ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ
[an error occurred while processing this directive]

№01 2007 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Слово Святейшего Патриарха Алексия на открытии XV Рождественских образовательных чтений

В начале 1990-х годов -пионерия и комсомол были практически разрушены, начальная военная подготовка убрана из школ, поисковая и краеведческая работа, формировавшая чувство причастности к Родине, порушена.

Общая тема, которая объединяет нас на этих Пятнадцатых Рождественских чтениях, очень важна. К этой и близким темам мы обращались не раз, ибо нет ничего важнее того, чтобы в нашем большом общем доме, в России, все было в порядке. Чтобы был мир в обществе, мир в семье, чтобы образование, школы, другие гражданские институты были эффективными, мирными и безопасными.

Нет сомнений в том, что движение в этом направлении есть, и все же проблем еще очень много. Достаточно посмотреть новостные телепередачи, расспросить детей или внуков, что и как происходит в школе, пройтись по улицам наших городов, вспомнить, как нелегко живется многим нашим семьям. О серьезной проблеме бедности в России не раз говорил Президент страны В.В.Путин. Но сводить все наши проблемы к хозяйственным и финансовым было бы неправильно, тем более при обсуждении вопросов духовного порядка, вопросов веры и образования. Много важнее отметить, что та ломка ценностей, которая силовым, шоковым порядком осуществлена в 1990-е годы, привнесла в нашу непростую жизнь целый набор рисков. Это - риски всей нашей сложившейся в последние годы системы социализации. Под социализацией понимается воспитательное влияние на человека - кстати, не только на детей и молодежь - всего уклада жизни, включая образование.

Разумеется, когда мы говорим о рисках, это означает, что какое-то нежелательное событие может наступить. Но оно не обязательно должно наступить, если мы вовремя осознаем опасность и работаем на ее устранение. И вот теперь под этим углом зрения посмотрим, какие же риски привносятся в нашу систему социализации и что можно сделать в условиях соработничества общества, государства и церкви для их уменьшения.

Это - риск роста антипатриотических настроений и утраты чувства Родины, неуважения к власти, армии и силовым структурам вообще. Этот риск вполне реален, если мы вспомним, чем заполнены наши кино- и особенно телеэкраны, как изучается история в школе. Вспомним, например, многочисленные зарубежные фильмы о борьбе с терроризмом и преступностью, о том, как смело ведут себя работники различных спецслужб США. Патриотов какой страны воспитывают эти фильмы в нашем прокате? То, что они только развлекают, - глубокое заблуждение. Вспомним, что в США, население которых сейчас примерно вдвое больше, чем население России, учебников истории много меньше, чем у нас. При этом совершенно невозможны случаи, чтобы в американских учебниках трудные моменты истории получали бы неоднозначную, неканоническую, не патриотическую интерпретацию. Патриотическому воспитанию американских школьников способствует и салют на верность флагу и республике в школах, и система скаутского воспитания, которая ориентирует ребят на преданность Богу, стране, семье, руководителям, вообще начальству.

Скаутскую систему, возникшую в начале ХХ века, и в смысле идеологии, и в смысле технологии воспитания частично переняли в свое время наши пионерия и комсомол, конечно, убрав, о чем нельзя не сожалеть, всякое упоминание о Боге и религии. Но они воспитывали любовь к Родине, патриотизм, взаимопомощь, другие положительные человеческие качества. В начале 1990-х годов пионерия и комсомол были практически разрушены, начальная военная подготовки убрана из школ, поисковая и краеведческая работа, формировавшая чувство причастности к Родине, порушена.

Вспомним, с другой стороны, что Русская православная церковь всегда, но особенно во времена кризисов, выступала за единство власти, армии и народа. В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, - а ведь это было время жесткого атеизма, - уже в июле 1941 года митрополит Ленинградский Алексий обратился к верующим с посланием "Церковь зовет к защите Родины". В своем Слове митрополит говорил: <Мы верим, что и теперь великий предстатель за землю русскую преподобный Сергий Радонежский простирает свою помощь и благословение русским воинам. И эта вера дает нам неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы" (Мысли, с.345). В сентябре 1943 года на Соборе архиереев он сделал доклад "Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны". А 7 ноября 1941 года после военного парада на Красной площади в церквах состоялся молебен о даровании Победы русскому - вспомним, тогда советскому - оружию.

Это - часть истории Церкви, часть истории нашей Родины, и это - воспитательный пример патриотической роли Церкви, который обязательно должен быть известен школьникам. И, конечно, гражданина и патриота страны воспитывает молитвенный призыв, который слышит каждый верующий во время православной литургии: "о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея".

Мы знаем и о другом риске - риске роста националистических настроений. Опять-таки вспомним, что еще в апостольские времена Церковь выступала за образ нового человека, за всеединство, "где нет не еллина, ни иудея, но все и во всем Христос" (Кол. 3, 8-11). Позднее, но по нашим человеческим меркам все же очень давно игумен Феодосий, один из основателей Киево-Печерской лавры, наставлял свою паству: "Милостынею же милуй не только свою веру, но и чужую: аще же видишь нагого, голодного, зимою ли, бедою одержима, аще то будет ли жидовин ли, сорочин ли, болгарин ли, еретик ли, латинин ли, от поганых ли - всякого помилуй, и от беды избави, яко же можеши (Цит. по: Дьякова, 1994, с.117).

То было давно. Но о том же в дни празднования двухтысячелетия христианства Предстоятели православных церквей, среди них и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, писали уже современной пастве: "На основании евангельского учения и нашего Священного Предания Православная Церковь отвергает ненависть к другим убеждениям и осуждает религиозный фанатизм, в каком бы виде они ни проявлялись" (Православный, 2000, с.5).

В том же документе говорится и о новых видах своего рода идолослужения - обоготворении насилия и денег, которыми стремятся заменить вечные ценности (там же). Такая замена - тоже источник серьезных рисков нашей социализации. Ведь из постоянных посылов, которые содержатся во многих телепередачах всех телеканалов, это - посылы о всевластии, всесилии денег, а также о практической неизбежности и чуть ли ни естественности насилия. Сейчас опубликованы целые библиотечки в помощь начинающим богачам, в помощь родителям, мечтающим о будущем их детей, будущем миллионеров и миллиардеров.

...вера предписывает тем, кто обладает многим, помогать ближнему, средством чего является благотворительность. К сожалению, у нас было много разговоров о создании государства собственников, гораздо меньше - о создании этой собственности честным трудом.

Послушайте некоторые названия этих книг: "Как стать богатым?", "Почему ты еще нищий?", "Курс начинающего богача", "Думай и богатей по-русски", "Мой ребенок - будущий миллионер", "Хочешь быть богатым - будь им". Подспудно все эти книги призывают брать от жизни все (известный девиз компании "Пепси"), а поскольку всего на всех никогда не хватало и не будет хватать, придется использовать весьма разные методы. Отсюда - риск роста корыстно обусловленной и насильственной преступности, риск, к сожалению, тоже вполне реальный.

И здесь учение православной Церкви - совсем о другом. Что касается денег и богатства, то Церковь отнюдь не призывает всех к бессребреничеству. Оно - удел святых, удел подвижников. Да, мы помним, что говорил Иисус: "...будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мф.5,48). Но, понимая, как труден подвиг, зная слабость человека, он говорит также: "Не все вмещают слово сие, но кому дано" (Мф 19,11). Если же говорить о нас, обычных людях, то, во-первых, подчеркивается значимость честного труда. Так, апостол Павел в одном из своих посланий говорит: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (Сол. 2, 3, 19). При этом в христианской традиции под хлебом, пищей понимается не только собственно хлеб и материальные блага, но и пища духовная. Как сказано, не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Матф. 4, 4).

Христианство не считает грехом обладание собственностью, богатством и приобретение их. Толкуя соответствующие слова Священного Писания, автор катехизиса, составленного более ста лет назад, пишет: "Что приобретено честным свободным трудом (стоит еще раз подчеркнуть эти слова: честным и свободным! - Н.Н.), то составляет неотъемлемую награду потрудившегося... Право собственности побуждает в человеке энергию, трудолюбие, уважение к трудам других и составляет необходимое условие общественного благоустройства". И, конечно, подробно разбирается все то, что является нарушением заповедей: воровство и грабительство, обман, мздоимство, - говоря современным языком, взяточничество, - тунеядство, лихоимство. Вместе с тем вера предписывает тем, кто обладает многим, помогать ближнему, средством чего является благотворительность. К сожалению, у нас было много разговоров о создании государства собственников, гораздо меньше - о создании этой собственности честным трудом.

Серьезны сейчас проблемы семьи. Разумеется, многое здесь связано с экономикой. И в этом смысле хорошо, что сейчас принимаются определенные меры по поддержке молодых семей. Но дело и здесь не только в экономике. Многое зависит от общего умонастроения молодежи, которое формируется нашей системой социализации. Результатом является риск обострения проблемы "отцов и детей", неуважения к уходящим и ушедшим поколениям, равнодушия к созданию семьи, социального сиротства. И здесь вообще не нужны примеры, даже на уровне бытовых знаний всем нам известно, что Церковь всегда выступала за здоровую, крепкую семью, за уважительное отношение к старшим поколениям, за воспитание детей и в строгости, и в доброте, и в любви. Но один пример я все же приведу. Это просто перечень параграфов из Православного катехизиса конца XIX века, где говорится об обязанностях христианина: обязанности в отношении к ближним, обязанности к Отечеству, обязанности к начальникам всякого рода, обязанности родителей к детям, охранение доброго имени ближних, уважение к достоинству человеческой природы, образование ума, образование воли, образование сердца и многое другое. И я намеренно беру пример из книги 1892 года. Сразу понятно, что это - не наспех собранные Церковью советы на потребу дня. Это - принципиальные положения учения и давние традиции нашей Церкви.

Да, речь идет именно о православной Церкви. Но только из-за недостатка времени я не могу подробно говорить о том, что и другие традиционные религии России воспитывают людей в духе уважения к Отечеству, к старшим, к семейной жизни, в духе любви к детям и заботы о них. Например, в прошлом году вышли два тома книги "Воспитание детей в Исламе" (2006), где все это разбирается очень подробно.

Даже эти немногие примеры - а их легко умножить, - показывают, что сложившаяся в последние годы система социализации содержит целый ряд рисков для физического, нравственного и психического здоровья человека, для нравственного здоровья общества, для безопасности страны. При этом риски социализации не могут быть целиком сняты воспитанием, школой, образованием в самых разных учреждениях. Можно сказать и более обобщенно - как показывает опыт, они очень медленно и с большим трудом преодолеваются всей системой только светских институтов.

Это понимали и раньше. Я еще раз сошлюсь на И.А.Ильина, который писал, что "...Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства> (Ильин, 1992, т.2, с.40). Именно поэтому православное учение и практика церковной жизни во многом помогает, еще больше сможет помочь в решении важных задач образования, укрепления общества и семьи.

...изучение в школе "Основ православной культуры" не нарушает Конституции.

И здесь возникает вопрос, каким образом это учение и эта практика постепенно станут частью нравственного сознания народа. Разумеется, нельзя недооценивать значение церковной службы и проповеди. Но при всем том, что церкви полны, далеко не все туда приходят для нравственного утешения, духовного укрепления и возрастания. И мы опять подходим к тому, что уже не раз обсуждали, в том числе на Рождественских чтениях: возможности и юридической правомерности изучения в школе основ православной культуры. Я лишь напомню, что в статье 28 Конституции гарантируется "свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Почти в таких же выражениях об этом сказано и в Законе 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях". Никакого ограничения по месту или времени здесь не наложено, соответственно, это вполне возможно и в школе.

Добавлю, что в преамбуле упомянутого Закона признается <особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры>, подчеркивается уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Есть и специальные работы о реализации принципа светскости образования. В них совершенно четко проводится мысль о том, что изучение в школе "Основ православной культуры" не нарушает Конституции. Эти работы могут быть хорошим подспорьем для нас, когда относительно немногие "воинствующие атеисты" уж слишком агрессивно "воинствуют" и противодействуют реализации законных конституционных прав граждан на изучение этого курса.

В заключение мне хотелось бы сказать: только действуя вместе, высшее руководство страны, органы власти всех уровней, институты гражданского общества, Русская православная церковь, другие традиционные для нас религии и конфессии смогут укрепить духовность и нравственность нашего общества, восстановить лучшие традиции нашего образования и поднять его на новую высоту, укрепить российскую семью.

Наши критики говорят, что Церковь и религия способствуют сохранению дедовских отживших традиций. Но многие добрые традиции идут не только от наших дедов, а от еще более давних времен. Более того, как говорил наш известный историк, и дела реформатора определяются уважением к традициям. Это никак не мешает прогрессу страны, который - в том числе экономический - невозможен без духовного возрождения. Будем вместе работать в этом направлении, и такой работы очень много. Как сказал когда-то Иисус своим ученикам, имея в виду распространение благой вести, "жатвы много, а делателей мало" (Мф. 9, 37). В России уже немало и становится все больше делателей на ниве духовного просвещения, и все мы в этом большом зале, - пусть в разной степени, - можем причислить себя к ним. Я уверен в успехе и хотел бы пожелать всем нам благого поспешения в этом благородном деле.



[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.