В пещеру Рождества (Вертеп) ведут две лестницы – из северного и
южного трансепта. Арочные порталы
с мраморными колоннами по бокам,
оформляющие оба входа, – типичный
французский XII век, единственное, что
осталось в базилике от крестоносцев.
Ступени из красного полированного
песчаника относятся к эпохе Юстиниана. Бронзовые двери – того же
времени.
Сама пещера представляет собой неправильное в плане сводчатое помещение, длиной 12, шириной до 3-х метров.
Стены сохранили частью первобытный
облик пещеры, частью – это позднейшая
каменная кладка, но мы их практически не видим, т.к. они почти целиком
покрыты асбестовыми шпалерами, во
избежание нередких прежде пожаров. К
сожалению, трудно представить себе, как
выглядела пещера первоначально. Архитектурные изменения разных эпох и приспособление Вертепа для богослужебного
использования сильно изменили его.
В XII веке, как мы уже говорили, по
местам земной жизни Спасителя и Божьей Матери прошел русский паломник,
игумен Даниил. Он посетил Вифлеем и
вертеп – пещеру, где родился Христос.
Если бы Даниил посетил это место
сегодня, он все узнал бы. Но мы войдем
в пещеру с южной, «православной» стороны, и место рождения будет от нас
справа. В арочной нише – православный
алтарь. Под престолом серебряная звезда
с круглым отверстием в центре отмечает
самое место Рождества. По окружности
латинская надпись: «Hic de Virgine Mariae
Iesus Christus natus est» («Здесь от Девы
Марии родился Христос»).
Напротив престола Рождества, в южной части пещеры, по трем мраморным
ступеням спускаемся к приделу Яслей.
Точнее, престол посвящен Трем Волхвам
(или Трем Царям, как принято говорить
в европейской традиции). Но главная его
святыня – находящиеся напротив престола Святые Ясли. Они сейчас, как и все
в пещере, покрыты мрамором, поэтому
трудно судить, как они выглядели в ту
единственную, евангельскую ночь.
Блаженный Иероним, к свидетельству
которого мы уже обращались (он жил в
Вифлееме в конце IV – начале V вв.),
писал: «О, если бы мог я увидеть подлинные Святые Ясли, в которых лежал
Господь! Ныне, в похвалу Спасителю, в
храме заменили глиняные ясли серебряными, но насколько драгоценнее были те,
которые убрали».
На самом деле ни серебряные ясли,
которые видел Иероним, ни глиняные,
об утрате которых он горевал, ни, тем
паче, гораздо более поздние деревянные,
перенесенные крестоносцами в Рим
(они находятся сейчас над престолом в
храме Санта Мария Маджоре), не были
«оригиналом». Подлинные Святые Ясли
скрыты под современным мрамором.
Они представляют собой попросту выдолбленное в естественном углублении
скалы корытце, как это и теперь делают
палестинские пастухи в пещерах-загонах
для скота.
...Двухмаршевая лестница из южного,
православного трансепта ведет в небольшой внутренний дворик греческого
монастыря с отдельным входом в Пещеру
Вифлеемских Младенцев. Пещера Рождества и Пещера Младенцев представляют
собой лишь часть из разветвленной
системы пещер, частью естественных,
частью искусственных, находящихся под
базиликой Рождества Христова. Для продолжения осмотра нам придется снова
войти в храм, пройти из южной абсиды
в северную и затем – в храм Святой
Екатерины. Он построен францисканцами
в 1881 г. на развалинах древней церкви,
существовавшей здесь во времена крестоносцев. Храм является главным для
католического мира местом совершения
Рождественского Богослужения. Отсюда
Рождественская месса транслируется
телевидением на все католические
страны.
Из него особая лестница ведет вниз,
в пещеру Блаженного Иеронима. На повороте лестницы – карта-схема пещер.
Вы входите сначала в пещеру, которая
называется «часовня святого Иосифа».
По преданию, здесь было ему во сне
явление Ангела, повелевшего отправиться со Святым Семейством в Египет, ибо убийцы Ирода хотели погубить
Младенца.
В 1972 г., по почину иноков Лавры
преподобного Саввы Освященного, на
святом месте был воздвигнут новый
православный храм. Но, чтобы оставить
в неприкосновенности подлинную Пещеру Пастырей, храм построили рядом, на
новом месте…
Окрестности Вифлеема непосредственно связаны с библейскими повествованиями. На поле под Вифлеемом
собирала колосья Руфь, ставшая женой
Вооза и родившая ему сына Овида,
внуком которого был Давид. Это то
самое поле, о котором говорится и в
книге Бытия: «И отправился Иаков, и
раскинул шатер свой за башнею Гадер»
(Быт.35, 21). Башня Гадер (евр. «Migdal
Eder») – это и есть место, где в ночь
Рождества пастыри пасли овец своих.
«Вдруг предстал им Ангел Господень, и
слава Господня осияла их; и убоялись
страхом великим. И сказал им Ангел:
не бойтесь; я возвещаю вам великую
радость, которая будет всем людям. Ибо
ныне родился вам в городе Давидовом
(Вифлееме) Спаситель, Который есть
Христос Господь; и вот вам знак: вы
найдете Младенца в пеленах, лежащего
в яслях. И внезапно явилось с Ангелом
многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках
благоволение» (Лк. 2, 9-14).
В пещере, где было откровение Ангелов, три пастуха, очевидцы события, и
были потом, по их желанию, погребены.
Уже в IV столетии на этом месте был
воздвигнут православный храм. Он неоднократно перестраивался и разрушался
впоследствии, но – чудом Божиим – сохранилась сама пещера, ставшая криптой
храма, с престолом над местом погребения пастырей, с типичными мозаиками
середины IV в. на полу.
|