причастны
через собственное рождение от своих
родителей. Чистыми и богоугодными вышли
мы из святой купели.
После крещения мы уже по своей воле
допускаем грехи. Господь поэтому и установил
Таинство Исповеди, Таинство Покаяния,
чтобы очистить те грехи, которые
мы по своему произволению допускаем, и
тем омрачаем свою душу. А что здесь, на
земле, отпустится, то отпустится и на небе.
Вот великая милость Божия и великая благодатная
сила, которая ведет нас к вечной
радости, к вечному блаженству!
Таинство Исповеди - уже одно слово
"Таинство" говорит, что это такая тайна,
которую мы не можем постигнуть умом, а
это дается только верою, и мы веруем, что
мы пришли для того, чтобы очистить свою
греховность.
Что такое грех? Грех - это ужасное,
болезненное состояние души нашей.
Наша душа создана по образу и подобию
Божию: она светлая, ароматная,
красивая, и нет ничего дороже на земле
для Бога, как душа человека. Поэтому
Господь Иисус Христос Сам и сошел с
неба на землю, чтобы нашу душу призвать
на вечное блаженство. И если мы
хотим узнать цену души, то знайте, что
это самое драгоценное, самое дорогое
сокровище, потому что она искуплена
самой дорогой ценой - Кровию Господа
Иисуса Христа.
Господь Иисус Христос перед тем, как
установить это Таинство, Сам сорок дней и
сорок ночей постился и молился. Он - безгрешный,
но страдал за нашу греховность.
И нам надо плакать и скорбеть о своих
грехах, о том, что мы покрыли нашу душу,
светлую, ароматную, красивую, мраком и
смрадом. Скорбит Матерь Божия и плачет,
видя нашу нераскаянность, и ангел-хранитель
отступает от нас, ибо он не может
находиться при человеке, когда тот покрывает
свою душу мраком и смрадом. Но когда мы в Таинстве Покаяния плачем и каемся
о своих грехах, тогда приближается к
нам ангел-хранитель с радостью и Матерь
Божия в это время утешенно взирает на
нас, кающихся, и радуется, что мы омыли
свою греховность. Омыть, конечно, надо
слезами. Но у некоторых слез телесных
нет; что же тогда нам - отчаиваться?
Нет, возлюбленные, надо в это время
сокрушаться сердцем. Ведь слезы - это дар
Божий! Не всем дается этот дар. Но отчаиваться
не надо; надо сокрушаться сердцем,
сокрушаться о тех грехах, которые мы
допустили. И когда, возлюбленные, мы сокрушаемся,
то Господь говорит: Грядущего
ко мне не изжену вон, Сердце сокрушенно
и смиренно Бог не уничижит.
Святая Церковь установила, что к Таинству
Исповеди и к Таинству Причащения
надо приступать после полного примирения
со всеми, если даже нас незаслуженно
обидели и оклеветали; мы должны всем
простить и не допускать не только злобы,
но даже и огорчения.
Второе - это нерассеянно помолиться.
Когда мы молимся рассеянно, тогда мы
только прогневляем Бога. Надо забыть
все вопросы: бытовые, личные, служебные,
даже скорби и болезни забыть, а только
благодарить, каяться, молиться и просить
Господа, чтобы Он помог нам очистить
свою греховность.
В храме надо стоять со страхом Божиим
и со смирением. Ведь храм - это дом
молитвы, поэтому в храме надо чувствовать,
что здесь благодатная сила, и мы
должны проявить здесь известный страх
Божий и, самое главное, смирение.
Эта исповедь с подробным перечислением
всех грехов называется великопостной.
А в основном-то мы согрешаем непокорством,
непримиримостью, осуждением,
завистью, памятозлобием...
Мы, грешные, осуждаем, завидуем,
раздражаемся. Дай Бог нам изжить эти
пороки. Чаще кайтесь в грехах, волею
и не волею, ведением и не ведением
соделанных, и в тех грехах, которые пере
числялись на исповеди, и которые вы
исповедовали перед своим крестиком.
Старайтесь целовать свой крестик утром
и вечером и просите: "Господи Иисусе
Христе, Сыне Божий, Крестом Своим
очисти меня от всех грехов и от тех, которые
я не могу вспомнить"; а те, которые
вспомните, перечислите и скажите: "Как
Марию Египетскую Ты простил и очистил,
так и меня очисти и спаси, и моего духовного
отца".
Если мы будем и поститься, и молиться,
и на голых досках спать, и милостыню творить,
и бдения ночами совершать, но если
мы будем кого-либо осуждать и смирения у
нас не будет, то мы не получим спасения.
Избави нас, Господи! Об этом пишут и
святые отцы.
Дай Бог нам всем спастись и в разум
истины прийти.
Мы думаем, что Бог только на небе,
Бог только в храме. Нет, Бог везде! И
Он так близок к нам! Особенно Он
близок к тем, которые в больницах лежат,
которые дома болеют, которые в
темницах сидят, которые несут большие
скорби и находятся на военной службе.
Там, конечно, открыто нельзя исповедоваться,
и они тайно молятся, и Господь
их утешает; Бог и намерение целует,
Бог все наши мысли знает. Мы только
подумаем: "Господи, Ты же видишь, нет
ни иконы, ничего. Ты меня прости". И
Господь все слышит.
Так вот, к чему я, возлюбленные, это
говорю, а к тому, что Господь нас всех
любит, Он везде и всюду с нами, где бы
мы ни были, на всяком месте владычествия
Его. Не отчаивайтесь, Господь с нами! И
Он нас очищает и причащает.
На исповеди ни в коем случае нельзя
допускать осуждения. Когда вы жалуетесь:
"Мой муж пьет. Что мне с ним делать?",
он мне, мол, мешает спасаться, он меня
мучает, я бы хорошая была, а он мне не
дает молиться... - значит, вы осуждаете
мужа. Так нельзя. Все вопросы после исповеди,
а сейчас сокрушайтесь только о
своих грехах.
Рассеянность, хульные и блудные помыслы,
это оттого, что осуждаем других.
Как перестанем осуждать, уйдут помыслы
и рассеянность, и у нас будет собранное
состояние; и молитва будет не рассеянная,
и помыслы всякие уйдут. А то стоит, на
иконы молится, а тут всякие площадные
слова в голове, помыслы хульные и блудные.
Наша молитва не угодна Богу, когда
мы осуждаем. Кто хочет избавиться от
хульных и блудных помыслов, тот должен
стараться не осуждать.
Один думает: "Вот бы мне узнать,
кто мой близкий друг и кто недруг". Враг
внушил ему иметь такие очки, чтобы все
видеть. Нашел он такие очки. И вот он
посмотрел через них, так всех и увидел,
кто какой. А так как один Бог без греха, а
люди все грешные, то он у всех видел пороки,
а своих не замечал, и всех осуждал.
И в конце концов он дошел до тяжелого
состояния, очерствело его сердце и он
стал удаляться ото всех. Как-то пришел
он в храм, встал на колени перед иконой
Божией Матери и говорит:
- Матерь Божия! Что мне делать?
Сердце у меня очерствело, все люди
несовершенные, все люди, оказывается,
фальшивые, и что же мне теперь делать?
А Матерь Божия внушает ему:
- А ты возьми те очки и посмотри
себе внутрь.
Он посмотрел, и воскликнул: "О Боже
мой! Я хуже всех! Они нехорошие, фальшивые,
а я в десять раз фальшивее".
Заплакал он горько и больше не стал
осуждать. Вот и вы эти очки возьмите, да
посмотрите внутрь себя! А то мы иногда
сучок у брата замечаем, а своего бревна
не видим. Избави нас, Господи!
Вот, возлюбленные, надо так делать,
чтобы нам никого не осуждать, и тогда
- помыслы блудные, хульные, всякие немощи,
все они удалятся от нас только за эту
добродетель, если будем нудить себя не
осуждать. Это не значит, что мы не должны
молиться, поститься. Конечно, и молиться,
и поститься - все это нужно делать, жить
по заповедям, но самое главное - нудить
себя никого не осуждать.
В монастыре был один такой инок:
он привык завтракать рано утром, в
пять часов. Ну, какой там завтрак? Так,
кусок хлеба возьмет и кушает. Но ведь
в пять часов утра в монастыре бывает
полунощница, и только после нее бывает
завтрак, и только для тех, кто работает
на трудных работах. Он же еще до
полунощницы пищу принимает. И вот
братия пришли и доложили игумену. А
игумен говорит:
- Надо отучить его.
- А как отучить?
- Завтра вы поедете на рыбную ловлю
в три часа утра и его возьмете с собой,
увезите его на середину озера и ловите
рыбу до десяти часов, а когда приедете,
он позавтракает.
Вот они утром, в три часа, приходят и
говорят ему:
- Игумен благословляет тебя ехать с
нами на рыбную ловлю.
- О, какое хорошее послушание!
- отвечает он. - Сейчас!
Быстро оделся и незаметно положил в
карман краюху хлеба. Поехали. Отплыли
они на середину озера и начали ловить
рыбу. Он чувствует, что время пять часов,
вынимает краюху хлеба и начинает
кушать. Изумились его спутники, и один
из них показывает другому: дай, мол, ему
под локоть веслом и хлеб выпадет у него в
воду. И тот так ловко ударил ему веслом
под локоть, что хлеб действительно выпал
за борт, в воду, а лодку они скорее угнали
от этого места, так что хлеб плавал в
воде метрах в пятнадцати от нее. А этот
монах перекрестился, перешагнул через
борт и быстро прошел по воде, взял хлеб,
потом сел в лодку, и опять начал кушать.
Все с великим изумлением воззрели на
него: что за чудеса? По воде ходит, как
по суху! Докладывают об этом игумену, а
игумен им говорит:
- У него есть такая высокая добродетель,
ради которой Бог прощает ему
этот небольшой грех, что он кушает до
полунощницы.
Спрашивают у того монаха:
- Что у тебя есть хорошее?
- А ничего нет у меня хорошего,
только я никогда никого не осуждаю. Бог
им судия! Кто что ни делает, я никого не
осуждаю.
Тогда игумен говорит:
- Вот, оказывается, какая это добродетель!
За то, что он не, осуждает никого,
Господь ему не только прощает, что он
кушает раньше времени, а даже возвысил
его до того, что он по воде ходит, как
по суху. А мы его осуждали: дескать, он
нечестиво живет, рано кушает. А у него,
оказывается, есть такая добродетель,
которая покрывает его маленькие недостатки.
Вот видите, возлюбленные, как страшно
осуждать! А мы его осудим, и значит,
пойдем на большие скорби и болезни!
Избави нас, Господи! Святая Церковь
просит и предостерегает нас: Не судите
да не судимы будете (Мф. 7; 1), то есть не
осуждайте никого, и тогда Господь вас не
осудит! Аминь.
Схиигумен САВВА
|