Зачем освящают воду
Вода занимает важное место в на-
шей повседневной жизни. Однако она
имеет и высшее значение: ей свойствен-
на целебная сила, о чем неоднократно
говорится в Священном Писании.
В Новозаветное время вода служит
духовному возрождению человека в
жизнь новую, благодатную, очищению
от грехов. Христос Спаситель говорит:
«…Если кто не родится от воды и Духа,
не может войти в Царствие Божие»
(Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего
служения принял Крещение от пророка
Иоанна Предтечи в водах реки Иордан.
В песнопениях службы этому празднику
говорится, что Господь «очищение водою
роду человеческому дарует»; «Струи
освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже
наш...».
Великое и малое освящение
Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года
неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое
– только в праздник Крещения Господня
(Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием
евангельского события, которое стало
не только первообразом таинственного
омовения грехов, но и действительным
освящением самого естества воды через
погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце Литургии, после
заамвонной молитвы, в самый день
Богоявления (6/19 января), а также и в
навечерие Богоявления (5/18 января). В
самый день Богоявления водоосвящение
совершается с торжественным Крестным
ходом к источникам воды, известным
под названием «хода на Иордан».
Для чего употребляют святую воду
Крещенская святая вода (ее называют также Великая Агиасма) – одна из
величайших святынь. Она не портится
длительное время, подает исцеление недугов душевных и телесных, гасит пламя
страстей, отгоняет злых духов – вот
почему ею окропляют жилище и всякую
вещь, которую освящают.
Преподобный Серафим Саровский
после исповеди паломников всегда давал
им вкушать из чаши святой крещенской
воды. Преподобный Амвросий Оптинский
послал смертельно больному человеку
бутылку со святой водой – и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей,
отошла. Старец иеросхимонах Серафим
Вырицкий всегда советовал окроплять
продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой. Когда кто-нибудь сильно
болел, старец Серафим благословлял
принимать по столовой ложке святой
воды каждый час. Он говорил также,
что сильнее лекарств, чем святая вода
и освященное масло, нет.
«Освященная вода,– писал святитель
Димитрий Херсонский,– имеет силы к
освящению душ и телес всех, пользующихся ею».
Как следует употреблять святую воду
Святую воду, как и просфору, принято употреблять натощак, после утреннего молитвенного правила, с особым
благоговением и молитвой: «Господи
Боже мой, да будет дар Твой святый
и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в
укрепление душевных и телесных сил
моих, во здравие души и тела моего,
в покорение страстей и немощей моих
по безпредельному милосердию Твоему
молитвами Пречистыя Твоея Матери и
всех святых Твоих. Аминь».
Хотя и желательно – из благоговения
к святыне – принимать Богоявленскую
воду натощак, но по особой нужде в
помощи Божией – при недугах или нападениях злых сил – пить ее можно и
нужно, не колеблясь, в любое время.
При благоговейном отношении святая
вода остается свежей и приятной на
вкус долгое время. Хранить ее следует
в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
|