ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№7 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬ ПЕТР И КНЯГИНЯ ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ

8 июля по новому стилю (25 июня по старому стилю) Русская Православная Церковь чтит память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев.

Их супружеский союз является образцом православного брака. К Муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с мо литвами о семейном счастье. По преданию, князь Петр был вто рым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он стал княжить в Муроме после смерти своего старшего брата. Однажды Петр заболел прока зой, от которой никто не мог его из лечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить бла гочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласково в Рязанской земле.

Князь Петр поехал в ту деревню, и когда увидел Февронию, то так по любил ее, что дал обет жениться на ней после исцеления. Благочестивая Феврония исцелила князя, и он обвен чался с нею. Однако муромские бояре объявили Петру: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром». Верный долгу христи анского супруга, князь Петр отказался от княжества и уплыл с супругой по Оке из родного города. Феврония утешала его: «Не печалься, князь, Милостивый Бог не оставит нас в нищете».

В Муроме же скоро возникли раздоры, искатели власти схватились за мечи и мно гие из них потеряли жизнь. После чего бояре муромские принуждены были просить князя Петра и княгиню Февронию возвратиться в Муром на княжение. Так князь, верный долгу своему, восторжествовал над врагами своими.

В Муроме правление князя Петра было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благо честивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили, но не лю били ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь не счастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд.

В старости святой благоверный князь принял монашеский постриг с именем Давид. Феврония также постриглась в иночество с именем Евфросиния. Скончались они в один день и час в 1228 году.

Честные тела святых князя и княгини с торжеством проводили все жители города. По преданию, изначально их положили в разные гробницы, но они чудесным образом оказались в одной, тогда их и похоронили в одном гробе, согласно их завещанию.

Житие святых Петра и Февронии под тверждает Воскресенская летопись. Вот что говорится о правлении в конце XII века князей из муромской династии: «В лето 6683 (1174/75). Преставися князь Юрьи Володиме ровичь и по немъ были на Муроме дети его Володимеръ да Давидъ». Житие Муромского князя Петра (в иночестве Давида) до мель чайших деталей совпадает с летописными свидетельствами о правлении муромского князя Давида Юрьевича. Летописи сообщают, что в 1203/04 году скончался муромский князь Владимир Юрьевич, а на престоле остался его брат князь Давид (Петр) Юрьевич: «В лето 6711... Того же лета преставися Володимеръ Гургевичъ Муромьский князь». В Воскресен ской летописи: «В лето 6712... и остася на Муроме братъ его князь Давидъ Юрьевичъ».

Житие праведников, дополненное лето писными сведениями, свидетельствует, что кончина святых князя Петра и княгини Февро нии последовала в один день и час в период Пасхальной седмицы, выпавшей на апрель 1227/28 года. По мнению преосвященного Филарета (Гумилевского), они скончались 25 апреля 1228 года. Летописи дополняют это повествование тем фактом, что за несколько дней перед этим скончался их младший сын – князь Святослав Давидович: «В лето 6736.

Умре сын Давыдовъ Муромьскаго месяца апреля, святыя неделя праздныя. Тое же не дели преставися и самъ Давыдъ Муромский в черньцих и въ скиме». Кончина святых му ромских князей выпала на годы архипастыр ского служения в Муроме епископа Муром ского и Рязанского Евфросина I (Святогорца) (1225-†1239), который, вероятно, и совершил их пострижение в монашество, наименовав княгиню соименным со своим монашеским именем, а также, предположительно, совер шил церковное погребение княжеской четы.

В год смерти Давида принимает в Муроме постриг и его дочь (В.Н. Татищев называет ее Евдокией). По летописям ее супруг – князь юрьевский Святослав – «отпустил княгиню свою» в монастырь. Указание летописей на то, что кончина святого князя Давида (Петра) и княгини Фев ронии (Евфросинии) и их погребение выпали на Светлую седмицу (апрель) 1228 года, ста вит вопрос: почему почитание их отнесено Церковью на 25 июня (8 июля)? Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых – в день их кончины и в день перенесения их св. мощей. Таким образом, можно предположить, что с датой 25 июня (8 июля) связано перенесение мо щей святых князя Петра и княгини Февронии из старого (обветшавшего) Борисоглебского кафедрального собора в построенный в XV веке Богородице-Рождественский собор.

Память о благоверных супругах после их смерти долго сохранялась в народе. До официального прославления князь Петр и княгиня Феврония чтились местно с соверше нием молебнов.

Муромские святые становятся покрови телями Московского царствующего дома. По преданию, в 1468 году Иван III приезжал на поклонение святым мощам «своих соро дичей» князя Петра и княгини Февронии и возносил им благодарения. В детстве он вместе с братом Юрием спасался в Муроме от Дмитрия Шемяки, по приказу которого отец их великий князь Василий Васильевич был схвачен и ослеплен.

В 1552 году царь Иоанн Грозный во время похода на Казань отслужил в Муроме молебен Петру и Февронии, пообещав в слу чае победы над Казанью воздвигнуть над их мощами каменный собор. Он не забыл своих обетов. В 1565 году по распоряжению царя на месте деревянного храма был построен каменный собор Рождества Богородицы. В гла зах царя местные муромские святые явились покровителями его побед, а потому митропо литу Московскому Макарию было поручено включить имена князя Петра и его супруги Февронии в так называемые списки обще русских святых. Святые были канонизированы на церковном соборе 1547 года. В окружной митрополичьей грамоте указывалось: «Пети и праздновати в Муроме и повсюду, июня в 25 день, новым чудотворцем благоверному кня зю Петру и княгине Февронии Муромским».

Автором жизнеописания Петра и Февронии стал талантливый литератор, священник Ер молай Прегрешный (в иночестве Еразм). Он приехал в Муром и на основе местных устных преданий написал «Повесть о житии святых новых чудотворцев муромских, благоверно го, и преподобного, и достохвального князя Петра, нареченного в иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Евфросинией».

Со времени преставления святых до времени написания «Повести» прошло более 300 лет. За это время их жизнь превратилась в народном сознании в красивую сказку о любви и супружеской добродетели. Поэтому жизнеописание Петра и Февронии стали именовать не житием, а сказанием.

С момента канонизации муромские чу дотворцы стали почитаться как покровители церковного брака. В житии этих святых не найти ни подвигов монашеского самоотрече ния, ни мученических страданий за веру Христову. Но они угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием к бедным, явили истину целомудренной любви между собой и к ближним. Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христиан ской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания, именно поэтому их жизнь вот уже более восьми веков служит примером должного отношения супругов к церковному браку и друг к другу.

Какие же уроки может вынести совре менный человек из примера благочестивого жития святых князей?

Итак, достоверно известно, что жила эта княжеская чета в XIII веке, было у них трое детей, умерли они в один день, приняв на закате жизненного пути монашество, и, как ис ключение, похоронены князь и княгиня в одном гробу. Какое красивое завершение жизни, как в сказке: «Жили они долго и счастливо и умерли в один день»! Кто из искренне любящих друг друга супругов не мечтает о таком? Но подобную кончину надо еще заслужить.

Жизнь Петра и Февронии являет собой прекрасный пример духовного единения в скорбях, поддержки и ободрения друг друга в трудностях. А еще это удивительный при мер соединения двух совершенно разных людей – людей, воспитанных по-разному, при надлежащих к разным сословиям, усвоивших от своих родителей разные привычки. Тем не менее, именно эти люди явили поразительный пример кроткой, единомысленной и спокойной жизни. Можно предположить, что их жизнь не сразу была такой. Скорее всего, им пришлось много работать над собой, где-то уступить сми ренно или снисходительно простить другого.

Вспомним тот случай, когда ненавистники князя желали разлучить его с супругой. Одна ко святой князь избрал изгнание, лишь бы не разлучаться с любимой женой. А многие ли сейчас готовы последовать примеру святого?

Не предать друг друга в годину испытаний, оставаться всегда вместе, в радости и горе, твердо хранить веру православную – только тогда можно надеяться на ту милость, которая была оказана муромским святым.

В наше время браки разрушаются с легкостью. О супружеской верности часто и не задумываются вообще. А жизнь святых Петра и Февронии наглядно показывает и посмертную неразрывность брачного союза, как о том и учит Церковь. И как же это, к сожалению, контрастирует с современным легкомысленным отношением к супруже скому союзу: «Не понравится – уйду, найду другого спутника жизни»...

Как говорится в «Повести», после бла женной кончины святых супругов их похоро нили в разных гробах, нарушив завещание, – потому что посчитали непристойным хоро нить монаха и монахиню в общем гробу. Но на следующий день их тела чудом оказались в одной гробнице. Снова и снова пытались разлучить уже мертвых супругов – но наутро их тела обретались вместе. Тогда только стало всем понятно, что на это есть особое Божие благоволение, и Сам Господь принял их любовь под Свое покровительство. После этого уже никто не дерзнул разлучать их.

Пример такого блаженного упокоения святых Петра и Февронии подтверждает слова святителя Иоанна Златоуста, полагавшего, что «в будущем веке все верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в вели кой радости». И это неслучайно, потому что «любовь изменяет само существо вещей», – утверждал святитель. А апостол Павел писал, что «любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8)!

Своей жизнью Петр и Феврония воплоти ли на земле образ небесного брака – полное единство супругов в любви, открывающее человеку прямой вход в Царство Небесное.

За сотни лет по молитвам святым Петру и Февронии многие верующие получили по мощь, удостоверяясь в том, что, воистину, эти святые помогают сделать семейную жизнь по-настоящему счастливой!

В 1992 году мощи благоверных супругов были перенесены из музея в возрожденный Муромский Свято-Троицкий женский мона стырь (г. Муром, пл. Крестьянина, 3-А), где они и пребывают в настоящее время. Еже годно в Муромскую обитель Святой Троицы к мощам святых Петра и Февронии съезжается множество паломников со всех концов стра ны, ближнего и дальнего зарубежья. Одни мо лятся о семейных проблемах, отчаявшись их решить своими усилиями. Другие – благодарят за их молитвенные труды и просят, чтобы благополучие брака сохранилось и впредь.

Третьи – приносят им свои молитвы, чтобы Господь послал им наконец счастье встретить среди множества людей того долгожданного или ту единственную, с которыми возникнет прочный союз любящих и верных сердец. Неисчислимы случаи благодатной помощи по молитвам святых. С каждым годом растет поток паломников к гробнице покровителей брака, молящих Муромских чудотворцев о семейном благополучии и даровании детей.

8 июля 2008 года, когда Православная Церковь вспоминает св. Петра и Февронию, в России официально начали отмечать Все российский день семьи, любви и верности. Второе название праздника – День Петра и Февронии Муромских. Он нужен для того, чтобы привлечь внимание современной молодежи к проблемам семьи и брака. Все дозволенность и распущенность становятся нормой жизни, а истинные ценности – такие как целомудрие, верность, жертвенность, нравственное отношение к окружающему миру – становятся не нужными, а порой и вовсе отвергаются или высмеиваются. Право славная Церковь тысячелетиями воспитывала в своих чадах правильное, христианское от ношение к семье и браку. Идеальная право славная семья, представляя собой малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного.

Священный Синод установил еще один день празднования памяти святых благо верных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев. Их память будет совершаться в воскресный день, предшест вующий 19 сентября (6 сентября по ст.ст.), в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году. Такое решение было принято на заседании Священного Синода 26 декабря 2012 года.

Протоиерей Михаил ДЕНИСОВ,
настоятель храма во имя Семи отроков
Эфесских, г. Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.