8 июля по новому стилю (25 июня по старому стилю) Русская
Православная Церковь чтит память святых благоверных князя
Петра и княгини Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии,
Муромских чудотворцев.
Их супружеский союз является
образцом православного брака. К
Муромскому князю Петру и его жене
Февронии обращаются супруги с мо
литвами о семейном счастье.
По преданию, князь Петр был вто
рым сыном Муромского князя Юрия
Владимировича. Он стал княжить в
Муроме после смерти своего старшего
брата. Однажды Петр заболел прока
зой, от которой никто не мог его из
лечить. В сонном видении князю было
открыто, что его может исцелить бла
гочестивая дева Феврония, крестьянка
деревни Ласково в Рязанской земле.
Князь Петр поехал в ту деревню,
и когда увидел Февронию, то так по
любил ее, что дал обет жениться на
ней после исцеления. Благочестивая
Феврония исцелила князя, и он обвен
чался с нею. Однако муромские бояре
объявили Петру: «Или пусть отпустит
от себя супругу, оскорбляющую своим
происхождением знатных жен, или же
оставит Муром». Верный долгу христи
анского супруга, князь Петр отказался
от княжества и уплыл с супругой по
Оке из родного города. Феврония
утешала его: «Не печалься, князь,
Милостивый Бог не оставит нас в нищете».
В Муроме же скоро возникли раздоры,
искатели власти схватились за мечи и мно
гие из них потеряли жизнь. После чего бояре
муромские принуждены были просить князя
Петра и княгиню Февронию возвратиться в
Муром на княжение. Так князь, верный долгу
своему, восторжествовал над врагами своими.
В Муроме правление князя Петра было
правдолюбивое, но без суровой строгости,
милостивое, но без слабости. Умная и благо
честивая княгиня помогала супругу советами
и делами благотворительности. Оба жили по
заповедям Господа, всех любили, но не лю
били ни гордости, ни неправедной корысти;
покоили странников, облегчали участь не
счастных, чтили иноческий и священнический
чин, ограждая его от нужд.
В старости святой благоверный князь
принял монашеский постриг с именем Давид.
Феврония также постриглась в иночество с
именем Евфросиния. Скончались они в один
день и час в 1228 году.
Честные тела святых князя и княгини с
торжеством проводили все жители города.
По преданию, изначально их положили в
разные гробницы, но они чудесным образом
оказались в одной, тогда их и похоронили в
одном гробе, согласно их завещанию.
Житие святых Петра и Февронии под
тверждает Воскресенская летопись. Вот что
говорится о правлении в конце XII века
князей из муромской династии: «В лето 6683
(1174/75). Преставися князь Юрьи Володиме
ровичь и по немъ были на Муроме дети его
Володимеръ да Давидъ». Житие Муромского
князя Петра (в иночестве Давида) до мель
чайших деталей совпадает с летописными
свидетельствами о правлении муромского
князя Давида Юрьевича. Летописи сообщают,
что в 1203/04 году скончался муромский князь
Владимир Юрьевич, а на престоле остался его
брат князь Давид (Петр) Юрьевич: «В лето
6711... Того же лета преставися Володимеръ
Гургевичъ Муромьский князь». В Воскресен
ской летописи: «В лето 6712... и остася на
Муроме братъ его князь Давидъ Юрьевичъ».
Житие праведников, дополненное лето
писными сведениями, свидетельствует, что
кончина святых князя Петра и княгини Февро
нии последовала в один день и час в период
Пасхальной седмицы, выпавшей на апрель
1227/28 года. По мнению преосвященного
Филарета (Гумилевского), они скончались 25
апреля 1228 года. Летописи дополняют это
повествование тем фактом, что за несколько
дней перед этим скончался их младший сын
– князь Святослав Давидович: «В лето 6736.
Умре сын Давыдовъ Муромьскаго месяца
апреля, святыя неделя праздныя. Тое же не
дели преставися и самъ Давыдъ Муромский
в черньцих и въ скиме». Кончина святых му
ромских князей выпала на годы архипастыр
ского служения в Муроме епископа Муром
ского и Рязанского Евфросина I (Святогорца)
(1225-†1239), который, вероятно, и совершил
их пострижение в монашество, наименовав
княгиню соименным со своим монашеским
именем, а также, предположительно, совер
шил церковное погребение княжеской четы.
В год смерти Давида принимает в Муроме
постриг и его дочь (В.Н. Татищев называет ее
Евдокией). По летописям ее супруг – князь
юрьевский Святослав – «отпустил княгиню
свою» в монастырь.
Указание летописей на то, что кончина
святого князя Давида (Петра) и княгини Фев
ронии (Евфросинии) и их погребение выпали
на Светлую седмицу (апрель) 1228 года, ста
вит вопрос: почему почитание их отнесено
Церковью на 25 июня (8 июля)? Церковная
богослужебная практика знает два случая
поминовения святых – в день их кончины
и в день перенесения их св. мощей. Таким
образом, можно предположить, что с датой
25 июня (8 июля) связано перенесение мо
щей святых князя Петра и княгини Февронии
из старого (обветшавшего) Борисоглебского
кафедрального собора в построенный в XV
веке Богородице-Рождественский собор.
Память о благоверных супругах после
их смерти долго сохранялась в народе. До
официального прославления князь Петр и
княгиня Феврония чтились местно с соверше
нием молебнов.
Муромские святые становятся покрови
телями Московского царствующего дома. По
преданию, в 1468 году Иван III приезжал
на поклонение святым мощам «своих соро
дичей» князя Петра и княгини Февронии
и возносил им благодарения. В детстве он
вместе с братом Юрием спасался в Муроме
от Дмитрия Шемяки, по приказу которого
отец их великий князь Василий Васильевич
был схвачен и ослеплен.
В 1552 году царь Иоанн Грозный во
время похода на Казань отслужил в Муроме
молебен Петру и Февронии, пообещав в слу
чае победы над Казанью воздвигнуть над их
мощами каменный собор. Он не забыл своих
обетов. В 1565 году по распоряжению царя
на месте деревянного храма был построен
каменный собор Рождества Богородицы. В гла
зах царя местные муромские святые явились
покровителями его побед, а потому митропо
литу Московскому Макарию было поручено
включить имена князя Петра и его супруги
Февронии в так называемые списки обще
русских святых. Святые были канонизированы
на церковном соборе 1547 года. В окружной
митрополичьей грамоте указывалось: «Пети и
праздновати в Муроме и повсюду, июня в 25
день, новым чудотворцем благоверному кня
зю Петру и княгине Февронии Муромским».
Автором жизнеописания Петра и Февронии
стал талантливый литератор, священник Ер
молай Прегрешный (в иночестве Еразм). Он
приехал в Муром и на основе местных устных
преданий написал «Повесть о житии святых
новых чудотворцев муромских, благоверно
го, и преподобного, и достохвального князя
Петра, нареченного в иночестве Давидом, и
супруги его, благоверной, и преподобной, и
достохвальной княгини Февронии, нареченной
во иночестве Евфросинией».
Со времени преставления святых до
времени написания «Повести» прошло более
300 лет. За это время их жизнь превратилась
в народном сознании в красивую сказку о
любви и супружеской добродетели. Поэтому
жизнеописание Петра и Февронии стали
именовать не житием, а сказанием.
С момента канонизации муромские чу
дотворцы стали почитаться как покровители
церковного брака. В житии этих святых не
найти ни подвигов монашеского самоотрече
ния, ни мученических страданий за веру
Христову. Но они угодили Богу добрыми
делами, благочестием и милосердием к
бедным, явили истину целомудренной любви
между собой и к ближним. Святые Петр и
Феврония дали пример идеальной христиан
ской семьи. Именно за это они удостоены
церковного почитания, именно поэтому их
жизнь вот уже более восьми веков служит
примером должного отношения супругов к
церковному браку и друг к другу.
Какие же уроки может вынести совре
менный человек из примера благочестивого
жития святых князей?
Итак, достоверно известно, что жила эта
княжеская чета в XIII веке, было у них трое
детей, умерли они в один день, приняв на
закате жизненного пути монашество, и, как ис
ключение, похоронены князь и княгиня в одном
гробу. Какое красивое завершение жизни,
как в сказке: «Жили они долго и счастливо и
умерли в один день»! Кто из искренне любящих
друг друга супругов не мечтает о таком? Но
подобную кончину надо еще заслужить.
Жизнь Петра и Февронии являет собой
прекрасный пример духовного единения в
скорбях, поддержки и ободрения друг друга
в трудностях. А еще это удивительный при
мер соединения двух совершенно разных
людей – людей, воспитанных по-разному, при
надлежащих к разным сословиям, усвоивших
от своих родителей разные привычки. Тем не
менее, именно эти люди явили поразительный
пример кроткой, единомысленной и спокойной
жизни. Можно предположить, что их жизнь не
сразу была такой. Скорее всего, им пришлось
много работать над собой, где-то уступить сми
ренно или снисходительно простить другого.
Вспомним тот случай, когда ненавистники
князя желали разлучить его с супругой. Одна
ко святой князь избрал изгнание, лишь бы не
разлучаться с любимой женой. А многие ли
сейчас готовы последовать примеру святого?
Не предать друг друга в годину испытаний,
оставаться всегда вместе, в радости и горе,
твердо хранить веру православную – только
тогда можно надеяться на ту милость, которая
была оказана муромским святым.
В наше время браки разрушаются с
легкостью. О супружеской верности часто и
не задумываются вообще. А жизнь святых
Петра и Февронии наглядно показывает и
посмертную неразрывность брачного союза,
как о том и учит Церковь. И как же это, к
сожалению, контрастирует с современным
легкомысленным отношением к супруже
скому союзу: «Не понравится – уйду, найду
другого спутника жизни»...
Как говорится в «Повести», после бла
женной кончины святых супругов их похоро
нили в разных гробах, нарушив завещание,
– потому что посчитали непристойным хоро
нить монаха и монахиню в общем гробу. Но
на следующий день их тела чудом оказались
в одной гробнице. Снова и снова пытались
разлучить уже мертвых супругов – но наутро
их тела обретались вместе. Тогда только
стало всем понятно, что на это есть особое
Божие благоволение, и Сам Господь принял
их любовь под Свое покровительство. После
этого уже никто не дерзнул разлучать их.
Пример такого блаженного упокоения
святых Петра и Февронии подтверждает слова
святителя Иоанна Златоуста, полагавшего,
что «в будущем веке все верные супруги
безбоязненно встретятся и будут пребывать
вечно со Христом и друг с другом в вели
кой радости». И это неслучайно, потому что
«любовь изменяет само существо вещей», –
утверждал святитель. А апостол Павел писал,
что «любовь никогда не перестанет, хотя и
пророчества прекратятся, и языки умолкнут,
и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8)!
Своей жизнью Петр и Феврония воплоти
ли на земле образ небесного брака – полное
единство супругов в любви, открывающее
человеку прямой вход в Царство Небесное.
За сотни лет по молитвам святым Петру
и Февронии многие верующие получили по
мощь, удостоверяясь в том, что, воистину,
эти святые помогают сделать семейную
жизнь по-настоящему счастливой!
В 1992 году мощи благоверных супругов
были перенесены из музея в возрожденный
Муромский Свято-Троицкий женский мона
стырь (г. Муром, пл. Крестьянина, 3-А), где
они и пребывают в настоящее время. Еже
годно в Муромскую обитель Святой Троицы к
мощам святых Петра и Февронии съезжается
множество паломников со всех концов стра
ны, ближнего и дальнего зарубежья. Одни мо
лятся о семейных проблемах, отчаявшись их
решить своими усилиями. Другие – благодарят
за их молитвенные труды и просят, чтобы
благополучие брака сохранилось и впредь.
Третьи – приносят им свои молитвы, чтобы
Господь послал им наконец счастье встретить
среди множества людей того долгожданного
или ту единственную, с которыми возникнет
прочный союз любящих и верных сердец.
Неисчислимы случаи благодатной помощи по
молитвам святых. С каждым годом растет
поток паломников к гробнице покровителей
брака, молящих Муромских чудотворцев о
семейном благополучии и даровании детей.
8 июля 2008 года, когда Православная
Церковь вспоминает св. Петра и Февронию,
в России официально начали отмечать Все
российский день семьи, любви и верности.
Второе название праздника – День Петра и
Февронии Муромских. Он нужен для того,
чтобы привлечь внимание современной
молодежи к проблемам семьи и брака. Все
дозволенность и распущенность становятся
нормой жизни, а истинные ценности – такие
как целомудрие, верность, жертвенность,
нравственное отношение к окружающему
миру – становятся не нужными, а порой и
вовсе отвергаются или высмеиваются. Право
славная Церковь тысячелетиями воспитывала
в своих чадах правильное, христианское от
ношение к семье и браку. Идеальная право
славная семья, представляя собой малую
Церковь, помогает каждому своему члену
достигать Царства Небесного.
Священный Синод установил еще один
день празднования памяти святых благо
верных князя Петра, в иночестве Давида, и
княгини Февронии, в иночестве Евфросинии,
Муромских чудотворцев. Их память будет
совершаться в воскресный день, предшест
вующий 19 сентября (6 сентября по ст.ст.),
в воспоминание перенесения их честных
мощей в 1992 году. Такое решение было
принято на заседании Священного Синода
26 декабря 2012 года.
Протоиерей Михаил ДЕНИСОВ,
настоятель храма во имя Семи отроков
Эфесских, г. Тобольск
|