Недавно ушедший из жизни выдающийся философ Александр Панарин очень точно выразился по поводу устремлений художественной культуры рубежа XIX- начала ХХ-го века и нынешнего отрезка времени -ХХ-ХХI вв.
"Начало нового, XX века ознаменовано в искусстве смертью Бога. А рубеж тысячелетия - это смерть человека".
Начало трагичного ХХ-го века (первая Мировая война, революции, исчезновение империй) вывело на арену изобразительной культуры искусство, так называемого, авангарда. Россия внесла сюда лепту созданием беспредметной абстрактной живописи. Ее родоначальник - Василий Кандинский - создал в картинах "первозданный хаос цвета". Крах привычных в обществе ценностей отразился цветовым хаосом, из которого автор очень надеялся создать новую действительность.
Современник Кандинского - Казимир Малевич - явился родоначальником новой живописи - супремаризма. Он создал знаменитый "Черный квадрат", который в последующее революционное время в России именовали "иконой XX века".
Художники отказались от изображения реальной действительности, сломали мир как Божие творение и создали свою систему искусства. Содержание своих картин они объясняли таинственно и непонятно: "Черный цвет - предыс-точник всего видимого, всего света и связан с понятием Абсолюта".
В наше время эти произведения - классика авангарда. Искусство без Бога стало искусством без человека.
В прошлом году прошел ряд передач по ТВ, где давалась превосходная оценка этого произведения. Эрмитаж приобрел один из вариантов "Черного квадрата" за 1 млн. долларов.
По роду своей деятельности в нашем музее изобразительных искусств, где ведутся школьные образовательные программы, я столкнулась с тем, что современные школьники не могут назвать авторов известнейших картин (Брюллова, Репина, Васнецова, Шишкина), которые являются выдающимся классическим наследием отечественной культуры. Работы этих художников есть и в коллекции нашего музея. В то же время школьники с любопытством спрашивали, имеет ли музей знаменитый "Черный квадрат", который один из историков искусства определил как "могилу человечества".
В Москве в Академии художеств недавно прошла выставка "ВТОРОЙ РУССКИЙ АВАНГАРД". Это уже период после перестройки. На выставке были манипуляции с "великим" "Черным квадратом": "Окно в 26 век" Ивана Чуйкова и "Большой черный фрагмент" Георгия Пузенкова.
В статье журнала "ГАЛЕРЕЯ" (автор Слава ПЕН) сообщена "радостная весть": "Последний гвоздь в гроб соцреализма вбил вновь избранный в 1997 г. Президент Академии художеств Зураб Церетели, выдвинув установку для российских художников - искусство для искусства". Что это значит? По Церетели это значит полная творческая свобода, которая, как правило, заканчивается беспределом, а зачастую прямым надругательством над святыми понятиями БОГ, РОДИНА.
"Картина устарела,- провозглашают постмодернисты, - и на арену изобразительности выходит инсталляция - нелепое соединение разных предметов, которому придают несвойственное, "сакральное" значение. К примеру "творение" Ильи Кабакова, одного из самых чтимых лидеров постмодернизма, - "Лопата". Произведение представляет обычную пожарную лопату на стенде, а под ней листки какого-то старого циркуляра, напечатанные на машинке. Ему же принадлежит нелепая композиция "Моя Родина. Мухи". Зал выставки, потолок и стены которого заполнены наклеенными мухами.
На прошедшей в прошлом году в Москве второй Московской Биеннале (биеннале - традиционные выставки, проходящие один раз в два года) классической инсталляцией был опус Олега Кулика "В глубь России". Это произведение представляет огромный муляж коровы, стоящей, широко расставив задние ноги. Зрителю предлагается заглянуть ей под хвост, чтобы "убедиться в истинной глубине России". В журнале "НОМИ" - Новый мир искусства - помещена фотография, как заглядывает в эти "глубины" Зураб Церетелли. Шедевром последнего времени стала композиция "16 веревок" Ильи Кабакова. К каждой веревке этого "шедевра" был привязан какой то предмет - окурок, крышка унитаза и т. д. Ирина Нахова продемонстрировала "Гладильные доски и Утюги". На досках - изображение людей с обнаженными спинами. По этому изображению можно было желающим пройтись утюгом. Все это напоминает о поп-арте - течении художников начала XX века, когда М.Дюшан выставлял брюки длиной пять метров, а Раушенберг велосипедное колесо, прикрепленное к табуретке. Но эти игры выглядят наивно по сравнению с тем, что предоставляет зрителям современный автор инсталляции.
Поскольку в Академии сейчас власть у художников - постмодернистов, то живописцы реалистического направления подвергаются остракизму. Ни в одном профессиональном журнале не публикуются работы Присекина, Сергеева, Правоторова, Рекуненко - тех, кто посвящает свои произведения истории России, религиозным поискам.
Искусствоведы, которые пытаются поддерживать традиционные направления, объявляются не только ретроградами, но и иногда подвергается сомнению их профессиональный уровень.
На Московскую Биеннале было потрачено 2 млн. рублей.
В прошлом году была еще одна нашумевшая выставка - "СООБЩНИКИ". Она экспонировалась в новом здании Третьяковской галереи на Крымском валу. На ней были представлены произведения, что закуплены в фонд нового современного искусства XXI-гo века, и те, что предоставили художники из своих мастерских с надеждой, что их опусы также пополнят фонд знаменитой сокровищницы отечественной культуры.
Не хочется описывать, что увидел зритель. Желающие могут посмотреть журнал "ГАЛЕРЕЯ" ?2,2005г. Скажу только, что один "арт объект" пришлось изъять. Это "Воплощение мечты" В.Касьянова. Он представлял перегородку, из которой торчали два бытовых крана для горячей и холодной воды. Открывая их, можно было вкусить алкогольные напитки. А потом пострелять в тире по разным мишеням. Отзывы о выставке таковы: специалисты "Третьяковки" из отдела нового современного искусства и их единомышленники считали, что выставка "действительно потрясающая и очень красивая" (?!). А отзывы зрителей негодующие: "Удивительная хрень". "Как дерьмом накормили", "Такое чувство, что побывали на экскурсии в дурдоме"...
|