|
Впервые роман был опубликован в журнале «Москва» (декабрьский номер
1967 года и январский 1968 года). Произведение было «взрывным» и никак не
вписывалось в атеистический большевистский «ландшафт». И все же оно появилось
в печати. Как это произошло? В то время
главным редактором журнала «Москва» был
Евгений Ефимович Поповкин. Он страдал
тяжким неизлечимым недугом и знал, что
вскоре отойдет в мир иной. И дал роману
«зеленую улицу». Ну а с усопшего, как известно, взятки гладки.
К сожалению, Поповкин совершил
ошибку. Он был человеком неверующим,
невоцерковленным, как и все его коллеги,
и не понимал, что булгаковский роман очень
вредный и его нельзя выпускать в свет. Ему
следовало сжечь рукопись. Помню, в конце
шестидесятых – начале семидесятых годов
читающая публика Москвы, Ленинграда и
других городов без устали охотилась за
сенсационным романом, чтобы побыстрее
познакомиться с ним.
«Мастер и Маргарита» – демонический
роман, написанный демоническим автором (я
рассматриваю произведение с евангельской
точки зрения). Где и как заразился духовной
отравой Булгаков? Однажды ночью мальчик
(ему было четыре года) сказал сестре: «Знаешь, где я был сейчас? На балу у сатаны».
Интересно, почему враг выбрал именно этого
мальчика, а не какого-то другого. Этого мы
не знаем. Но продолжение последовало. Врач
Михаил Булгаков возымел интерес к морфию,
сначала по нужде, чтобы утолить боль, а
потом ради необычайной эйфории, которую
тот вызывал. Вскоре он не мог прожить и
одного дня без чудодейственного «снадобья».
Михаил Афанасьевич нашел ему точное название: «черт в склянке». И тот полностью
овладел его душой.
Булгаков начал писать «Роман о дьяволе», но вскоре отложил его и принялся за
другую вещь; потом их объединил; рабочие
названия были разные: «Копыто инженера»,
«Гастроли Воланда», «Князь тьмы», «Черный
маг» (сплошная диаволиада); в конце концов
он остановился на «Мастере и Маргарите».
А было бы лучше, если бы он предпочел
первый вариант – «Роман о дьяволе».
Ни Мастер, ни Маргарита главными героями не являются. Мастер появляется на сцене только в тринадцатой главе, а Маргарита
еще позже – в девятнадцатой, когда роман
миновал «экватор». А самое главное, они не
отвечают его идейному замыслу.
Тогда кто же главный герой? Читатель,
наверно, уже догадался: сатана и его свита.
Эти персонажи, появившись в Москве, устраивают в ней настоящий переполох. С людьми
происходят самые невероятные вещи: они
исчезают, появляются в отдаленном месте,
испытывают шок, у них голова идет кругом,
они попадают в сумасшедший дом.
Чертовщина выглядывает и строит рожи в
каждой строчке булгаковского произведения.
Ее «удельный вес» превосходит всякие разумные пределы. Герои, все без исключения,
чертыхаются к месту и не к месту.
Маргарита добровольно отдает свою душу
диаволу и покорно выполняет его волю; Наташе, ее служанке, так понравилось быть
ведьмой, что она просит Воланда (так автор
назвал сатану) оставить ее в этом образе
и далее.
Булгаков восклицает: за мной, читатель,
и я покажу тебе настоящую любовь. Он обманул читателя: настоящей любви в романе
нет, а есть антилюбовь, так как ее «разруливает» диавол.
Маргарита и ее любовник живут в блуде
и нисколько не тяготятся этим, наоборот, им
нравится такой способ существования.
Роман весьма соблазнительный. Главный его соблазн в том, что сатана и его
омерзительная свита нарисованы автором
очень привлекательными красками. А ведь
неискушенным читателям (таких большинство)
захочется нечистой силе служить, быть у нее
в подчинении. Мало этого, автор (разумеется,
по подсказке врага рода человеческого) то
и дело прибегает к ложным намекам. Вот
один из них. Не надо ничего просить, говорит
Воланд Маргарите, у тебя будет все, что ты
захочешь, безо всяких просьб. А в Евангелии
сказано совсем другое: «Просите, и дано
будет вам» (Мф. 7:7).
Это произведение антидуховное, имя Бога
в нем ни разу не упоминается, это гимн
сатане, который звучит уже более пятидесяти лет и, судя по всему, будет звучать еще
долгие годы.
Один из героев вставного романа –
Иешуа – принял смерть не на кресте, а
просто на древе. Написать слово «крест»
для Булгакова, наверно, то же самое, что
совершить самоубийство.
Любовник Маргариты, повредившись
умом, сжигает свое произведение в печке.
Жалко, что Булгаков не последовал его примеру. Жалко, что Евгений Поповкин (повторю
еще раз) не сделал то же самое.
Дурной пример заразителен. Писательница-графоманка Юлия Вознесенская, прочитав
булгаковский роман, с большой охотой попала под его «чары». В своей книге «Мои
посмертные приключения» она описывает
преисподнюю так, как будто это привилегированный дом отдыха, а не место вечного
и страшного мучения. Мол, если вы, дорогие
читатели, попадете в ад, то не отчаивайтесь,
там вас встретят с распростертыми объятиями и устроят самым наилучшим образом,
а на то, что сказано о нем в Евангелии, не
надо обращать внимание.
Один из первых декретов советской власти – легализовать аборты. Одно из первых
решений демократической власти – включить
«Мастера и Маргариту» в школьную программу (это произошло в 1992 году). Роман
прочитали и до сих пор читают миллионы и
миллионы мальчиков и девочек. Они пьют из
отравленного источника. Их душам нанесен
непоправимый вред. Решение министерства –
это, разумеется, духовная диверсия. Ведь
школьники, люди без достаточного жизненного опыта, воспринимают все, о чем говорится
в романе, за чистую монету, а отсюда один
шаг к сатанинской секте; им невдомек, что
эта «романтика» смертельно опасна.
Вот несколько отзывов (их легко найти
в интернете).
«Первый раз я прочитала этот роман в
десятом классе. С первых же страниц меня
захватил детективный сюжет произведения,
загадочная фигура Воланда, его тайная
миссия в Москве. Этот роман притягивает
к себе, завоевывает тебя и не отпускает
всю жизнь»(!).
Кто же будет читать Евангелие, познакомившись с приключениями Воланда и его
свиты? Ведь последнее гораздо интереснее.
«Этот роман меня очень сильно потряс.
При чтении у меня порой возникало чувство
страха: все же больше увлекает мистика –
это про сатану и его проделки с людьми.
Анджела».
«Я прочитала “Мастера и Маргариту”
десять раз и еще буду читать».
«Это мое самое любимое произведение».
«Роман Булгакова можно рассматривать
как справочное пособие по оккультизму и
сатанизму».
Точнее не скажешь. Сатанинские секты – раковая опухоль на теле России. Им
несть числа. Они пополняются в основном за
счет молодежи. Сатанинские символы можно
встретить на каждом шагу: побеленные заборы, стены разных сооружений, автофургоны и
пр. испещрены подобными «письменами». Не
так давно я обратил внимание на распространенное женское имя, написанное на бровке
асфальтированной дорожки (в нескольких
местах). Что за новшество? Через минуту
понял: имя было начертано... сатанинскими
символами.
В 1988 году издательство «Художественная литература» в очередной раз выпустило
в свет булгаковское сочинение. На этот раз
тиражом... 1 900 000 экземпляров. Издатели
погнались за деньгами, а то, что роман вредный, их не волнует. Аннотация, написанная
редакторами, глубоко ошибочная, так как они
не поняли произведение.
Роман по-прежнему шагает по стране.
Нет, пожалуй, издательства, которое не обратилось бы к нему. И на Дальнем Востоке,
и в Сибири, и на Урале, и на Европейской
части России – везде произведение выходит
большими тиражами. Издательство «Детская
литература» не осталось в стороне, выпустив
несколько раз этот роман с ремаркой: «Для
старшего школьного возраста». Особенно
много публикаций приходится на последние
годы.
Книги хорошо раскупаются. Возникает вопрос: почему? Ответ лежит на поверхности:
покупает безбожная публика. Общий тираж
изданных книг во всем мире исчисляется
миллионами экземпляров.
Появилось немало экранизаций романа,
театральных постановок (более пятисот в
разных странах), а также телесериалов.
Деньги, деньги на первом плане для издателей, режиссеров, актеров, сценаристов.
Капитализм диктует свои волчьи законы.
Сколько душевных травм нанесло булгаковское произведение нашему народу, да
и не только нашему! Сколько жизней искалечило! Сколько душ увлекло с правильной
спасительной дороги!
Вот что бывает, когда писатель направляет свое перо на служение сатане, а не Богу.
Взяв в плен Михаила Булгакова, враг рода
человеческого использовал его талант для
создания своего положительного образа. Однако положительного образа у него не было
и никогда не будет. У сатаны совсем другой
образ – губительный. Где сатана, там кровь,
разрушение, смерть. «Он был человекоубийца
от начала и не устоял в истине, ибо нет в
нем истины. Когда говорит он ложь, говорит
свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
Итак, с евангельской точки зрения роман
потерпел сокрушительное поражение, в нем
показан перевернутый мир, все поставлено
с ног на голову; это духовная ловушка для
невоцерковленных читателей. На мой взгляд,
булгаковское сочинение приносит ныне гораздо больший вред, чем все безбожные
произведения Льва Толстого, вместе взятые.
Николай КОКУХИН
|