[an error occurred while processing this directive]
Буза. Главная страница.
Катехизис для воинов
Устройство бойцовской артели
Традиции
Творчество, стихи, песни
Наши дни
Ссылки

[an error occurred while processing this directive]
О не драке на улице

Я, думаю, что большинство людей разделяет мнение о том, что - "Лучшая драка - это не состоявшаяся драка". Если кто-то этого мнения не разделяет, то он просто еще не получал по роже, когда получит, то присоединится к большинству.

Следующее, о чем я хочу сказать, это то, что не надо преувеличивать значения навыков рукопашного боя для улицы. На улице большее значение имеет не то, умеете ли вы драться или нет, а то, как вы себя ведете. Приведу два примера из собственного опыта.

Это произошло, когда я учился на втором курсе института. Поступив в институт, я из своего родного села переехал жить в город. Я жил в общежитии, расположенном на территории студенческого городка. В один из вечеров, мы с другом пошли в соседнее студенческое общежитие на дискотеку. Перед входом в общежитие мой товарищ решил покурить. Я не курю, и тогда очень любил семечки, запас которых часто имел при себе. Пока он курил, я стоял рядом и щелкал семечки. У входа в общагу, кроме нас двоих было еще много народа. Недалеко от нас расположилась хорошо подвыпившая группа местной, не студенческой молодежи. От нее отделился парень моего телосложения, только ростом сантиметров на пять повыше, подошел ко мне и говорит:

- Эй, ты, дай семечек, хочу подругу угостить.
Ничего себе думаю деловой, отвечаю:
- Не дам.
Далее он начинает на меня "наезжать", завязывается базар, который заканчивается тем, что он мне предлагает:
- Пошли отойдем, поговорим.
Я отвечаю:
- Ну, пойдем, поговорим.

В то время, я еще не умел отказываться от предложений типа "пойдем выйдем" или "отойдем поговорим". Соглашаться на такое предложение можно только в том случае, если вы имеете дело с хорошо знакомым человеком, и то, только тогда когда уверены, что он не отведет вас в место, где вы будете, избиты его дружками. В остальных случаях надо или просто отказываться, если конечно есть такая возможность, или настаивать на своем выборе места, куда вам выйти, например, вместо туалета пойти на улицу или вырубить этого корефана еще по дороге, не доходя до места, если конечно, вы сможете. Можно еще подключить друзей, если они есть или просто убежать, если вам дадут такую возможность. Выбор в принципе есть, а чтобы чувствовать себя уверенным, делая выбор, очень желательно иметь хорошую спортивную подготовку.

В ситуации, о которой я рассказываю, я, в принципе, мог запросто отказаться "пойти поговорить", но дело в том, что я вырос в среде, где такие отказы не приняты, а никакого другого опыта, кроме детского, у меня не было, поэтому я согласился. Мы пошли за общежитие, во двор. Его компания и мой друг пошли с нами, но во двор заходить не стали. Они стояли от нас метрах в шестидесяти. Мы зашли во двор, остановились, он мне опять:

- Давай семечек. Я отвечаю:
- Не дам.

Не надо думать, что мне жалко было семечек, дело было не в семечках, меня пытались унизить. Делается это так: сначала дай семечек, потом займи червонец, потом дай шапку поносить и т.д., и т.п.

На мой очередной отказ он полез в карман и со словами "сейчас дашь" достал нож.

Передо мной стоял порядочно подвыпивший парень с ножом в руках. К ножу у меня особое отношение, выработанное с детства. Во всех наших разборках, внутри села или с соседними деревнями, можно было помахать колом или цепью, никто бы не обиделся, а вот нож всегда был вне закона. Колом или цепью человека били, могли даже покалечить, но никогда не убивали. А вот нож, нож - это предмет, предназначенный для убийства, больше он не для чего не годится. Поэтому, если во время драки, практически всегда групповой, у кого-то видели нож, то били такого человека, естественно, если такая возможность предоставлялась, самым зверским образом. Нож не позволялось применять, как чужим, так и своим. Логика очень простая, когда компания идет драться, никто после этого в тюрьму не собирается. И если кто-то из своих, не дай бог, пырнет кого-то ножом, то сядет не только этот придурок, а сядут все, да еще за групповое убийство. Даже если милиция ничего не сможет доказать, или посадит только того, кто был с ножом, родственники или друзья убитого будут мстить всей компании, причем без всякой жалости, без всяких правил и будут у них не только цепи, колы, ножи, но и наверняка, парочка обрезов. Поэтому за нож своих тоже били, доставать нож не позволялось ни своим, ни чужим.

Когда я увидел, что парень достал нож, в душе у меня наступило холодное озверение. Я сделал шаг назад, снял с правой руки куртку, дело было осенью, намотал на левую руку и сказал:

- Ну, ты, имей в виду, ножа я тебе не прощу. За нож я тебя убью.
Стою жду. Смотрю на него. Далее произошло то, что чаще всего и происходит в подобных ситуациях. Парень заулыбался, начал прятать нож и заговорил таким шутливо извиняющимся голосом:
- Браток, да ты что, я же пошутил. Да и ножик это вовсе не мой. Я его у своего младшего братишки отобрал, чтобы он не игрался.
Далее он еще немного потрепался в таком же духе, и потом говорит:
- Ну, все мир. Все нормально, ну, дай ты мне семечек.
Я отвечаю:
- Ну, я же тебе сказал, что не дам.

На этом и разошлись. Не надо думать, что в этой ситуации, я жизнью рисковал ради семечек. Нож достают не только для того, чтобы убить или ограбить, под угрозой ножа можно зверски избить. Угрожая ножом, человека ставят перед выбором, если будет сопротивляться, применим нож, если не будет, будем просто бить, при этом могут пообещать, что будут бить не больно. Но когда начинают бить, чем это закончиться, не знает никто, могут забить до смерти или покалечить. В ситуациях, подобно той, в которую я попал, агрессор обычно действует по такой схеме: угрожает ножом и смотрит на реакцию. Если человек испугался, начинает этим пользоваться, если видит, что ему может быть оказано сопротивление предпочитает не связываться.

Ситуация угрозы оружием чаще всего означает, что человек с ножом или вовсе не собирается убивать или такое решение еще не принял, т.е. он колеблется, здесь можно попытаться оказать на него психологическое воздействие и избежать нападения. Если человек заранее принял решение о нападении с применением оружия, то оружие будет применено неожиданно и сразу, без всякой предварительной угрозы. Тут психология не поможет, здесь можно рассчитывать только на навыки рукопашного боя.

Теперь второй пример, о котором я хотел рассказать. К тому времени, когда это произошло, я закончил институт, отслужил в армии и начал заниматься карате в соседнем городе. Для того чтобы заниматься дополнительно, в подвале своего четырехэтажного блочного дома, я оборудовал мини спортзал. В тот день, когда все произошло, я как раз занимался в своем подвале, со мной была моя младшая сестра, ученица 9 класса школы, я ее привлек к занятиям карате. А накануне произошли такие события: у нас на дискотеке, в воскресенье, были избиты ребята из крупного поселка, расположенного от нашего села километрах в тридцати. Эти ребята не поленились собрать группу около сорока человек, и через день, в понедельник вечером приехали в наше село мстить. В этот день клуб не работал, и они пошли по селу искать своих обидчиков.

Занимаясь, я брал с собой магнитофон. Ребята, рыская по селу, услышали музыку и, зная привычку молодежи тусоваться по подвалам, туда и направились. Подвал, где мы с сестрой занимались, это помещение размером с комнату, с одной дверью, небольшим окошком и большим количеством труб. Входная дверь никогда не запиралась, не было необходимости. В тот момент я стоял спиной к двери, играла громкая музыка, смотрю у моей сестры глаза округлились, оборачиваюсь, а за моей спиной стоит толпа ребят, человек 10-12 возрастом от 14 до 23 лет, с озверелыми рожами. Помещение наполнилось запахом перегара, большинство из зашедших были в разной степени пьяными. Первое чувство, которое я испытал, было сильное удивление. Передо мной стояла толпа, ни одного знакомого лица и не понятно, чего им надо. Точнее сказать, что им надо, я понял быстро, но вот почему они это искали в моем подвале, это было загадкой. Хочу отметить, что у моей сестры железные нервы, она совершенно спокойно уселась на трубу, за моей спиной и с любопытством стала наблюдать за происходящим. Я не был так спокоен. Если бы я был один, то было бы еще ничего, но со мной была сестра, и это осложняло дело. Меня подбадривало только то, что они не накинулись на меня сразу, а значит, у меня был шанс справиться с ситуацией.

Группа, стоявшая передо мной не была однородной. Очень быстро в ней выделился лидер, трезвый парень лет 17-18, он стоял с правой стороны от меня, несколько впереди всех. Прямо передо мной была основная безынициативная инертная масса, было видно, что люди ее составлявшие сами драку никогда не начнут, они будут действовать только по команде. И слева от меня, практически вплотную со мной, расположился "камикадзе". Сильно выпивший, худой, высокий парень, роль которого заключалась в том, чтобы начать драку первым и остальные подключились бы потом. Всем своим видом и действиями он мне давал понять, что ему все "до фени", что он готов "умереть за идею". А идея заключалась в справедливом наказании обидчиков. В случае начала драки возможность "красиво умереть" ему бы предоставилась, его бы прибить я успел.

Далее события разворачивались таким образом: толпе не хватало запала для начала драки и они пытались завестись. Лидер начал говорить со мной о том, что наши ребята избили их ребят, и справедливость требует мщения, поэтому они здесь и будут бить всех, кого поймают, а поскольку меня поймали, то ничего не поделаешь, придется бить. Все это высказывалось в спокойном, я бы даже сказал, в дружелюбном тоне. В тоже время рядом со мной бесновался "камикадзе". Он пытался спровоцировать меня на агрессивные действия, при этом он действовал не столько языком, язык у него плохо ворочался, сколько пытался меня схватить, толкнуть или ударить. В это время из основной толпы, периодически доносились выкрики типа "кончай с ним разбираться, гасить его надо" или "да чего мы ждем, пора бить его" и т.д. и т.п. Все это выкрикивалось таким образом, что я ни разу не заметил, кто именно выкрикивал какую-либо фразу.

Таким образом, на меня оказывалось воздействие с трех сторон, со стороны лидера, "камикадзе" и толпы. Я отвечал сразу по всем трем направлениям. С лидером я завел разговор о том, что никакого отношения к драке на дискотеке я не имею, что на дискотеки я уже лет 5 не хожу, что это дела нашей доармейской молодежи, и я к этому никакого отношения не имею, и поэтому они ошиблись, и делать им тут, в моем подвале, нечего. "Камикадзе" я периодически сдерживал руками, когда он пытался меня хватать, я отводил его руку, когда пытался ударить, останавливал прямо в плечо, причем делал это все очень аккуратно, так чтобы это, "не дай бог" не было похоже на драку. Толпу же я периодически охватывал взглядом, выискивая крикунов и всем своим видом давая понять, что если я этого крикуна замечу, то в случае начала драки, я именно до него, гада, доберусь. Когда я смотрел на толпу, она молчала. Все это происходило некоторое время, толпе завестись никак не удавалось. И тут кто-то из толпы выкрикивает: "Зови Петьку! Сейчас Петька придет и мы его, гада замочим". Какой-то парень выскочил из моего подвала и побежал за Петькой. А лидер мне так дружески, с ухмылкой пояснил, что тут в подвале находится далеко не вся группа, прибывшая в наш поселок, большая ее часть там снаружи, на улице. Петька - это лидер всей их группы, он пацан очень суровый разговаривать не любит, и как только он появится, меня сразу начнут бить. Стали ждать Петьку, в это время все себя вели примерно, лишь изредка выкрикивая: "Сейчас он придет, ну мы тогда тебя".

Проходит некоторое время, за дверью слышатся голоса приближающейся группы людей, в подвале наступает оживление и ожидание дальнейших событий. Голоса и шум приближаются, толпа расступается и в центр подвала в сопровождении нескольких человек, остальные не уместились и остались стоять за дверью, входит Петька. Петька просто одетый, коренастый парень, небольшого роста, возрастом, судя по внешнему впечатлению, самый старший из ребят. Войдя, он остановился передо мной и сразу спросил: "Ну, в чем тут дело?". Я не стал дожидаться, когда ему объяснят, в чем тут дело, взял инициативу в свои руки и заговорил первым. Я ему объяснил, что ребята ошиблись, что я никакого отношения к драке на дискотеке не имею, что на дискотека я вообще не хожу и что это легко можно проверить. Я ему говорю: "Давай зови тех ребят, которых избили, если они меня узнают, то будем драться, а если нет, то мирно расходимся". Все это высказывалось тоном незаслуженно оскорбленного человека, который требует справедливости. Молча меня выслушав, Петька со мной согласился и послал за ребятами, которых избили на дискотеке. Зашли два парня, им объяснили, в чем дело, они посмотрели на меня и не долго думая, заявили, что они меня там не видели. Я тут же обращаюсь к Петьке и заодно ко всем присутствующим: "Ну что ребята, убедились, я же вам говорил, что никакого отношения к этому не имею". Толпа заколебалась, задумалась. В ней появились сторонники справедливости, они стали выкрикивать фразы типа: "Пацана там не было, нечего его трогать, пошли отсюда". В толпе появились улыбающиеся, я бы даже сказал дружеские лица, всем своим видом показывающие, мол, извини браток, ошиблись, бывает. Атмосфера стала явно не боевая. Петька развернулся, пошел к выходу, по дороге крикнув: "Все уходим, пошли на улицу". Большая часть ребят ушла вместе с ним. В подвале осталась часть группы, зашедшая ко мне первой вместе с их лидером. Кстати во время ухода толпы, он проследил, чтобы никто ничего не сломал и не украл уходя. Мы с ним еще немного пообщались, он рассказал, что он тоже занимается карате, что у них тоже есть подвал, и пригласил к себе в гости. В общем, расстались мы по-хорошему.

Когда из подвала вышел последний посетитель и за ним закрылась дверь, я первый раз за все время обернулся, чтобы посмотреть как там моя сестра. Она сидела с довольным видом, ей было весело, все происходившее ее здорово позабавило. Мне так весело не было, я чувствовал себя уставшим. В то время когда все, мною описанные события происходили, чувство страха я не испытывал. Но вот придя домой, испытал полный набор негативных ощущений. Наибольший ужас на меня наводила мысль, о том, что я был с сестрой и чем все это могло кончиться. Ну а поскольку, на самом то деле все кончилось хорошо, я быстро справился со своими эмоциями.

В ситуациях, когда вам угрожают нападением, чувство страха испытывать нельзя. При появлении страха агрессор это тут же замечает и начинает действовать. Такое поведение присуще не только людям, это закон природы. Об этом хорошо известно владельцем собак, а также людям, которые собак бояться. Если вы идете по улице с собакой и попадающиеся вам на встречу прохожие на собаку никак не реагируют, то она идет совершенно спокойно. Но если кто-нибудь испугался, то собака это мгновенно определяет и начинает лаять и бросаться на этого человека. Другой характерный пример из этой области, это взаимоотношения маленьких собак и кошек. При виде кошки собака начинает лаять и бросаться на кошку, стараясь ее испугать. Если кошка испугалась и побежала, собака начинает преследование и даже может ее схватить, если догонит. Если же кошка в ответ на угрожающие действия собаки вздыбит шерсть, зашипит и зафыркает, т.е. всем своим видом покажет, что она готова драться, собака еще немного полает, попрыгает и оставит кошку в покое, ее не испугались, и она связываться не хочет. Собака отойдет и как ни в чем не бывало побежит гулять дальше, при этом может тут же начать пугать другую кошку. По такой схеме, в большинстве случаев, ведут себя и люди. Страх возможной жертвы - это сигнал к действию, к началу агрессии.

Возникает вопрос, как избавиться от страха, как его подавить? Ответ: страх подавить нельзя, и никакая медитация, гипноз, самовнушения, аутогенная тренировка вам не помогут. Вы можете представлять себя киборгом или диким зверем, меньше бояться вы от этого не станете. Страх - это врожденная эмоция, данная нам природой и ничего с ней поделать нельзя. Также как нельзя развить в себе смелость или храбрость. Потому что на самом деле нет никакой смелости. Страх испытать можно, а чувство смелости испытать нельзя. Нет такого чувства, такой эмоции. Не бывает смелых людей, бывают люди, которые совершают смелые поступки, т.е. действуют там, где большинство людей испытывает страх, а какие чувства они при этом испытывают, знают только они сами. Вот таких людей и называют смелыми или храбрецами.

Страх подавить нельзя, но его можно вытеснить. Человек не может одновременно испытывать две эмоции радость и печаль, любовь и ненависть. Бывают случаи, когда две эмоции очень быстро чередуются. Человек чувствует, что он любит, а через пять минут испытывает ненависть к объекту любви, а потом снова, что любит. И, кажется, будто человек испытывает и любовь и ненависть. Это так, только эти чувства разделены во времени, одномоментно присутствует только одно из них. Точно также человек не может думать о двух вещах одновременно. Можно очень быстро переключиться с мысли на мысль, но вот одновременно думать две мысли нельзя. Так устроен наш мозг.

Для того чтобы перестать, испытывать страх, или не допустить его появление надо заполнить свой мозг, свое сознание другой более сильной эмоцией, которая вытеснит страх или не позволит ему появиться. Такой, более сильной эмоцией может быть ненависть, злость, любовь к родине, чувство долга, преданность, любовь к богу, чувство справедливости, понятие чести и т.д. и т.п. Любовь к родине и ненависть к врагу, позволяла русским солдатам, во время ВОВ преодолевать страх смерти, бросаться со связкой гранат под танк или закрывать своей грудью амбразуру фашистского ДОТа. Преданность господину и чувство долга позволяет самураю презреть страх смерти. Ежедневно пожарники, пограничники, милиционеры, солдаты в горячих точках исполняют свой долг, преодолевая страх быть убитым, раненым, покалеченным.

Любой здоровый человек испытывает страх. Задача бойца-рукопашника - научиться его преодолевать. Наилучшим образом в этом вопросе может помочь спорт, особенно спортивные единоборства. Участие в соревнованиях учит преодолевать страх и волнение, учит умению настраиваться на борьбу. Соревнования дают возможность испытывать и чувство долга перед командой, и спортивную злость и многое другое. Кроме спортивных единоборств для развития смелости, т.е. умения преодолевать страх, можно использовать виды спорта, связанные с риском и опасностью, это: акробатика - присутствует риск получить травму, альпинизм - тут вообще убиться можно, парашютный спорт - это не так опасно, как альпинизм, но очень страшно, особенно поначалу.

Хочется отметить, что вытесненный страх не исчезает бесследно. Когда экстремальная ситуация проходит и накал эмоций спадает, страх берет свое. Тут, только от одного воспоминания, что было, может "протрясти" по полной программе. Но осознание того, что ситуация преодолена и ощущение себя победителем, позволяет быстро справиться с вытесненным страхом.

Ситуации угрозы применения оружия или группового нападения, подобные выше описанным, очень опасны. Но бывает гораздо хуже. Гораздо опаснее иметь дело не с толпой ребят, а с организованной бандой, гораздо опаснее, если нож оказывается не в руке случайного человека, а в руке уголовника. В этих случаях без умения вести рукопашный бой не обойтись. Да и не только в этих случаях полезно иметь навыки рукопашного боя. Иногда надо утихомирить, сверх меры выпившего родственника, который начинает портить праздник. Иногда осадить обнаглевшего соседа или коллегу по работе, возможно еще множество других ситуаций, потому что, к сожалению, есть люди, которые понимают только силу. Как известно добро должно быть с кулаками, поэтому у людей существует потребность заниматься рукопашным боем.

Склизков В.А.