Программа «Светлый час» на радио «Вера» в Тюменской области от 17 января 2025 г.
В студии митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, ведущий – протоиерей Григорий Мансуров.
Митрополит Димитрий: Пользуясь случаем в эти последние дни Святок, я, конечно,
хочу всех вас поздравить со светлым праздником радости и любви – Рождеством Христовым. Я желаю всем, чтобы наступивший
год был наполнен добрыми делами и помощью
Божией в тех трудах, которые мы несем.
Хочу пожелать крепкого сибирского здоровья. Пусть Божие благословение пребывает со всеми нами. Хотел бы прочитать стих.
Наша зимушка-зима необычно хороша.
Все вокруг белым-бело,
чистым снегом замело.
Всем нам радостно, легко:
днесь Христово Рождество.
Православный мир ликует,
мир в душе – все торжествует.
Более двух тысяч лет
Рождества Христова свет
Путь к добру нам указует,
дух любви он всем дарует.
Но не все любовь вместили,
сердце злобой осквернили.
Ирод обозлился
и убить Христа стремился,
Слуг своих послал искать
и младенцев убивать.
Но злодей был посрамлен,
и Младенец был спасен.
Только вот одна беда –
продолжается борьба.
Слуги Иродовы живы,
губят юных для наживы,
Сеют зло, соблазн и грех,
помрачают разум всех.
Братья, душу берегите,
веру в Бога сохраните,
Так себя вы сбережете
и достойно проживете.
Вознесем молитвы вздох
и воскликнем: «С нами Бог»!
Божие благословение, благодать родившегося ныне Богомладенца Христа да
пребывают со всеми нами. С праздником!
Протоиерей Григорий: Владыка, вы пишете стихотворения на Рождество, на Пасху
для детей. Это хорошо и важно, потому что
стихотворный слог всегда легко запоминается и останется в памяти. Праздник Рождества Христова заканчивается, наступает
Крещение Господне. Как так получилось,
что вы два дня освящаете воду: в Тюмени –
18-го, а 19-го – в Тобольске?
М.Д.: В нашей епархии исторический
центр – Тобольск, но административный –
Тюмень, и обратите внимание, епархия называется Тобольско-Тюменская, не наоборот.
Это было решение Священного Синода из-за
особенности города Тобольска, духовной
столицы Сибири с 1620 года. В XVII веке
епархия простиралась от Урала до Тихого
океана, и, благодаря этой помощи духовной,
наши первопроходцы, казаки, прошли всю
Сибирь до Камчатки за 65 лет.
Но, отдавая дань уважения и Тюмени как
столице области, мы в Крещенский сочельник
освящаем воду в Тюмени, на реке. Кстати,
в доме каждого православного человека
должна быть крещенская вода, она называется святая Агиасма, ее мы принимаем
утром натощак для освящения души и тела,
ей мы окропляем дома, постройки.
Поэтому с Тюмени мы начинаем, а уже
в самый праздник – в Тобольске. Первые
годы и на большие праздники чередовали:
допустим, одну Пасху я служил в Тюмени,
следующий год Пасха уже в Тобольске, но
потом приняли решение – всегда Пасха в
Тобольске, с прямой трансляцией, при поддержке ГТРК «Регион-Тюмень» и «Тюменского времени», которые в последнее время
присоединились к этой трансляции.
П.Г.: Владыка, а как вам нравится уже
ставшее теперь постоянным новое место у
Троицкого монастыря? Помните, раньше ходили от Знаменского собора крестным ходом.
М.Д.: Конечно, это историческое место.
Там, где исторически освящалась вода на
Туре, у Троицкого монастыря. Духовным
центром Тюмени, конечно же, является
Троицкий монастырь. 18 января в 11 часов
начинается крестный ход. Мы спускаемся к
реке и освящаем воду. Конечно, мы консультируемся с МЧС, проверяется толщина льда,
заранее лед намораживается.
В этом году есть некоторые вопросы,
поэтому народ на реку не будет массово
выходить, а будет находиться на набережной
во время освящения. А потом по одному идти
за водичкой или, кто захочет, искупаться.
Это уже возродившаяся древняя традиция –
устраивать иордань и погружаться в крещенскую воду.
П.Г.: А вы сами когда с этой традицией
познакомились – когда приехали из Москвы?
Или и там окунались на Крещение?
М.Д.: В детстве. Первый раз, я помню,
пошел лет в 12. Но тогда это преследовалось.
Мы ездили в Лавру, у меня братья учились в
семинарии, и мы ночью ходили на источник
искупаться, но и эти места контролировали.
И один раз мы искупались, еще не успели
одеться, и вдруг подъехала машина, и фонарями стали светить. А мы спрятались в
кусты, казалось, что они стук зубов от холода
услышат. Но нас не увидели и уехали.
П.Г.: А это где было? Гефсиманский
скит, где-то там?
М.Д.: Да, и у Лавры еще купались, но там
постоянно дежурили машины. Мы ночью как
раз ходили купаться. Ну и дома обливались.
П.Г.: Владыка, получается, когда вы приехали сюда, традиция крещенских купаний
уже существовала или вы ее сюда принесли?
М.Д.: Она, может, раньше была, но до
этого я не помню, чтобы кто-то купался,
чтобы купальню делали – такого не было.
На первое Крещение, когда я только приехал – два месяца тут был всего, не мог сориентироваться: была прорубь и крестовина
деревянная, и все. Как купаться? Я говорю:
так нельзя купаться, там воду черпают, а вы
пойдете купаться. И потом, если сорветесь,
то вас под лед унесет. Так что на следующий
год нарисовали чертеж, сделали ступени.
П.Г.: Вы где-то уже видели образец, как
это делается?
М.Д.: Нет-нет, сами продумывали, как
обезопасить людей: лестница, сваренная из
металла, и деревянные ступеньки, деревянные перила. …Я даже знаю авторитетного
врача, доктора медицинских наук, он говорит:
«Владыка, теперь я каждый год купаюсь,
и даже мои дети, и внук семи лет – я его
беру на руки – со мной идет».
П.Г.: Владыка, давайте перейдем на другую тему. Как прошли Святки? В этот раз
вам удалось посетить не только монастыри,
соборы Тюмени – вы были также и в Городской думе, был и рождественский концерт.
М.Д.: В Думу мы пришли с ребятишками – учащимися Тюменской православной
гимназии, они пропели рождественские песнопения. Кстати, они уже, можно сказать,
прославленные: дважды побеждали в Уральском федеральном округе как поющая школа,
потом ездили на всероссийский фестиваль,
уже даже не раз, и в «Орленке» были,
и в Сочи были. В том году привезли диплом
второй степени. А это на всероссийском
конкурсе, вы понимаете, это серьезно. Там
же и Москва, и Петербург, там города с
консерваториями, с большими певческими
традициями, а тут наши ребятишки-тюменцы
дважды привозили диплом второй степени.
Конечно, это радует и нас, и родителей, дети
которых познают православную традицию.
П.Г.: Владыка, на Святках вы посещали
также храмы в селах Успенка и Зырянка. Какие ваши впечатления от сельских приходов?
М.Д.: Меня очень порадовало, что даже
в таких отдаленных местах, как, например,
Зырянка, где храм в честь Флора и Лавра,
люди собираются, своими силами что-то
делают, восстанавливают церковь, приводят
детишек – такая радостная была встреча. Это
показатель, что есть потребность у людей,
люди пробуждаются.
Ну а во время посещения храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенка
вызвало удивление и радость, что приход
занимается большой социальной работой.
Они собирают вещи и раздают нуждающимся. У них большой комплекс, целый ангар
для вещей. Дай Бог им силы все перебрать,
передать людям. Очень хорошие и качественные детские вещи. Но и не только вещи. На
праздники приход формирует подарочные
наборы, поддерживает многие семьи. Особенно меня удивили труженицы, простые
женщины-прихожанки, как добрые мамы и
бабушки, – если кто приходит, все подберут,
помогут. И вещи все добротные.
В том, чтобы взять здесь что-то, нет
ничего зазорного. Могу сказать, что мне все
это очень понятно. Я был четвертый в семье,
послевоенный период, небогато жил народ.
Я все время от старших братьев что-то
ушивал, подшивал и даже считаю это правильным. А когда сейчас мы балуем детей,
то это сказывается на них отрицательно.
Я вспоминаю свое детство, когда в школе
учился, пятый-шестой класс, у меня умер
отец. Он был инвалидом II группы, и в 1965
году – первый раз праздновали День Победы
широко – стали готовить ветеранов к празднику. Моего отца положили на операцию,
хотя он и не хотел: у него были осколки в
голове у правого глаза, были боли. Он причастился и рано утром поехал в институт
МОНИКИ (Московский областной научноисследовательский клинический институт –
прим. ред.). Там на операционном столе и
скончался. Мне потом было очень грустно,
казалось, что никому теперь не нужен.
И вот к 1 сентября старший брат приезжает
и привозит мне костюм – брючки и пиджачок. И у меня по сей день в глазах стоит,
как разворачивают бумагу, как она шуршит.
Мне? Костюм купили?! Для меня это олицетворение доброты от старшего брата. <…>
Надо сказать, что у нас, слава Богу,
четыре православные гимназии: Тюменская,
Тобольская, Ялуторовская, Ишимская. Тюменская гимназия отпраздновала 25-летие,
а Тобольской 30 лет – это уже что-то значит.
Тюменская гимназия находится в четырех
зданиях, и сейчас решается вопрос о строительстве гимназического комплекса…
Надо сказать, что и в обычных школах
родителям нужно обратить внимание, что
ребенок изучает. Родителям нынешних
третьеклассников предстоит выбор модуля
предмета, который их ребенок будет изучать
в четвертом классе. И мы призываем православных выбрать модуль «Основы православной культуры», в апреле-мае прийти в
школу и подать заявление о выборе этого
предмета для своего ребенка. <…>
П.Г.: Владыка, вы также были еще в некоторых храмах – например, в храме в честь
иконы Богородицы «Утоли моя печали». Там
тоже есть одно из зданий Тюменской православной гимназии.
М.Д.: Удивительная гимназия, очень
уютная, с первого по четвертый класс.
Счастливые родители, счастливые дети, которые попадут в нашу гимназию в Тарманах.
Я храню добрую память об Олеге Чемезове,
который строил этот духовный центр – иначе
и не скажешь – и храм, и гимназию.
П.Г.: Также вы посещали храм Серафима
Саровского, там был престольный праздник
15 января. Храм находится на Казачьих
лугах, там стоит памятник сибирским казакам-первопроходцам.
М.Д.: Надо сказать, что казачество – это
та сила, которая сохранила Россию, это труженики и защитники. Они вместе с другими
служилыми людьми прошли всю Сибирь до
Тихого океана за относительно небольшой
период времени. И тобольские архиереи
благословляли и помогали этому шествию.
Местные народы получили свою письменность на основе кириллицы.
И сейчас казаки участвуют в специальной
военной операции, настоятель храма отец
Владимир Язов ездит туда в командировки,
а это небезопасно… Надо признать, что
и Церковь несет потери, есть и погибшие
священники. Есть утраты и среди выпускников нашей семинарии, и духовного училища,
которые тоже пошли туда по зову сердца.
У нас каждую субботу во всех храмах служатся
панихиды о павших воинах, а также молитвы
о стране, о воинстве и даровании победы.
П.Г.: Вот уже три года СВО идет, хотя
поначалу казалось, что все можно решить
быстро, но оказалось не так просто…
М.Д.: Я слышал как-то слова верховного
главнокомандующего: «Наша цель не территория, наша цель – пресечь зло, сохраняя,
насколько возможно, наших воинов». На
Украине же чистый фашизм, нацизм. Если
бы не Россия, это зло могло бы разрастись
до очень больших масштабов. Ну и весь Запад им помогает. Но задумайтесь: чтобы на
это пойти, они сначала начали веру менять.
В Стамбуле получили какую-то незаконную
с канонической точки зрения бумажку – это
вторжение в самостоятельную автокефальную церковь, с отменой 400-летних документов, это уже какое-то пиратство.
П.Г.: А правда или нет, что греки ревнуют: у нас большое и в значительной степени
православное государство, а греки свою Византию потеряли когда-то, и сейчас большой
страны у них нет. Даже нынешняя Греция
получила свободу от Османской империи,
потому что мы постоянно воевали с турками,
во многом заступаясь за них.
М.Д.: Ну конечно. И вообще все православные народы должны помнить подвиг
России. Они почти 400 лет были под османами, а сейчас многие забыли. И в мировых
войнах некоторые были против нас.
П.Г.: Владыка, вы уже вспоминали про
своего отца Михаила Герасимовича Капалина. А еще у вас был дедушка Герасим,
который получил ранение на Дальнем Востоке в 1905 г. в русско-японскую войну. А
кем они были на войне и в мирной жизни?
М.Д.: Отец был разведчик, за «языком»
ходил. А дедушка Герасим ранение получил,
он служил на железной дороге в ПортАртуре. Ему оторвало ногу, у нас даже есть
документ, что он за ранение получил то ли
100, то ли 200 рублей – тогда это большие
деньги были. Я его не застал, он еще до
войны умер, а я в 1952-м родился. Но по
рассказам отца я кое-что знаю. Дедушка
тогда, еще в царское время, на деньги за
потерю ноги купил ручной ткацкий станок,
и, живя в Подмосковье, а дети в основном
уже в городе жили, он выращивал лен, заготавливал, а потом делал льняную ткань,
возил продавать в Москву. У него лошадь
была, корова, и его раскулачили – человека
без одной ноги!
Отец мой тогда уже переехал поближе к
городу и устроился на авиационный завод,
ему дали землю, и он построил дом. Это
было в 1936 году в Удельной. И вот, спасаясь
от раскулачивания, дедушка туда переехал
инкогнито, не оформлялся, пенсии не получал. Его сами местные власти предупредили,
что приедет тройка вас раскулачивать, и он
быстро уехал. Они храм построили, я был
там в Большое Гридино: вот здесь Капалины
жили – тут теперь почта, а это Капалиных
был дом. Мы нашли и дом дедушки – там
сейчас люди живут. Обычный дом – пятистенок. Дедушка успел тогда забрать только
иконы. Я удивлялся: у нас были дома такие
хорошие старинные иконы, почти все в серебряных ризах. Пианино даже у них было –
вот тебе и «деревня»! Они крестьяне все
были. Родовая связь у них была с Рязанью
и с Москвой.
П.Г.: В интернете на сайте «Память народа» есть информация, что у вашего отца
был орден Отечественной войны, в 1944 году
ему дали. Также он числился среди раненых,
сведения о супруге, о сыне есть, но данных
о боевом пути почти нет.
М.Д.: Папа был разведчиком, их забрасывали в тыл врага. И когда они возвращались, видимо, уклонились от маршрута
и нарвались на минное поле. Взорвалась
мина (возможно, они ползком пробирались и
щупом искали мины), и осколок пробил глаз
и остался в голове. Так он и был с одним
глазом. Потом стеклянный сделали, но веки
не моргали. Отец все равно не был списан
в запас, служил, но в тыловых частях. А
домой только в 1945–46-м вернулся… Отец
всегда молился за свой отряд, потому что
после ранения он был без сознания, но его
не бросили. С риском для себя они его дотащили. Вообще, как он спасся – это чудо!
П.Г.: Владыка, сейчас духовенство нашей епархии сотрудничает с вооруженными
силами?
М.Д.: Сотрудничает, но надо больше.
Сейчас как хорошо стало: многие тюменские ребята, перед тем как ехать на СВО,
приезжают в Абалак и там дня два живут.
Попросили себе икону Абалакскую, мы написали, передали. Потом от командования
пришло письмо, чтобы мы подтвердили
передачу иконы и чтобы их подразделению
было присвоено покровительство Абалакского
образа Божией Матери. Там много ребят
из Тюмени. Мы обратились к Святейшему
Патриарху Кириллу, и через Министерство
обороны такое разрешение было дано.
Кстати, скажу, что Абалакская икона
теперь облетает вокруг Земли на международной космической станции. Помните, когда
была там пробоина, космонавты приехали
молиться в Абалак, попросили икону. Святейший благословил дать икону, мы написали.
Я ездил на старт, когда космонавты улетали. Они слетали благополучно и вернулись.
И сейчас икона наша находится на МКС.
Желаю всем нашим радиослушателям
(и читателям – прим. ред.) помощи Божией. Помните о наших святых и святынях и
заботьтесь о своих детях, чтобы они были
духовно просвещены.
Набор текста:
протоиерей Григорий МАНСУРОВ
|