Председатель XV Международных образовательных Рождественских чтений митрополит Калужский и Боровский Климент в своем выступлении подчеркнул, что Церковь, власть и институты гражданского общества должны быть соработниками и партнерами на поприще духовно-нравственного оздоровления нации.
Современное общество ориентируется почти исключительно на научное знание, однако сегодня стало очевидным, что этого недостаточно для решения надвигающихся на человечество глобальных кризисов. Настало время для нового осмысления важности мировоззренческого знания, базирующегося на истинах Откровения.
Народная мудрость гласит: "Сильный народ доверят обучение детей только мудрецам". В связи с этим мы обращаемся к руководству Министерства науки и образования с предложением об объединении усилий по введению в образовательные программы основ духовной культуры и этики. При этом хотел бы отметить, что, несмотря на десятилетия государственного атеизма, мощную пропаганду западных ценностей, православная вера жива и сильна в нашем народе.
Будущее любой страны во многом решается за школьной партой. Надо иметь мужество каждому из нас спросить себя - кто завтра будет созидать Россию? Духовно и интеллектуально возрастающая нация или духовно опустошенный народ, для кого деньги важнее чести, совести, у кого нет понятия любви к ближним, к Родине. Не ответив на это - бессмысленно проводить бесконечные реформы образования. Именно поэтому мы сегодня прежде всего должны поставить вопрос о том, как спасти наших детей, сделать их не восприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно достичь одним-единственным способом - дать воспитание, основанное на духовных корнях жизни государства и его народа. Ибо, как гласит народная мудрость, плода без дерева не бывает, а гнилое дерево да?т гнилой плод.
Образование, из которого исключено слово о Боге, дающее знания о природе и социальном мире, не даёт познания внутреннего мира человека, то есть мира свободы от греха, мира нравственного. Для молодого человека нравственный закон без веры в Бога становится моралью, а мораль в таком случае воспринимается как отвлеченная, абстрактная категория.
Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики, следует сказать, что школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребёнке гражданина Великой России, укоренённого в её истории, вере и культуре. Без этого сами по себе знания могут обернуться против страны, которая дала образование.
Следует признать социально опасным утверждение, что средняя школа должна соответствовать нуждам рыночной экономики. Образование не может и не должно являться придатком экономики, главной целью обучения должен быть нравственный и интеллектуальный рост учеников. Да, нам нужны физики и экономисты, бизнесмены и менеджеры, но мы должны не забывать, что Россия всегда славилась Пушкиным и Достоевским, преподобным Андреем Рублевым и Васнецовым, Чайковским и Глинкой, и ее создали люди сильного духа - святые князья Александр Невский и Дмитрий Донской, святитель Алексий Московский, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, праведный воин Феодор Ушаков и другие, чьи имена знает весь мир.
При несомненной важности поддержания на должном уровне высшей школы как научно-образовательного учреждения всё же именно средняя школа должна быть признана государством базовым и ключевым образовательным институтом, определяющим культурный, нравственный и интеллектуальный уровень всего народа. Государство обязано сделать всё, чтобы среднее учебное заведение могло дать ученику глубокие знания широкого спектра дисциплин, практические навыки и навыки саморазвития, что позволит сформировать самостоятельную личность, способную найти достойное место в быстро меняющемся мире.
В связи с этим в школьном образовании обучение, основанное на усвоении специальных научных знаний, должно быть дополнено элементами мировоззренческих знаний, в основе которых лежит система духовных ценностей. И при всем понимании светского характера нашего государства, нужно ясно отдавать себе отчет, что в вопросах формирования мировоззрения, особенно при изучении теорий происхождения жизни на Земле и процессов развития человечества, религиозный фактор является не менее важным, чем научный. Да и какая наука может доказать, как зарождалась жизнь на Земле тысячи лет назад. Поэтому Православная Церковь не может оставаться в стороне от процесса формирования системы духовно-нравственных ценностей в специальных, особенно естественных дисциплинах.
Современная российская школа, к сожалению, в своих исканиях чаще обращается к методикам типа полового воспитания, которые наносят вред физическому и нравственному здоровью учащихся и являются разрушающими для сознания детей в понимании ими семьи.
Современный кризис образования проявляется, прежде всего, в том, что школа всё более обособляется от других институтов общества. И в первую очередь, от родителей и семьи, откуда в неё пришёл ученик, и где ожидают, что школа будет способствовать не разрушению, а созиданию семейных и родовых ценностей, будет учитывать волю родителей, их духовные и мировоззренческие предпочтения. В то же время школа обособилась от научной среды, которая по своему положению должна определять содержательную и методическую стороны образования. В результате, в школе появляются низкокачественные учебники и учебные пособия, дал?кие от истинных научных знаний и практики.
В России необходимо построить систему воспитания и обучения на принципах нравственного просвещения, создать школу, которая станет центром воспитания просвещённой нравственной нации и вернёт себе позиции лучшей интеллектуальной школы мира.
Возникает вопрос: можно ли выстроить духовно-нравственное воспитание в нашей стране вне опыта православной педагогики? Считаем, что практически это невозможно. Потому что нравственность вне е? духовных корней невозможна. Более того, без духовного фундамента мы не сможем даже говорить с учениками о нравственности. Об этом немало пишут отечественные и зарубежные педагоги. Этот вопрос обсуждался и на заседании Общественной Палаты, и она считает, что "Духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, ответственного и безопасного поведения школьников". Реальной каждодневной задачей государственной и общественной школы, в связи с этим, должно стать выстраивание образования и воспитания на ценностях евангельской этики и морали, систематическое духовно-нравственное совершенствование подрастающего поколения в духе отечественных традиций.
Мы просим Министерство науки и образования признать культурологическую значимость преподавания духовной культуры и этики во всех школах страны, и чтобы в федеральном стандарте была образовательная область "Духовно-нравственная культура и этика". Непонятны попытки заменить предмет, дающий нравственные и этические установки поведения подрастающего поколения на преподавание истории религий, в том числе и тех, которые никогда не были духовной основой нации. И здесь возникает вопрос, почему, когда мы говорим о введении Основ православной культуры, нам отказывают, ссылаясь на права меньшинства, и при этом забывают, что и у большинства тоже есть право изучать свою духовную культуру. К примеру, в Калужской области в 2005 году родилось 9015 детей, а было крещено в наших храмах 8631. Почему же эти дети, когда пойдут в школу, не могут изучать ту духовную культуру, о принадлежности к которой заявили их родители?
В образовательной практике подавляющего большинства стран Европы наблюдается широкое участие священно-служителей и мирян, представляющих свои церкви, в преподавании основ религии в школах. У нас такие единичные примеры есть, но в целом, наблюдается очень настороженное отношение к присутствию в школе представителя Церкви.
Мы предлагаем в сфере образования и науки идти по пути не противостояния, а синтеза двух типов знания - научного и мировоззренческого, и соответственно двух типов познания - пути разума и пути веры. Вспомним, сколько сделал М.В.Ломоносов, чтобы прославить отечественную науку. И был глубоко верующим человеком. Он писал, что "наука и религия суть две сестры, и одна без другой существовать не могут". Бог даёт нам разум. И от нас требуется использовать его наилучшим образом.
Большое значение для воспитания подрастающего поколения имеет личность учителя. Из современной возрастной психологии известно, что с поступления в школу, т.е. с семи или даже шести лет у ребенка меняются авторитеты. Место родителей в значительной степени замещает учитель. Сам образ учителя вызывает у ребенка доверие. Ребенок, придя из школы домой, начинает говорить маме: "а мне так учительница сказала". Тот, кто дает знания об окружающем мире, становится и нравственным авторитетом. Если учитель подаст пример безнравственности, если слово его расходиться с делом и жизнь не является образцом для подражания, то привести это может к цинизму в мировоззрении его учеников. Просто проявленные учителем несправедливость или жестокость могут вызвать у ученика такую нравственную травму, последствия которой будут сказываться всю жизнь.
Не менее важным и весьма полезным представляется организация школ продл?нного дня, в которой после обеда уроки приобретают более вольную форму, проходя в школьных технических и художественных мастерских, лабораториях, актовых и спортивных залах. Крайне важно, чтобы была предоставлена возможность творческого развития для всех учащихся, а не только из обеспеченных семей, имеющих возможность оплачивать внеклассное обучение своих детей.
Данный вопрос имеет особую актуальность, поскольку жизнь современной семьи зачастую устроена таким образом, что родителям физически не хватает времени для общения с детьми. Чада остаются предоставленными сами себе, будучи вынуждены самостоятельно искать себе занятие, дабы развлечь свою праздность и таким образом по известной пословице праздность становится матерью пороков. Здесь необходимо и нашим приходам выходить на новый уровень работы с молодежью, не только в рамках воскресных школ после службы в воскресенье, но и в другие дни, создавая при приходах кружки творчества.
Несомненно, самая главная проблема, которая является угрозой для будущего нашей страны, - это кризис российской семьи. Причины этого кризиса лежат не столько в бедственном материальном положении людей, сколько в духовной сфере, в их сознании. В условиях глобального демографического кризиса общество обращает свои взоры на Церковь как на одну из немногих сил, способных встать на пути распада традиционных общественных отношений и связей, чреватых постепенным вымиранием нации.
Фундамент семьи закладывается с самого рождения будущих супругов, так как именно в семье ребенок усваивает правила взрослой жизни. В наши же дни ребенок часто воспринимает отрицательный опыт - безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих, растлевающую теле- и видеопродукцию, демонизированные компьютерные игры и т.п. Все это оказывает тлетворное воздействие на самого ребенка, на его будущую семью, на его потомство. Современная семья воспитывает людей, не способных к подвигу семейной жизни, не имеющих активной гражданской позиции.
Сегодня даже крепкие, счастливые семьи направляют все свои силы на достижение любыми средствами земного благополучия, оставляя в пренебрежении самое главное - любовь, Евангельскую веру и жизнь по этой вере. В этих семьях вырастают эгоисты с потребительскими взглядами на жизнь, чуждые духовной жизни и нравственных устоев, основанных на вере и любви.
Важное значение в семье имеет мать. Она учит ребенка основам духовной жизни, передает ему свою любовь. Понимая особую значимость матери в наши дни в деле воспитания детей, их подвиг и жертвенность и в целях поддержания многодетных семей Святейший Патриарх Алексий учредил "Патриарший знак материнства". Первое вручение которого состоялось в конце прошлого года.
В обращении Архиерейского собора по вопросам демографии первоосновой сокращения народонаселения названы, в первую очередь, "... отход от идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной". Здоровая семья является ключевой, фундаментальной ценностью для нормальной жизнедеятельности общества и государства, в частности, для позитивного демографического развития. Но в современном мире супружество рассматривается как нечто архаичное, ограничивающее свободу человека. Вместо освященного Церковью брака допустимыми считаются такие отношения между людьми, которые воспринимаются с позиций христианского мировоззрения постыдными и аморальными, растлевающими личность. Как писал святитель Филарет Московский: "от нарушения нравственных законов семейной жизни происходят дурные последствия для детей, общества и государства".
Сегодня мы все заинтересованы в созидании социальной и экономической стабильности, построении гражданского общества, живущего в атмосфере мира и взаимоуважения. В связи с этим, думается, что Церковь, власть и институты гражданского общества должны быть соработниками и партнерами на этом поприще, ибо у нас общие задачи.
(Из доклада митрополита Климента)
|