15 декабря 2004 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось ежегодное Епархиальное собрание города Москвы.
В собрании участвовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, викарии Московской епархии архиепископы Истринский Арсений, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а также епископы Аркадий (Афонин) и Никон (Миронов). На Епархиальном собрании также присутствовали председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, Представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий.
С докладом на епархиальном собрании города Москвы традиционно выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (публикуется В сокращении).
Во вступительном слове Святейший Патриарх Алексий сообщил об увеличении в Москве за прошедший год количества храмов и часовен (с 560 до 645) и числа священнослужителей (с 1485 в прошлом году до 1586).
Святейший Патриарх также огласил данные общецерковной статистики:
В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает 132 епархии. Число архиереев на сегодняшний день - 167; из них: 131 - епархиальный, 24 - викарных, 12 - находящихся на покое.
Действуют 652 монастыря, в том числе в России - 189 мужских и 205 женских, на Украине - 79 мужских и 76 женских, в Белоруссии - 7 мужских и 18 женских, в Молдавии - 25 мужских и 24 женских.
Общее количество приходов - 26590, из них в России - 12638.
Количество Воскресных школ в России - 4696.
Утрата чувства нравственного долга, забвение добра - одна из главных причин кризисных процессов в российском обществе
Одной из главных причин кризисных процессов в стране Святейший Патриарх назвал возрастающую секуляризацию жизни общества. По мнению Первосвятителя, прямым следствием жизни без Бога, утраты чувства нравственного долга, забвения добра является тот факт, что большинство браков кончается разводом, количество рождённых детей значительно меньше числа убитых во чреве матери, постоянно увеличивается число наркозависимых лиц и людей, страдающих алкогольной зависимостью, умножается количество самоубийств.
Обратившись к особенно актуальной в России проблеме демографии, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: “Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа. Со всей ответственностью можем сказать, что это явление имеет духовные корни”.
“Церковь всегда учила, что убийство ребенка во чреве матери - страшный, смертный грех. В наше же время в России ежегодно совершается огромное количество абортов. Удивительно ли, что народ вымирает? Спрашивается, а достоин ли такой народ жить? Не справедливо ли становится он поношением человеков? Разве не должна Церковь возвысить свой голос в защиту нерожденных детей? И не падет ли на нас - пастырей народа Божия - вина за их смерти, если мы будем молчать? Разве не должны мы, пастыри, неустанно противоборствовать детоубийству?” - сказал Святейший Патриарх.
Эвтаназия - одна из форм сознательного самоубийства
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что одним из следствий неуважения к бытию человеческой личности в России становится пренебрежение к своей собственной жизни. “Нет ничего хуже самоубийства, однако число случаев совершения этого страшного греха с каждым годом растет. Основная причина этого явления - отсутствие цели в жизни, неверие в жизнь будущего века”, - сказал Святейший Патриарх.
“Широкое распространение сегодня получило мнение о том, что человек вправе распоряжаться своей жизнью. Сегодня в обществе звучат голоса, требующие легализовать это греховное “право”. Предпринимаются попытки объяснения самоубийства в медицинских терминах, дав ему название “эвтаназия”. Ужас ситуации в том, что орудиями убийства предполагается сделать врачей, которые по долгу своего служения обязаны заботиться о сохранении жизни человека. Мы должны со всей твердостью заявить: эвтаназия есть один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении - это крайняя степень отпадения от Бога... Православная Церковь не может квалифицировать пропаганду эвтаназии и самоубийства иначе, как скрытый или явный сатанизм”, - заявил Святейший Патриарх Алексий.
Святейший Патриарх подверг критике священнослужителей, не способных противостоять натиску секулярного мира
По мнению Первосвятителя, тлетворное влияние секуляризма заметно и в среде духовенства. “Сегодня в этой области нам приходится наблюдать ряд негативных явлений - это и общая статичность церковного быта, отсутствие динамики в приходской жизни, малая посещаемость храмовых богослужений молящимися, отсутствие религиозных интересов у подрастающего поколения”, - с горечью отметил Святейший Патриарх.
Из причин, приводящих к этим явлениям, Его Святейшество отметил оскудение молитвенного настроя, духовного горения перед Богом у части духовенства: “Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни... Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам, торгуют “церковными услугами”.
“Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом”, - напомнил присутствовавшим Первосвятитель.
По мнению Святейшего Патриарха Алексия, недопустимо взимание какой-либо платы за совершение Таинств, в особенности за Святое Крещение, дабы не отвечать пастырям на Страшном суде за то, что препятствовали спасению множества людей. “Одновременно мы можем и должны объяснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божия, и потому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание. Но эти объяснения должны быть не назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием”, - подчеркнул Святейший Патриарх.
“Духовное руководство - это власть любви, а не духовное насилие”
В своем докладе Первосвятитель также говорил о равнодушном отношении некоторых священнослужителей к своим обязанностям. “Думается, Епархиальному совету следует внимательнее относиться к испытаниям кандидатов в священство и, принимая решение о возможности посвящения ставленника в сан, обращать самое пристальное внимание на соответствие его способностей требованиям времени”, - заявил Святейший Патриарх Алексий.
По свидетельству докладчика, во взаимоотношениях пастырей и прихожан иногда существуют проблемы, возникающие в результате деятельности как безудержных “прогрессистов”, реформаторов-неообновленцев, так и неоконсерваторов, фанатично цепляющихся за все старое и боящихся всего нового.
“Говоря о восприятии богослужебной или пастырской традиции, не следует забывать, что следование Преданию не есть механическое копирование внешних форм, но живое осмысление и творческое претворение в жизнь перенятого опыта... Практический вывод из сказанного может быть только один: не должно быть ни самоволия, ни самообольщения. Во всем должна быть разумная дисциплина и благоустроенная свобода”, - сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Докладчик также обратил внимание московских клириков на отдельные искажения в практике духовничества.
Так, священник-”младостарец” требует неукоснительного послушания не Христу и Его Церкви, а себе, тем самым он обманывает людей, спекулируя на церковной мудрости о том, что послушание выше поста и молитвы. “Страшно, когда священник, как бы забывая Христа, на первое место ставит свое “я”, устраивает в Церкви секту... Духовное руководство - не манипулирование сознанием людей, это власть любви, а не духовное насилие” - подчеркнул Святейший Патриарх.
Миссионерское служение - “вторичная христианизация” России
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с горечью назвал современное общество “постхристианским”. “Это означает, - заявил Предстоятель Русской Православной Церкви, - что перед нами открывается необъятное поле для миссионерских трудов”.
“Свидетельство миру о Христе становится сегодня нашей главной задачей. Нужда в евангельской проповеди особенно сильна в крупных городах. При этом следует иметь в виду, что миссионерство на некогда православных территориях, “вторичная христианизация”, требует новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях современного мегаполиса”, - сказал Святейший Патриарх.
“Каждого человека, зашедшего в храм, священник обязан встречать с любовью, как желанного гостя, памятуя, что он не хозяин храма, а смиренный служитель Господа и Его народа”, - сказал докладчик.
Но в первую очередь пастырю следует идти к тем, кто сам не может посещать храм: он должен идти в воинские части, приюты, интернаты, дома престарелых, изоляторы, тюрьмы.
Работа с молодежью остается приоритетной для пастырей, подчеркнул Святейший Патриарх. “Если мы не хотим потерять для Церкви молодых людей, то должны относиться к ним с теплом и вниманием, стремиться увидеть за внешней холодностью и настороженностью живую душу, жаждущую тёплого слова и обращенную к Богу”, - сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Православная журналистика - ответственное служение
Говоря о современных формах миссионерского служения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что православная журналистика должна заполнить вакуум, образовавшийся вследствие насущной читательской потребности в правдивых журналистских материалах, свободных от политических пристрастий, экономического давления заказчиков и требований развлекательной индустрии. Православная журналистика “способна взять на себя ответственность перед Богом и людьми за моральное состояние нашего народа”, - заявил Его Святейшество.
Святейший Патриарх высоко оценил деятельность православных периодических изданий, ориентированных на молодежь. В их числе - “Православная юношеская газета”, издаваемая Новоспасским монастырем, православная студенческая газета МГУ “Татьянин день”, журналы “Нескучный сад” и “Фома”. В докладе также были упомянуты интернет-сайты Православной энциклопедии “Седмица.ru” и Московского Сретенского мужского монастыря “Православие.ru”
Вместе с тем Предстоятель Русской Православной Церкви предостерег представителей православных средств массовой информации: “Если мы не можем профессионально работать, лучше вообще не заниматься журналистикой; если не умеем отстаивать интересы Церкви в радио- и телепередачах, лучше не соглашаться на приглашение в них участвовать; если наши высказывания во время интервью могут послужить соблазном для других, лучше промолчать”.
Святейший Патриарх считает необходимым расширять деятельность Воскресных школ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал московское духовенство уделять особое внимание религиозному образованию. В первую очередь это касается Воскресных школ, преподавание в которых, по мнению Первосвятителя, нередко ведется формально, сухо и никак не соотносится с реальной жизнью.
Святейший Патриарх предложил ввести на приходах штатные единицы для педагогов Воскресных школ.
Как отметил Его Святейшество, учебные программы Воскресных школ чаще всего ориентированы на детей 5 - 12 лет, тогда как подростки остаются без особого попечения. “Наиболее традиционные формы приходской деятельности подростков - это участие в богослужении, обучение церковному пению и чтению, помощь в алтаре и при благоустройстве или украшении храма. В то же время необходимо следить, чтобы труд детей был соразмерен их силам и воспринимался ими не как тягота, а как награда и почетная обязанность”, - сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Наряду с церковными предметами Святейший Патриарх предложил вводить в программы Воскресных школ дисциплины общеобразовательного или прикладного характера: краеведение, историю, литературу, живопись, а также столярное дело, резьбу по дереву, шитье, авиамоделирование, программирование и другие. “Особой сферой деятельности Воскресных школ является организация творческих кружков, например, театральных, хоровых, фольклорных, музыкальных... На приходах должны быть организованы центры, где православная молодежь могла бы реализовать свои творческие стремления и потребности. Наиболее живой отклик у молодежи находят акции спортивного и военно-патриотического характера”, - отметил Святейший Патриарх Алексий.
Необходимо предоставить подросткам возможности для взаимного общения не только в храме, но и во внебогослужебное время, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. Для этого могут быть организованы туристические походы, паломнические поездки, детские лагеря, группы помощи немощным членам прихода.
“Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Одновременно благодаря такой деятельности укрепляются связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном значении Церкви. Уверен, что данное направление работы Воскресных школ имеет огромное значение и прекрасные перспективы”, - сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
“Служение милосердия в современном мире носит миссионерский характер”
Святейший Патриарх уделил особое внимание социальной работе московского духовенства. Напомнив, что служение милосердия в современном мире имеет миссионерский характер, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: “Люди верят не столько словам, сколько делам. Рядом с нами живут немощные старики, больные, инвалиды. Их родственники выбиваются из сил, ухаживая за ними, и часто пытаются искать помощи у Церкви, помощи не только молитвенной, но и бытовой. Разве можем мы не откликнуться на их нужды?”
Для организации церковной социальной работы Святейший Патриарх предложил создать при храмах или территориальных благочиниях православные патронажные службы, которые могли бы охватить своей заботой и помощью большое количество страдающих людей.
“У государства такой службы нет, поэтому множество беспомощных больных людей остаются без ухода, - напомнил Его Святейшество. - Церковь могла бы восполнить этот недостаток. У нее есть для этого профессиональные кадры - выпускники трех московских училищ сестер милосердия. Организация православных патронажных служб могла бы стать ответом Церкви на пожелания, высказанные в наш адрес Президентом России В.В.Путиным”. Святейший Патриарх выступил с инициативой со временем создать общую по Москве систему приема и выполнения заявок на патронажную помощь.
Предстоятель Русской Православной Церкви также предложил в течение года подготовить договоры о сотрудничестве епархии с Департаментом здравоохранения и Департаментом социальной защиты города Москвы. Без этих договоров присутствие православных сестер милосердия в государственных учреждениях пока целиком зависит от личного расположения и отношения их администрации к Церкви. “Если бы возможность сотрудничества была подтверждена на муниципальном уровне, это облегчило бы положение тех, кто занимается делами милосердия”, - сказал Святейший Патриарх.
По мнению Первосвятителя, к каждой больнице должны быть прикреплены несколько священников, а отвечающая за больницу “требная сестра” должна иметь возможность в любое время связаться с ними по телефону.
Святейший Патриарх Алексий предложил верующим взять на себя заботу о сиротах и беспризорных детях
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал священников и прихожан московских храмов совершать попечение о беспризорных детях, находящихся на лечении в больницах города. “Несчастные дети, не знавшие человеческого тепла, и в больнице предоставлены сами себе, что их еще больше ожесточает”, - подчеркнул Его Святейшество.
Принимая сирот в свои семьи, верующие люди могли бы помочь решению проблемы безнадзорности детей, подчеркнул Святейший Патриарх Алексий. Его Святейшество рассказал участникам Епархиального собрания о том, как с подобным призывом обратилась к своим чадам Румынская Православная Церковь, и сотни верующих усыновили осиротевших детей.
“Думаю, наши соотечественники не менее милосердны. Нужно лишь поддержать их в этом благородном деле. Комиссия (по церковной социальной деятельности) могла бы организовать церковные курсы приемных родителей, бесплатно обучая желающих, выбирая из них тех, кто способен взять на себя такой крест. В дальнейшем обязательно следует поддерживать такие семьи: предоставлять приемным детям места в православных школах, при необходимости помогать материально”, - отметил Святейший Патриарх.
По материалам пресс-центра Епархиального собрания г. Москвы
|