Воснецов. "Крещение Руси"
|
Святой равноапостольный великий князь
Владимир, младший сын киевского князя
Святослава, родился в 963 г.
Ему было 6 лет, когда умерла воспитавшая его святая княгиня Ольга (память ее
11/24 июля), и отец отправил его княжить
в Новгород, под опекой воеводы Добрыни,
брата матери его княгини Малуши, носившей
еще скандинавское имя Малхрида. Она была
христианкой, и когда Великий князь Владимир,
став христианином, основал в Киеве Десятинную церковь, она пожертвовала на нее свое
имение, в котором родился Владимир.
Через три года после кончины матери,
св. равноапостольной княгини Ольги, князь
Святослав был убит в сражении с печенегами. Тогда воспитатели его сыновей начали
между собой войну: воевали Киев, в котором
начиналось христианство, и языческий Новгород. Новгород победил, и князь Владимир
стал княжить в Киеве. А два старших брата
его, ярополк и Олег, были во время войны
убиты, и князь Владимир всю жизнь оплакивал
их смерть.
С 17 лет он стал править самостоятельно.
Первые 6 лет своего княжения он провел в
походах, предводительствуя дружиной лично
и объединяя Русь. При нем все славянские
племена от Карпат и Немана и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги
стали составлять одно целое – Русскую землю
и называться русскими. В благодарность за
победу в Киеве поставили идолов языческих
богов – Перуна и Велеса – и стали приносить
им человеческие жертвы.
В древности идолов и жертвоприношений
славяне не знали, а переняли их у других
языческих народов, много позднее. Но какова
же была в древности вера славян? Еще в VI в.
греки говорят о них: «Единого Бога признают
они владыкой всего мира». Он назывался
Сварогом, что значит «голубое небо». Перун,
Велес, Мать-Сыра Земля и другие, меньшие,
божества считались его детьми и назывались
Сварожичами. Верили они и в бессмертие
души, и в загробную жизнь. Все это делало
их предрасположенными к христианству.
Несколько раз проникало оно в Русскую
землю. В 860 г. русские напали в ладьях на
Константинополь, но греки погрузили в море
ризу Пресвятой Богородицы. Море взволновалось, и корабли руссов были разметаны, и
они отступили. После этого они прислали в
Константинополь посольство просить крещения. Это было первое крещение Руси.
В том же 860 г. св. Кирилл, просветитель славян, крестил в южнорусских степях
200 семейств. Он нашел у них Евангелие и
Псалтирь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил, и князь
руссов собрал народ и призвал его принять
крещение. Старейшины согласились, но потребовали чуда, а именно, чтобы Евангелие
было брошено в огонь и не сгорело. Евангелие
было брошено, и чудо совершилось. Народ
крестился. Это было второе крещение Руси.
Третье произошло при св. княгине Ольге,
к тому времени в Киеве было уже немало
христиан и была церковь св. пророка Илии.
После кончины св. Ольги проповедь христианства утихла, но ненадолго. Настали дни св.
князя Владимира.
В то время Киев был большим торговым
городом. Там встречались купцы со всего мира
и проповедники всех вероисповеданий.
Послы Владимира, вернувшиеся из Византии, говорили ему, что, стоя в церкви, они
не знали, «на земле они или на небе». Расположен был Киев на «великом водном пути
из варяг в греки», то есть из Скандинавии
в Грецию. И близость православной Греции
сказывалась. Память о христианстве, недавно уничтоженном Святославом, была жива.
По словам писателя XI в. Иакова Мниха, на
молодого князя Владимира влиял и пример
его великой бабки, равноапостольной княгини Ольги, «мудрейшей из людей», как ее
называли современники; не мог не влиять
и пример матери его, христианки княгини
Малуши, и, наконец, героическая смерть свв.
первомучеников Феодора и Иоанна (память
их 12/25 июля).
| О причине обращения св. Владимира ко
христу писатель XI в., прп. Нестор Летописец,
говорит в своем житии свв. Бориса и Глеба
так: «Был князь в те годы, владевший всей
землей Русской, именем Владимир. Был он
правдив и милостив к нищим, сиротам и
вдовицам, но верою – язычник. Ему Бог преградил путь («слону некую наведе») и сделал
его христианином, как некогда Плакиду. Так
и этому Владимиру было явление Божие и
сделало его христианином. Имя ему было
дано Василий».
Между тем, по воле Божией, сами внешние события вели св. князя Владимира к
осуществлению его желания.
Греческие императоры Константин и Василий (из Македонской династии) обратились
к Владимиру с просьбой помочь им усмирить
бунт воеводы Фоки. Владимир согласился, но
поставил условием руку сестры их, царевны
Анны, и присылку духовенства со священной
утварью для крещения Руси. Императоры согласились, но, когда Владимир победил Фоку,
обязательства своего не выполнили. Тогда
Владимир взял Корсунь и этим заставил
императоров исполнить обещание.
Корсунь он вернул грекам как выкуп за
невесту (древнерусское «вено»). Дружину
свою он крестил и, согласно «Повести о
Крещении Руси», крестился сам. Это было в
988г. Летопись говорит, что перед крещением
он ослеп и прозрел, когда вышел из купели.
Но Иаков Мних (XI в.) пишет, что Владимир
взял Корсунь уже будучи христианином и
что крестился он в 987 г.
в имении своем Васильеве
(ныне г. Васильков).
Когда князь Владимир
вернулся в Киев, то пришедшие с ним православные священники – родом,
очевидно, болгары (Болгария
была тогда подвластна Греции) – крестили киевлян при
впадении речки, названной
потом Крещатик, в Днепр.
Они принесли с собой богослужебные книги, переведенные на славянский язык свв.
равноапостольными просветителями славян Кириллом
и Мефодием. С ними был
митрополит Михаил (память
его 30 сентября/13 октября).
В Киеве, знавшем близко
христианство, оно быстро
утвердилось. На севере
– в Новгороде, Ростове,
Муроме – язычество держалось дольше и крепче, и
много понадобилось усилий
князьям и проповедникам,
чтобы уничтожить его.
По мере того как Русь
крестилась, идолы повсюду
сокрушались. Князю Владимиру в год Крещения Руси
было 25 лет. Со всем пылом
своей юности стал он осуществлять заветы христовы,
особенно о помощи бедным,
больным и обездоленным.
Помощь эту оказывали широко. По всей Руси
бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в княжение святого Владимира служило народу. В те
времена это было чем-то неслыханным.
В древности на Руси не знали смертной
казни. Она заменялась «пеней», то есть денежным штрафом. Святой Владимир утвердил
этот обычай, говоря: «Боюсь греха». Обычай
этот стал законом и вошел в Свод законов,
составленный при сыне его, Великом князе
Ярославе, под названием «Русская Правда».
Народ любил своего князя, прославлял его
в песнях и былинах и называл Красным
Солнышком. У себя Великий князь Владимир
собирал старейшин народа из всех концов
Руси на совещания и устраивал для них пиры.
Память об этих пирах тоже сохранилась в
былинах.
Он созидал новые города, как, например,
Владимир Волынский, где до последнего времени существовал его дворец, Владимир в
Суздальской земле и другие. Границы своих
владений он укреплял против соседних языческих народов. Чтобы крепче связать Русь
воедино, он посылал своих сыновей управлять
отдельными городами: Ростовом, Муромом,
Новгородом, Полоцком и другими. При нем
влияние варягов стало ослабевать, а значение
славян – усиливаться.
В Киеве, на месте убиения свв. русских
первомучеников Феодора и Иоанна, он воздвиг Десятинную церковь во имя Успения
Пресвятой Богородицы и давал на нее
десятую часть своих доходов. Скончался
св.равноапостольный князь Владимир 15 июля
1015 г. в любимом своем селе Берестове и
был погребен в Десятинной церкви. Часть
его святых мощей хранилась в Софийском
соборе, созданном сыном его, Великим князем
Ярославом Мудрым.
Празднование св. Владимиру было установлено св. Александром Невским в середине
XIII века. Церковное почитание на Руси св.
князя началось значительно раньше: в «Слове
о Законе и Благодати» святителя Илариона
(+1053) святой князь назван «во владыках
апостолом», «подобником» св. Константина,
и его апостольское благовестие Русской
земле сравнивается с благовестием святых
апостолов.
По материалам сайта
«Православный календарь»
|