Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные о Господе братия и сестры,
с завтрашнего дня мы вступаем в великий
подвиг святого поста. Чем и как лучше
всего начать этот великий подвиг? Святая
Церковь напутствует нас на святое поприще
поста и покаяния евангельскою заповедью
о примирении со всеми братиями нашими
во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами.
«Аще бо отпущаете человеком согрешения
их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, –
говорит Сам Господь в чтенном ныне
Евангелии, – аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит
вам согрешений ваших» (Мф. 6:14, 15).
Это – первое и необходимое условие
примирения нашего с Богом, очищения и
оправдания от грехов.
Без этого всесердечного примирения со
всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя
приступить к Господу, нельзя и
начинать самого поприща поста
и покаяния. Почему? Потому, вопервых, что Сам Господь Бог наш
есть Бог мира, а не нестроения
(см.: 1 Кор. 14:33). Как же можно
явиться пред лице Его тому, кто в
сердце питает вражду и злобу, кто
не имеет мира, любви и святыни
со всеми? «Мир имейте и святыню
со всеми, без чего никто не увидит
Господа» (ср.: Евр. 12:14).
Во-вторых, потому, что Царство
Божие – светлое общество сынов
Божиих. Святое семейство Отца
Небесного есть царство мира, любви и единодушия, царство благости,
милосердия, кротости, смирения и долготерпения; может ли принадлежать к нему
тот, кто таит в сердце своем огорчение,
досаду и злопамятство на брата своего,
кто не имеет единодушия и мира со своими
ближними – сонаследниками этого Царства?
Мир есть высшее благо, которое Господь
Иисус Христос завещал как драгоценное
наследие Своим ученикам, когда отходил от
них на страдание: «Мир оставляю вам, мир
Мой даю вам» (Ин. 14:27). Мир есть высшее
счастье, которое Он прежде всего преподал
друзьям Своим, приветствуя их по Своем
Воскресении из мертвых, став посреди их
и глаголя им: «Мир вам!» (Ин. 20:19).
Кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает
себя и вечного наследия – Царства Божия,
которое Господь завещал любящим Его.
Мир есть благодатный дар Духа Святаго,
и потому присутствие или отсутствие его
в сердце человека свидетельствует о том,
кто обитает в нем: Дух ли Божий или дух
лукавый. И как сей последний есть по преимуществу дух злобы и вражды, то и место
человеку, питающему злобу и недоброжелательство к брату своему, не в Царстве
мира, а со всеми духами отверженными.
Очевидно, что без искреннего всесердечного примирения со всеми братиями
нашими во Христе благодатное поприще
святого поста пройдет для нас бесплодно,
хотя бы и старались мы провести пост по
правилам церковного устава. Что пользы
будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом
и строптивостью съедаем души и сердца
своих ближних; когда, боясь осквернить
уста какою-нибудь запрещенной снедью,
не боимся, однако, того, что из этих же
уст продолжают исходить, как смрадный
дым из печи, слова осуждения, клеветы и
злословия, насмешки язвительные, полные
заразы и соблазна душевного.
«Не таковаго поста Аз избрах, – говорит Господь через пророка Исаию, – но
разрешите всякий союз неправды, отымите
лукавства от душ ваших, престаните от
лукавств ваших, научитеся добро творити»
(ср.: Ис. 58:6; 1:16-17). Не только никакой
пост, но и самый мученический подвиг не
заменит истинной любви к ближнему, той
любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не
гордится, не бесчинствует, не раздражается,
не мыслит зла, но всех любит и все терпит»
(ср.: 1 Кор. 13:4-7).
Если мы будем приходить в храм на
молитву не с примиренным сердцем, то что
тогда мы услышим от Господа? «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете
на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил
вам согрешения ваши» (Мк. 11:25).
Иначе что пользы от молитвы, когда
теми же устами, которыми прославляем
Господа, проклинаем своего брата, когда
называем Бога своим Отцом, а ближних
наших, которых Отец Небесный назвал
Своими чадами, злословим, ненавидим и
смущаем злопамятством? Что пользы в
молитве, когда по внешности себя смиряем,
называя последними, а внутренне говорим,
подобно фарисею: «Не таков, как прочие
люди, хищницы, прелюбодеи или же как
сей мытарь» (ср.: Лк. 18:11); когда устами
произносим молитву преподобного Ефрема
Сирина: «Даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего», – а на деле
ставим себя неумолимыми судьями всех и
всего, замечаем сучок в глазу брата своего,
не замечая бревна в своем глазу?
О таких молитвенниках Господь давно
уже сказал чрез Пророка: «Приближаются
ко Мне люди сии и устами своими почитают
Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня,
напрасно почитают Меня» (ср.: Ис. 29:13).
И Сам в Святом Евангелии Своем изрек:
«Не всякий, говорящий Мне: “Господи!
Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца
Моего Небесного» (Мф. 7:21).
Что пользы, наконец, если мы
будем и каяться пред Престолом
Божиим, испрашивая прощение
своих грехов, но – с ожесточенным
сердцем, сами не простив ближнему и не примирившись с ним?
«Если вы будете прощать людям
согрешения их, – говорит Господь, –
то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать
людям согрешения их, то и Отец
ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (ср.: Мф. 6:14-15).
Что пользы от покаяния, когда
некоторые падают ниц в храме,
прося прощения грехов, а выйдя из
храма, готовы преследовать ближних своих, устами приносят покаяние, а в сердце
таят злобу и мщение? Просят прощения у
Господа, не смирив своей гордости, не поправ своего самолюбия и тщеславия и не
испросив прощения у оскорбленного брата
своего!
Кто хочет, чтобы раскаяние его было
принято как благоприятная Богу жертва,
тот должен не только простить согрешения
ближнему своему от всего сердца, так,
чтобы и не вспоминать их, но должен еще
постараться расположить и ближнего сего
к такому же прощению, сделать его из
врага своим братом, единодушным и единомысленным с собою. Без этого сколько
бы на исповеди ни разрешал нас духовник,
связанный враждою дух наш не разрешится
и Отец Небесный не отпустит нам нашего
согрешения.
Господь говорит: «Если ты принесешь
дар твой к жертвеннику и там вспомнишь,
что брат твой имеет что-нибудь против
тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом
твоим, и тогда приди и принеси дар твой»
(Мф. 5:23-24).
Если мы дерзнем приступить к Таинству
Святого Причащения, к Жертве, которая
принесена преимущественно по любви
Единородного Сына Божия к человеческому
роду, без истинной любви друг ко другу, то
не будет ли это оскорблением высочайшей
любви Божией? Имея дух злобы, мщения,
вражды к ближним, мы попираем Святыню
и Кровь Господа вменяем ни во что.
Дорогие братия и сестры, древние
христиане имели добрый и благочестивый
обычай в настоящее, Прощеное, воскресенье испрашивать друг у друга прощения.
Последуем сему доброму обычаю по зову
нашей матери Церкви и мы и попросим
прощения друг у друга, особенно же у тех,
кого чем-либо оскорбили. По немощи нашей природы, по обстоятельствам жизни в
наших условиях неизбежны столкновения,
огорчения, а потому и постараемся чрез
взаимное прощение смягчить наши души и
взаимные отношения.
Некогда в Киево-Печерской обители
жили два инока, связанные тесными узами
взаимной любви и дружбы. По зависти
диавола эта дружба между ними пропала,
а воцарились взамен ее такие вражда и
ненависть, что они и смотреть не хотели
друг на друга: в церкви один другого не
кадили, а проходили мимо.
Но вот один из них, пресвитер Тит, тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти,
через посланных стал просить прощения у
своего брата – диакона Евагрия, однако
тот ничего не хотел слышать. Тогда его насильно привели к постели умирающего. Тит
приподнялся с постели и сказал: «Прости
меня, брат мой, может быть, чем-нибудь я
как человек оскорбил тебя». Но Евагрий
отвечал: «Не прощу тебя ни в сей, ни в Будущей Жизни». И с этими словами он упал
замертво, причем братия не смогли даже
ни согнуть рук его, ни выпрямить рта, так
скоро тело его одеревенело. Тит же тотчас
встал здоровым. И на вопрос братии, как
это событие произошло, ответил, что когда
Евагрий сказал такие слова, то Ангел Господень поразил несчастного, а его, Тита,
поднял с одра болезни.
Итак, дорогие братия и сестры, простим
всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще святого
поста, прося оставления согрешений наших
у Господа. Будем при этом всегда помнить
слова святого апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со
всеми людьми... и Бог любви и мира будет
с вами» (Рим. 12, 18; 2 Кор. 13:11). Аминь.
Архимандит Кирилл (ПАВЛОВ),
1963 г.
|