«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут
имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог»
Когда приблизилось время Деве Марии родить Сына Своего Первенца, вышло повеление от кесаря Августа сделать
перепись по всей земле.
Будучи потомком царя Давида, праведный Иосиф вместе
с Девой Марией отправились из галилейского города Назарет
в Вифлеем, город царя Давида, близ Иерусалима. Именно
в Вифлееме наступило время родов, что в точности соответствует словам древнего пророчества, изреченного пророком Михеем: «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между
тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который
должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение
от начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2).
Однако святому семейству не нашлось места в гостинице,
никто не приютил бедных странников. Если бы жители Вифлеема знали, Кто стучался в их двери в те зимние дни, но,
как сказал евангелист Иоанн, Спаситель «пришел к своим,
и свои Его не приняли» (Ин.1,11). И эти горькие слова в
равной степени относятся, как к рождению Спасителя, так и
к Его Крестной искупительной смерти.
Какое великое таинство – Боговоплощение и какое великое смирение Божие! Господь пришел в этот мир не в
Своей небесной славе, поскольку она была бы нестерпима
для грешного человека, и не в славе земной, поскольку она
суетна и мимолетна, Он воплотился «в образе раба», чтобы
послужить падшему человечеству.
Рождество Христово произошло в вертепе, убогой пещере,
в которой держали домашний скот. Пречистая Дева спеленала
Богомладенца и положила Его в ясли. Маленький городок
спал, не зная о произошедшем чуде, и только в поле поблизости не спали пастухи, охранявшие стадо.
Вдруг им явился Ангел Господень, и слава Господня осияла
их. Они сильно испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь,
я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,
который есть Христос Господень. И вот вам знак: вы найдете
Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство
небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних
Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»! Когда Ангелы отошли на небо, пастухи поспешили в Вифлеем и нашли
в пещере праведного Иосифа и Богоматерь с Младенцем,
лежащим в яслях. Поклонившись Христу, они поведали все,
что им открыл Ангел Господень, и все слышавшие дивились
тому, что рассказали им пастухи.
В те дни с востока в Иерусалим пришли волхвы и начали
спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский, ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Об
этом прознал царь Ирод и сильно встревожился. Пригласив
первосвященников и книжников, он спросил у них, где должен
родиться Христос? Вспомнив слова из книги пророка Михея,
они ответили ему – в Вифлееме. Тогда коварный царь попросил у волхвов узнать все о Младенце и рассказать ему,
чтобы и он мог поклониться родившемуся Христу.
И вот звезда, которую волхвы видели на востоке, привела
их к дому, где находилось святое семейство. Войдя в дом,
они пали на колени перед Богомладенцем и принесли Ему
дары: золото (как Царю), ладан (как Богу) и благовонное
масло – смирну (как смертному человеку, т.к. смирну используют при погребении).
Поклонившись Христу, они отправились в свою страну,
получив во сне откровение не возвращаться к Ироду. Праведный Иосиф тоже получил во сне повеление от Ангела
отправиться из Вифлеема в Египет.
Тем временем царь Ирод, не дождавшись возвращения
волхвов, сильно разгневался и приказал убить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже. И Вифлеем наполнился
горьким плачем матерей, лишившихся своих детей.
Так один Младенец исполнил целый мир радости и один
человек исполнил целый город слезами, но эти слезы были
временными, а мир и радость, принесенные нам Христом
– вечны! Спаситель говорит: «Не бойтесь убивающих тело,
души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может
и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10, 28). Убиенные
царем Иродом младенцы почитаются Церковью как мученики
Христовы, а участь жестокого царя была плачевна.
Говоря о Рождестве Христовом, мы должны помнить о
том, что это таинственное событие выходит за рамки человеческой истории. Оно вне времени и имеет непосредственное
отношение к каждому из нас. Каждый христианин, согласно
церковному учению, должен подобно Богоматери послужить
делу воплощения Христа в нашем мире. Это Боговоплощение
должно произойти в душе человека. Но будем помнить и о
том, что Сын Божий соизволил воплотиться не в горделивом
блеске царского дворца, а в убогой пещере. Подобно этому
Явление Христа в человеческой душе возможно лишь при
условии смирения человека, поскольку Бог гордым противится,
а смиренным дает благодать.
Иерей Алексей Сучков, г. Нижневартовск
|