Это было в далёкие тридцатые годы. Моё
детство прошло в большом селе Игнатьевское
Калужской области, что в Подмосковье. Деревня многолюдная,
жили бедновато, но дружно.
Весело отмечали советские и религиозные праздники. Хорошо
помню, как с бабушкой ходили в церковь, не пропуская ни одного
воскресенья. Мама не посещала храм, постоянно работала в только
что созданном колхозе. Отец был чистейшей марки атеист, а дедушка
хоть и не верил в Бога, но в праздники молился, зажигая лампадку
у большой иконы, которая находилась в горнице. Бабушка Катя меня
безмерно любила, и я отвечала ей взаимностью.
Церковь находилась километрах в двухтрёх от села, в самом красивом месте, в
лесной роще, на возвышенности, вблизи от полноводной реки. В самый большой
праздник Крещения вода в реке освящалась, и люди приносили её домой, как это
делается и сейчас. Позолоченные купола церкви видны были издалека. Внутри храма
иконы и всё убранство отливали позолотой.
Привлекали внимание огромная люстра с горящими свечами и мелодичный хор певчих. Всё это запечатлелось в памяти на долгие годы.
В церковь мы всегда торопились,
чтобы не опоздать на утреннюю службу.
Я едва поспевала за бабушкой, крепко
держась за её руку, никогда не уставала,
не просила вернуться домой. Мы,
ребятишки, не оставались "на молитве",
а убегали из церкви, чтобы побегать,
поиграть и заглянуть в "поповский сад",
где было множество груш, слив, яблок и
разных овощей. Дети есть дети, не прочь
нашкодить, дабы полакомиться дарами
природы. Мы потихоньку забирались в
сад и наполняли свои карманы фруктами.
Однажды матушка Ксения заметила наши шалости, но не стала ругать и выгонять из сада. Она спокойно набрала
две корзины яблок и груш, пригласила всю "команду разбойников" отведать
дары природы и взять с собой для угощения родителей. Мы от такой щедрости
матушки растерялись, онемели, но она нам очень вежливо объяснила, что чужое брать без разрешения - грех великий и
боженька накажет за плохое поведение.
Наверное, на нас это сильно подействовало, мы никогда больше не позволяли забираться в сад и не оставляли там
своих "автографов".
Помнится, хозяйство у священника
было немалым. Отец Василий с матушкой
и четырьмя детьми усердно работали в
огромном саду и на подворье (имелась
лошадь, домашняя птица и др.). Везде
был потрясающий порядок, чистота, роскошные
клумбы с цветами вокруг церкви.
В деревне такого не было. Находились
люди, которые завидовали <поповской
семье> и даже стремились очернить её,
заявляя, что отец Василий пользуется
услугами прихожан, имеет немалые деньги.
Но это была неправда. Знаю: моя
бабушка, как и другие, брала в церковь
копейки, бережно завязывала свой "капитал"
в носовой платок, чтобы купить
свечку, просвирку или крестик. Никто
из прихожан не работал на батюшку,
не было таких "крепостных". Семья
священника отличалась исключительным
трудолюбием и жила на доходы от своего
натурального хозяйства. Она, как говорила
моя бабушка, была образцом для
всех сельчан и пользовалась среди них
уважением.
Очень хорошо помню, как однажды
в школу пришёл отец Василий (раньше
это строго запрещалось), но директор
на свой риск разрешил ему встретиться
с нами, учениками четвертого класса.
Пришёл батюшка в гражданской одежде,
такой красивый, высокий, статный. Мы
подумали, вот начнёт нас разносить в
присутствии директора за "нападение"
на сад, будут большие неприятности. Но
мы ошиблись. Он поздоровался с нами
как с давними друзьями и задал такой
неожиданный вопрос: "Ребята, вы хотите
научиться сажать деревья, выращивать
овощи?" Поднялся лес рук. "Ну, хорошо,
- сказал он, - тогда начнём занятия".
Отец Василий рассказал нам просто
и доступно, как посадить и вырастить
яблоню, подготовить землю, удобрения
и т.д. В следующие встречи он привозил
нам разные саженцы. Священник имел
агрономическое образование (что по
тем временам было редкостью), у него,
кроме сада, был питомник, где он выращивал
саженцы. Я с большой радостью
принесла домой 3 саженца и посадила в
огороде. С особым любопытством смотрел
на мои деяния отец. Он был удивлен
великодушным поступком священника и,
может быть, впервые проникся к нему
уважением.
... Шли годы, деревня превращалась
в цветущий сад, и в этом мы, подростки,
видели свою заслугу. Но радость была
недолгой. Перед страшной войной 1941г.
на тружеников села взвалилось тяжелое
бремя налогов: не только на землю, животных,
но и за каждое плодовое дерево надо
было платить крупные деньги государству.
Большинство крестьян было вынуждено
отказаться от скота, птицы; пошли под
топор и молодые плодовые деревья... По
распоряжению властей была закрыта и
разорена церковь, её пытались взорвать,
но стены не поддались и до сих пор стоят,
как памятник варварского отношения к
культурным ценностям народа. Уничтожены
сад, питомник, захламлена территория
церкви... Жители окрестных деревень с
тревогой узнали о таинственном исчезновении
семьи священника... Осиротела,
засохла деревня без духовных корней.
От большого села осталось лишь одно
название.
Мое поколение благодарно церкви
за уроки трудолюбия. Какая же это
благодать - работать до глубокой старости,
ведь без труда жизнь человека
бессмысленна!
Вспоминая прошлое, невольно приходишь
к мысли, что и в наше время церковь
могла бы направить свои усилия не только
на добрые проповеди, но и на возрождение
старинных ремёсел, православных
общин. Сколько пустующих, заброшенных
земель только в Тюменской области, которые
при правильной организации можно
превратить в цветущий сад!
М. АФАНАСЕНКОВА,
зав. учебно-методическим отделом
ТюмГНГУ
|