Михаил Егорович Шарашин возглавляет Ялуторовский район. Сегодня этот
район является крупным производителем
сельскохозяйственной продукции юга
Тюменской области, где успешно идет
осуществление национального проекта по
развитию агропромышленного комплекса,
возрождению российской деревни.
Заметно выделяется Ялуторовский район среди других районов большим вниманием, которое уделяется здесь
духовно-нравственному возрождению деревни, возвращению и утверждению в жизни сельчан
моральных и духовно-нравственных устоев
наших благочестивых предков.
Глава района Михаил Егорович Шарашин не отделяет эти два процесса друг
от друга. Залогом успеха экономического
возрождения села он видит в успехе его
духовно-нравственного становления.
Сегодня Михаил Егорович Шарашин – гость номера.
– Что больше всего, Михаил Егорович, Вас волнует и беспокоит сегодня
как человека и как Главу сельского района?
– Волнует многое, жизнь очень напряженна. Но, наверное, все-таки не только хозяйственные и финансовые проблемы. Здесь у
нас, как раз, наблюдается подъем благодаря
осуществлению национального проекта по
развитию агропромышленного комплекса,
большой помощи области, Губернатора.
А вот что действительно беспокоит, даже
тревожит – это упадок общественной морали,
нравственности, когда многие человеческие
пороки и негативные проявления становятся
нормой, что приводит к таким опасным для
общества последствием, как рост преступности, алкоголизации, наркомании, распаду
семей, детской беспризорности, вымиранию
населения.
Следует отметить, что за последние годы
государством в соработничестве с Церковью
много сделано для того, чтобы остановить
эти негативные процессы, духовно оздоровить
общество, но успокаиваться нам еще никак
нельзя.
– Михаил Егорович, а давно Вы трудитесь в Ялуторовском районе?
– Можно считать, как говорится, всю свою
сознательную жизнь. Родом я из Омской области. В 1971 году окончил сельхозинститут
в Омске и был направлен сюда на работу. С
тех пор ялуторовская земля стала для меня
родной. Трудился на различных должностях:
экономистом, председателем райплана, секретарем горкома. Более десяти лет возглавляю
район.
– Михаил Егорович, Вы человек верующий. Простите за не совсем корректный вопрос, но когда и как Вы пришли к вере?
– Сам я крещенный с детства. Крестили
меня тайно. Отец был председателем колхоза,
коммунистом, и совершать такие поступки в
то время было не безопасно. Религия, вера
наших предков, Церковь были еще на заре
советской власти, объявленные опиумом для
народа и подвергались жестоким гонениям,
даже уничтожению. После войны, правда, уже
не расстреливали, не отправляли в ссылку,
но верующий открыто гражданин, тем более
посещавший Церковь, никогда не мог занимать ответственные посты во властных,
хозяйственных структурах, служить в органах
милиции, госбезопасности, быть учителем в
школе, преподавателем в вузе. И еще многое
другое, чего де-факто не мог религиозный
человек.
– Михаил Егорович, давайте оглянемся на двадцать лет назад, в 1988
год – год тысячелетия Крещения Руси.
Именно тогда с процессами демократизации началось меняться отношение
государства к Церкви. Что представлял
собой в духовном плане в те годы Ялуторовский район?
– Образно говоря – выжженную пустыню. В районе не оставалось ни одного
православного храма, ни одной мечети. Да и что говорить о деревенских храмах, если
был порушен и растащен на хозпостройки и туалеты шедевр храмового зодчества юга
Тюменской области, величественный и прекрасный Сретенский кафедральный собор в
городе Ялуторовске.
Каким-то чудом сохранились руины единственной каменной сельской церкви в честь
Казанской иконы Божией Матери в бывшей
деревне Романово. И то, видимо, потому,
что она была зачислена в неперспективные
и вскоре исчезла с лица земли.
– В прошедшем году мы торжественно отмечали 1020-летие Крещения Руси.
Что удалось сделать в районе за прошедшие двадцать лет на пути духовного
возрождения?
– Можно сказать, и много, и мало. Начали
мы с восстановления храма в селе Петелино
во имя святого равноапостольного князя Владимира. И это было символично. Князь Владимир тысячу лет назад крестил Русь, утвердил
нашу православную веру на земле русской. И
мы после многих десятилетий богоборчества
гонений на Русскую Православную Церковь
начали возвращение и утверждение веры
наших предков на Ялуторовской земле со
строительства Свято-Владимирской церкви.
Инициатором и организатором возрождения храма в селе Петелино стал бывший
директор общеобразовательной школы Борис
Федорович Рассохин.
В 2000 году храм был освящен Высокопреосвященнейшим Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием.
После этого были восстановлены Иоанно-Предтеченская церковь в селе Ивановка в
честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Криволукское, Богоявленский храм
в селе Заводопетровское.
Сейчас, к радости жителей Ялуторовска и района, идет восстановление Сретенского
кафедрального собора, о котором я упоминал ранее, на очереди уцелевшая церковь в
селе Романово. Хочу подчеркнуть, что мы восстановим не только храм, но и возродим
бывшую деревню. К ней уже подводится линия электропередачи, будет проложена дорога с
твердым покрытием.
Радует то, что возрождение храмов идет всем миром. В этом благом деле принимали
посильное участие прихожане храмов, жители и города, и деревень, а также светские
власти. Большой вклад вносят благотворители из Тюмени, Сургута, Нефтеюганска, других
городов области.
Особо нужно сказать о том, что все, что сделано на сегодня за два десятилетия в
духовно-нравственном возрождении нашей области в целом и Ялуторовского района, в частности,
сделано благодаря большому повседневному вниманию этому делу Губернаторов
Тюменской области. Взять последний пример:
храм в честь Богоявления Господня в селе
Заводопетровское был возведен в небывало
короткий срок – всего за год, благодаря тому,
что его строительство было на контроле лично
у нашего Губернатора, Владимира Владимировича Якушева. Освящение храма на Светлую
седмицу в прошлом году совершил Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.
– Михаил Егорович, до сих пор Вы рассказывали о материальной стороне
духовного возрождения района. Но храмы строятся и открываются для людей.
Оказались ли они востребованы верующими, не пустуют ли? Возвращается ли
народ к вере своих предков?
– Безусловно! Вот это радует больше всего. Люди идут в храмы. С верой, надеждой,
покаянием и очищением. И этот процесс
возвращения людей к вере уже чувствуется,
он дает положительные плоды оздоровления
общественной атмосферы.
Конечно, перестройка сознания – процесс
не такой скорый, а сложный и противоречивый. Но он идет. Вызывает большой
оптимизм и надежду на будущее тот факт,
что в наших храмах много молодежи и особенно детей.
– Вы заговорили о молодежи, о детях.
Но чтобы молодое поколение росло, воспитывалось, становилось восприемником,
а впоследствии и хранителем культуры
своего народа, важно и необходимо,
чтобы с пеленок, со школьной семьи
молодому поколению передавалось бы
все богатство культуры своего народа.
В том числе и культуры духовной. Это
долг и обязанность старшего поколения,
общества, государства.
Почему же не решается вопрос преподавания в школах предмета «Основы
православной культуры»? Каково Ваше
мнение, Михаил Егорович, по этой проблеме?
– Я имею возможность наблюдать наших детей, нашу молодежь очень близко, бываю
часто в школах, в православной гимназии, в
детских летних лагерях и вижу заметную разницу между детьми, которые воспитываются в
православных семьях, в православной традиции, как говорится, воцерковлены, и детьми,
которые не знают Бога, далеки от Церкви и
православной веры. Православные дети, как
правило, не курят, не сквернословят, не употребляют алкоголя и наркотиков, они более
трудолюбивы и послушны, больше почитают родителей, а взрослея, они становятся горячими
патриотами своей Родины. А именно такими и
хотим мы видеть наших детей и молодежь.
Уверен, что введение в школьную программу преподавания курса традиционной
духовной культуры нашего народа ничего,
кроме положительного, не принесет. И делать
это нужно как можно быстрее.
Вместе с тем хочу особо подчеркнуть: нужно вводить в школьные стандарты образования
преподавание духовно-нравственных дисциплин
не только для детей православной культуры.
Решать проблему духовности необходимо так,
чтобы законную возможность изучать духовную
культуру своего народа получили дети и молодежь из семей, представляющих все традиционные религиозные конфессии, действующие
на территории района, области.
Как это правильно и разумно сделать,
должны решить наши законодательные органы
и специалисты органов образования.
Кстати, очень содержательный и полезный
разговор на эту тему состоялся на прошедших
недавно в Тюмени образовательных чтениях
Уральского федерального округа «Духовно-нравственные ценности в российской школе»,
в которых приняли участие Губернатор Тюменской области В.В. Якушев, Управляющий
делами Московской Патриархии, Митрополит Калужский и Боровской Климент, правящий
Архиерей Тобольской и Тюменской епархии Димитрий, представители всех заинтересованных органов и общественности.
– Михаил Егорович, финиш года для
сельских тружеников – это время подведения итогов года уходящего, определение рубежей на год приходящий. Как
Вы сочетаете и соотносите планы возрождения и подъема экономики села
с задачами его духовно-нравственного
возрождения?
– Одно без другого, по большему счету,
немыслимо. Я бы сказал так: сегодня задачи
по подъему сельского хозяйства, возрождения
сибирской деревни, необходимо решать в
комплексе с задачей духовно-нравственного
возрождения и оздоровления на этой основе
всей жизни сельчан.
При таком подходе успех того и другого
будет обеспечен.
С гостем беседовал В.Тагиров
|