Третье воскресенье пасхального цикла
названо в честь святых жен-мироносиц.
Этот праздник посвящен обычным женщинам – Христовым ученицам, неотступно
следовавшим за своим Учителем и не оставившим Его даже в те минуты, когда большинство апостолов попросту разбежались. И
событие, воспоминаемое в этот день, тоже,
на первый взгляд, самое обыденное – не
успев совершить погребальный обряд над
умершим Спасителем из-за приближавшейся
субботы, женщины на третьи сутки после Его
крестной смерти поспешили к гробу. С собою
они несли миро – дорогое пахучее масло – и
шли к могиле помазать тело Иисуса.
Верили ли они в то, что снова увидят Господа живым? Вряд ли. Как и для остальных
учеников, арест, распятие и смерть Иисуса
были для них своеобразным финалом –
с казнью Христа эти хрупкие женщины
утратили значительный смысл дальнейшего
существования. Конечно, они продолжали
жить ради своих семей, но жить так, как
раньше, полноценно, каждый день общаясь
с Учителем, уже было невозможно. И все
же любовь – безусловная и безграничная –
подняла мироносиц среди ночи и заставила
бежать к месту погребения Христа. Сердце
словно говорило им: «Спешите, и вы увидите то, что радикально изменит вашу жизнь,
сделает ее более осмысленной и глубокой,
чем ранее – в минуты наибольшей радости».
Огромная чистая вера святых женщин
была вознаграждена. Когда они приблизились
к могиле, только лишь тут вспомнив, что вход
в погребальную камеру завален тяжелым
камнем, то увидели, что пещера открыта.
Едва преодолевая охватившее их оцепенение,
они заглянули вовнутрь и встретили ангела,
который говорил им, что Тот, Кого ищут мироносицы, воскрес и ждет их в Галилее. Скорее
всего, другой на месте этих женщин смутился
бы, решив, что все виденное ими – галлюцинации и плод воспаленного воображения.
Но ученицы Христовы поверили сразу и безо
всякого сомнения – получив благую весть,
они бросились обратно в город, к апостолам,
которые сидели в доме и там переживали
обрушившееся на них горе. Еще больше вера
женщин укрепилась, когда на обратной дороге
они увидели Самого воскресшего Господа.
У гроба осталась лишь Мария Магдалина,
которая пришла не со всеми, и когда перед
ней появился Господь, подумала, что перед
нею садовник, и стала спрашивать у него,
куда исчезло тело Учителя. Но Он назвал ее
по имени, причем сделал это так, как делал
только один Человек на земле. Перед нею
стоял Сам Христос – живой, воскресший, реальный! Радости женщины не было предела –
она своими глазами видела Того, Кого еще
два дня назад безутешно оплакивала вместе
с другими ученицами.
Потом Господь явился остальным – апостолам, ученикам, другим Своим спутницам,
которые все три года Его проповеди были с
Ним. Но первым радостную новость о Воскресении Спасителя узнали именно они, мироносицы – женщины, которые не побоялись
ни преследования старейшин, ни возможной
грубости римской охраны, которая до момента
явления ангела стерегла гроб Спасителя, ни
других опасностей, подстерегающих человека
ночью. Ученицами двигала любовь – та самая
любовь, которой их учил Господь и которая
не ведает никаких преград – даже смерти.
В день жен-мироносиц в Православной
Церкви принято поздравлять наших верующих
женщин, матерей, жен, сестер за их жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живую пламенную веру, могущую все преодолеть.
Сколько мироносиц было всего – мы
доподлинно не знаем. Евангелие просто
перечисляет их по именам, и только лишь
нескольких женщин называет более-менее
конкретно. Церковная традиция усвоила
звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Все они впоследствии стали
пламенными проповедницами и потрудились
наравне с другими апостолами. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться
равноапостольной – то есть имеющей ту же
славу и понесшей тот же крест, что и другие
ученики-апостолы.
Богородица
Традиционно Пресвятая Дева не входит
в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева»
(Мк. 16:1) и «другая Мария» (Мф. 28:1) – это
и есть Мать Христа. Дело в том, что Она
после смерти своего мужа Иосифа взяла на
попечение его младших детей от первого
брака и вполне законно считалась матерью
Иакова. Но даже если Богородица и не была
среди мироносиц, Она все равно считается
первой, кто получил весть о Воскресении
Сына: согласно преданиям, ангел явился Ей
и рассказал весть о воскресении Христа.
Пречистая некоторое время жила в
Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе
доверил заботу о Своей уже немолодой
Матери. После ухода апостолов на проповедь
Ей тоже достался жребий миссионерства.
Изначально это были земли современной
Грузии, но туда попасть Святая Дева так
и не смогла. Местом Ее апостольства стал
Афон, куда Она попала после шторма, по
пути в гости к епископу Лазарю, который
жил на Кипре. Некоторое время Богородица
жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена была там же – в Гефсиманском саду.
Однако тела в Ее гробнице нет – Господь
Иисус Христос на третий день после кончины
вознес Ее в небесную славу вместе с телом.
Мария Магдалина
Сведения об этой женщине путаные.
Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от
избиения камнями и которая помазала Ему
ноги дорогим маслом. Другие видят в ней
простую еврейку, исцеленную Христом от
тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь
она в одиночку ходила из города в город,
возвещая всем о воскресшем Учителе. По
одной версии жития, Магдалина окончила
свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе,
дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария
конец жизни провела в покаянии, около
тридцати лет живя в пещере близ Марселя.
Перед смертью, согласно западным житиям,
Магдалину причастил случайно забредший к
ней священник. Он же и похоронил святую.
Марфа и Мария,
сестры Лазаря
Сведения об этих женщинах очень
скудны. Вместе с братом, которого некогда
воскресил Сам Христос, они перебрались из
Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю
нести епископское служение. Где, когда и
как умерли святые сестры – неизвестно.
Иоанна
Она была женой Хузы – одного из
чиновников при дворе правителя Галилеи
Ирода Антипы. Иоанна занимала очень
высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа
именно Иоанна брала на себя львиную
долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом
для Господа и Его учеников. Есть версия,
что такая щедрость столь знатной дамы
неслучайна – по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом
(Ин. 4:46-54), был ребенком Иоанны, и
благодарная женщина после этого служила
Спасителю всем, чем могла.
С ее именем связана история головы
Иоанна Крестителя. Как известно, за свои
обличения в адрес Ирода Предтеча сначала
подвергся аресту, а затем был обезглавлен
по навету Иродиады – Иродовой сожительницы. После того как нечестивая женщина
надругалась над главой ненавистного ей
пророка, она выбросила честную главу на
свалку. Иоанна, видя все это и глубоко
скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила ее в глиняный сосуд
и погребла на горе Елеонской, в одном из
поместий Ирода.
Мария Клеопова
О ней практически ничего не известно.
Была одной из родственниц Христа. По
одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе – брату Иосифа
Обручника.
Мария Иаковлева
С этой женщиной больше всего неясностей. По преданиям, она являлась младшей
дочерью Иосифа Обручника, находилась в
очень теплых отношениях с Богородицей
и была, по сути, Ее ближайшей подругой.
Вполне вероятно, что это и есть Мария
Клеопова. Иаковлевой она стала называться
потому, что один из ее сыновей – Иаков –
входил в число апостолов.
Сусанна
Самая загадочная из мироносиц. Она
служила Христу от своего имения, то есть,
видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего.
По материалам сайта Фома.ру
|