Владимир Владимирович Потиха известен как автор лекционно-выставочного проекта в защиту жизни нерожденных
детей "Молчаливая революция", проходившего во многих городах нашей епархии.
Он является руководителем общественной организации "Культпроект.
Нижневартовск". В грантовом конкурсе "Православная инициатива"
проект этой организации "Защита жизни и традиционных семейных ценностей" получил поддержку.
Сегодня В.В.ПОТИХА наш собеседник.
- Владимир, расскажите, пожалуйста,
о православном движении
в защиту жизни. Какая работа
проводится?
- В нашей стране на государственном
уровне узаконен страшный грех убийства
нерожденных детей - искусственный
аборт. Аборты стали, пожалуй, самой
массовой медицинской операцией. Сотни
миллионов детей убиты, искалечены
души, тела и судьбы их несостоявшихся
родителей. Когда на рубеже 80-90-х гг.
прошлого века православная церковь
получила свободу, осознание этого
смертного греха, необходимости борьбы
с ним привело к спонтанному возникновению
православного движения в защиту
жизни. Его участниками стали священники
и миряне Русской православной церкви,
отдельные приходские и общественные
организации. Основное направление деятельности
поначалу было информационно-
просветительское - распространение
листовок, кассет, литературы и т.д. Такой
приходской организацией является православный
медико-просветительский центр
"Жизнь" при храме Благовещения Пресвятой
Богородицы в Петровом парке,
который многие годы осуществляет работу в масштабах всего постсоветского
пространства. Позже появились программы
социально-психологической помощи
беременным, идущим на аборт, в женских
консультациях, сетевые образовательные
программы, осваивается интернетпространство,
новые информационные
технологии, социальная реклама. Налаживается
сотрудничество и обмен опытом
с иностранными и международными организациями
в защиту жизни (pro-life). Проблема
аборта рассматривается в более
широком контексте демографического
кризиса и необходимости возрождения
традиционных семейных ценностей. Наметился
разворот в сторону просемейной
политики государственных структур. В
последние годы легче найти взаимодействие
для совместных проектов с органами
здравоохранения, молодежной политики,
образования. Появилась возможность
получения грантов. Постепенно растет
количество активистов.
- Сколь многочисленно это движение?
- Проблема эта явно не осознана в
должной мере даже церковными структурами,
не говоря уже о государстве и
широкой общественности. Достаточно
посетить профильные секции Международных
Рождественских чтений, чтобы
увидеть, сколь малочисленны наши ряды.
С 2004 г. проводятся однодневные встречи
сотрудников центров кризисной беременности
при Отделе по церковной благотворительности
и социальному служению
Московского патриархата. В этом году
во встрече участвовали представители 24
организации из России, Украины, Белоруссии.
Конечно, это капля в море при 1,7
миллиона только официальных абортов
в России.
- Можно ли, на ваш взгляд, както
улучшить ситуацию?
- По этому поводу хотелось бы,
прежде всего, обратиться к священноначалию с просьбой больше поддерживать
нашу работу. Этой поддержки порой
не хватает. Хорошо бы организовать
общецерковную структуру по этому
направлению деятельности, со статусом
синодального отдела. Нужно принять и
осуществлять программу РПЦ по защите
жизни и возрождению традиционных
семейных ценностей. Этот вопрос давно
пора поставить на общецерковном
уровне. Ведь если ситуация не изменится,
большинство восстанавливаемых и вновь
возводимых сейчас храмов в обозримом
будущем может стать мечетями и
дацанами просто в силу современных
демографических тенденций.
Через структуры РПЦ можно пытаться
лоббировать законы в защиту жизни.
Сейчас операция искусственного аборта
оплачивается из фонда обязательного
медицинского страхования (порядка 7
млрд. руб. в год только непосредственно
на аборты без учета осложнений, больни
чных листов, программ планирования
семьи и т. д.). Будь ты православным,
хоть патриархом, получаешь зарплату
- оплачивай из налогов убийство детей:
Что это, как не грубое попрание прав
верующих? А мы молчим. Законопроект
"О внесении изменений и дополнений
в "Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья
граждан", предусматривающих запрет
на финансирование абортов в рамках
программ обязательного медицинского
страхования, был внесен в Думу, не получил общественной поддержки и был тихо
похоронен в профильном комитете.
Есть и чисто церковные методы работы.
Такие, как крестные ходы в защиту
жизни, их по стране проходит сейчас
единицы. Или, например, почти в каждом
приходе у нас служат молебны перед
иконой Божией Матери "Неупиваемая
чаша". Проблема абортов не менее острая.
При этом покаянные молебны, для
людей, в свое время сделавших аборт,
большая редкость. Сейчас из рук в руки
на приходах передают ксерокопии местами
весьма сомнительного покаянного
правила схимонахини Антонии. Молебны,
там, где они проводятся, очень посещаемые,
люди чувствуют необходимость в
них. Ведь грех аборта просто тотален.
И это, естественно, касается не только женщин.
- Какая работа ведется вашей
инициативной группой в Нижневартовске?
- У нас есть своя общественная организация
"Культпроект. Нижневартовск",
через нее мы осуществляем проекты в
защиту жизни. В основном это продукция
информационно-методического характера
на современных цифровых носителях.
Наш проект, получивший наибольшее
распространение, - это выставка в защиту
жизни <Молчаливая революция>.
Нами был разработан и осуществлен
пилотный вариант малобюджетной передвижной
выставки, которая наглядно
повествует о чуде человеческой жизни
до рождения, об истоках и трагических
последствиях современного абортивного
и контрацептивного мышления, о том, что
реально скрывается за словами <искусственное
прерывание беременности>. Эта
выставка получила награды музейных и
экологических фестивалей, положительные
отзывы-рекомендации руководителей
акушерско-гинекологических служб. Нами
был выпущен компакт-диск "Молчаливая
революция", с которого выставку можно
полностью воспроизвести. На диске
помещены инструкции по изготовлению
оборудования и оформлению выставки,
рекомендации по ее подготовке и проведению,
листовки и книги в защиту жизни,
видеосюжеты, аудиозапись авторской экскурсии
по выставке, наиболее интересные
отзывы посетителей. Компакт-диск
распространяется на некоммерческой
основе авторами, ПМПЦ "Жизнь" (http://orthomed.ru/an/Raznoe/price_cz.htm) и
целым рядом православных организаций.
Первая версия компакт-диска размещена
полностью на Православном медицинском
сервере http://www.pms.orthodoxy.ru/abort/mr/, откуда ее можно скачать.
На сегодняшний день "Молчаливая
революция" была воспроизведена с компактдиска и проводилась более чем в 20
городах России и Украины. Выставка превратилась
в саморазвивающийся сетевой
проект. О его продвижении мы подчас
узнаем, набрав "Молчаливая революция"
в поисковых системах Интернет, таких как
Яндекс или Рэмблер. Вот недавно узнали
о проведении выставки в Старой Руссе,
Новосибирске и Находке. Инициаторами
проведения выставки на местах чаще
всего выступают православные приходы,
общественные организации и активисты
движения в защиту жизни.
Сейчас мы подготовили мультимедийную
презентацию на основе выставки,
которая может существенно дополнить или
заменить саму выставку при лекционной
работе.
Так же в свое время мы занимались
организацией кабинетов социальнопсихологи
ческой помощи кризисной
беременности в женских консультациях
города Нижневартовска. Сейчас эту работу
проводит Благотворительный фонд
защиты жизни и традиционных семейных
ценностей при храме Рождества Христова
в Нижневартовске. За три года работы
было отговорено от аборта более ста
женщин, десяткам из них была оказана
материальная помощь. Деятельность приходского
фонда была отмечена на уровне
округа. Он стал победителем конкурса
проектов социальной защиты населения
Ханты-Мансийского АО и получил специальный
приз губернатора "Социальная Звезда".
Еще такие направления работы, как
разработка социальной рекламы, ТВ-переда
чи с местными телекомпаниями, участие
в подготовке и проведении семинаров для
акушеров-гинекологов.
- Как у вас складываются взаимоотношения
с врачами, людьми,
для которых прерывание беременности
стало полем профессиональной
деятельности?
- Однозначно и сразу на этот вопрос
ответить невозможно. Отечественная
акушерско-гинекологическая система, безусловно,
нуждается в серьезном реформировании,
потому что тот же врач, который
ведет беременность или принимает роды,
занимается и абортами. Причем аборты
ему приходится делать в два-три раза
чаще, чем принимать роды.
Но обозначились и положительные
тенденции: все чаще руководители
медицинских структур, будучи просто
честными профессионалами и патриотами,
наблюдают динамику абортов,
рождаемости, состояния репродуктивного
здоровья и приходят к выводу о
несостоятельности и деструктивности
программ планирования семьи и "безопасного
секса", которые навязываются
системе здравоохранения "сверху" и
из-за рубежа последние 15 лет и щедро
финансируются. С такими руководителями
получается довольно успешно
осуществлять совместные проекты.
- Какие причины главным образом
толкают женщин на аборт?
- Опыт работы в очередной раз подтверждает
тот тезис, что материальное
благополучие вовсе не является определяющим
в решении о совершении аборта.
Даже наоборот, чаще это один из отрицательных
факторов. Потому что труднее
всего отговорить от аборта женщину, у
которой законный брак, квартира, дача,
машина и так далее. Как правило, у таких
женщин бывает один или два ребенка и
несколько абортов - это самый тяжелый
контингент. Гораздо проще отговорить
школьницу или нелегальную иммигрантку,
которая приехала на заработки. Таков
реальный опыт. Это с одной стороны, а с
другой просто удивительно, как Господь
помогает, когда женщина вопреки тяжелейшим
житейским обстоятельствам всетаки
решает родить ребенка. Только что
она была одна, брошенная, без жилья и
работы: Рождается ребенок - и все эти
тяжелые проблемы разрешаются как бы
сами собой.
- Сколько детей в вашей семье?
- Сейчас у нас пятеро детей. Мы с
женой сами из малодетных семей. Психологи
чески трудно было рожать третьего
ребенка. Мы к тому времени уже начали
воцерковляться, и речь об аборте не шла,
но многодетность все равно где-то воспринималась,
как маргинальный экстремизм.
После рождения третьего ребенка все уже
как-то стало на свои места. С каждым новым
ребенком убеждаемся в правильности
и естественности выбранного пути.
- Как ваши дети и вообще ваши
близкие относятся к вашему семейному
подвигу?
- Я бы не стал называть это подвигом.
Это забытая нашим обществом норма.
Что-то героическое в этом есть только на
фоне повсеместного отказа от деторождения
и извращения традиционных семейных
ценностей. Дети искренне радуются каждому
новому ребенку, разделяют с нами
заботы о нем, для них это естественно.
Беседовал
иерей Максим ИВАНОВ
|