ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№02 2007 г.         

Пост понуждает к усилию.

Подлинное соблюдение поста понуждает нас к усилию, временами трудному, предполагающему некую степень самоотре чения, которое идет далеко вразрез с нашими привычными желаниями. Все же это не значит, что Великий пост является главным образом периодом мрака и умерщвления плоти. Наш христианский праздник десятин, как и приношение первых плодов урожая у иудеев, есть время радости. Таким образом, жертва - это в первую очередь не самолишение, а приношение. Главный акцент делается не на том, в чем мы себе отказываем, а на том, что мы приносим Богу и нашим ближним. И результатом нашего дара Богу, дара, который Бог принимает, является преобразование отношений между нами и Богом. Именно это и есть цель любого жертвоприношения: восстановление общения. Это значение Великого поста как времени для восстановления отношений нужно всегда иметь в виду. Еще с большим усердием, чем в остальное время года, мы должны отделять время Богу - для молитвы, нашим ближним - посещая больных, прикованных к дому и одиноких, разбираясь с накопившимися письмами и отвечая всем тем, на кого мы так долго не обращали внимания. Неужели мы не можем принести Богу хотя бы десятую часть наших утренних часов, скажем, двенадцать часов каждой недели Великого поста?

Но Великий пост не просто праздник десятин, когда мы приносим наше время Богу, но это также новое погружение в водах крещения, когда мы вновь становимся верными Христу Крестителю. Это призыв вновь подтвердить не только словами, но и делами, нашу укорененность в крещении как в основе всей христианской жизни, это период самопознания, во время которого мы начинаем остро ощущать живое присутствие Христа и Святаго Духа, живущее в наших сердцах.

Епископ Диоклетийский КАЛЛИОП

О посте и трапезе.

Образ хранения поста Святой Четыредесятницы был определен издревле. Древние христиане соблюдали этот пост с особенной строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до 9-го часа дня (3-й пополудни). Пищу вкушали они после девятого часа, употребляя хлеб и овощи и воздерживаясь от мяса и вина, также от сыра и яиц, даже в субботы и воскресные дни. Исключения из этого порядка допускались только в крайней нужде (болезни). И сегодня требования Устава не изменились. В этот пост во все дни разрешается только растительная пища. На Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим разрешается рыба. Не разрешаются в Великий пост: мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, колбасы, рыба и прочее.

Пост заповедан Самим Богом, ибо в пророчестве святого Иоиля сказано: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.... назначьте пост (Иоил.2; 12,15).

Особенно усердно и ревностно положено поститься в первую, четвертую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы, а в Великую Пятницу - в день всеобщей скорби христиан о Распятом Спасителе - не полагается вкушать пищи до вечера. Время Великого поста рассматривалось как десятина от года, десятая часть, специально посвященная Богу. Соблюдая Великий пост, мы свидетельствуем, что вся наша жизнь и все составляющие ее моменты времени являются Божиим нам даром, и, отдавая часть, мы призываем Его благословение на целое. Так Великий пост означает освящение времени. Аскетизм Великого поста свидетельствует, что мы распоряжаемся временем не просто для того, чтобы тратить его эгоистично по нашему усмотрению, но что оно принадлежит Богу; мы - лишь хранители времени, но не управители.



[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.