ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

Хроника июня 2006 г.

Оглашение.

Странное, непривычное, пугающее для современного уха слово "оглашение". Когда священник, или кто-либо из работающих в храме говорит: "Перед крещением нужно обязательно пройти оглашение", большинство людей пугаются и, как правило, не приходят. Что же страшного в этом слове? Что так пугает людей?

Само слово "огласить" очень древнее и буквально означает "научить", т.е. объяснить, рассказать. Сам Господь в Евангелии сказал: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28, 19). В древности оглашение могло длиться очень долго. Некоторые учились по три года, другие немного меньше. Они постоянно присутствовали на службе, узнавали христианское учение. С тех пор у нас сохранилась на литургии ектения об оглашенных и возглас "Оглашенные изыдите", поскольку непросвещенные еще светом Истины, а, попросту говоря, некрещеные, не могут участвовать в богослужении наравне с крещеными.

Но может людей пугает не слово, а то, что их будут учить? Возможно, они не хотят пожертвовать своим временем на беседы? Отчасти и это присутствует. Но именно поэтому беседы перед крещением обязательно нужно проводить. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда большинство людей считают себя крещеными, православными, даже многие в храм заходят, чтобы свечки поставить, но членами Церкви себя не считают. Церковь сама по себе, а они сами по себе. Вот с такими людьми и нужно проводить беседы, чтобы они почувствовали нужность и необходимость Церкви в своей жизни.

В нашем храме св. Семи Отроков Ефесских г. Тобольска мы в течение нескольких лет пытались найти самую оптимальную форму проведения бесед с крещаемыми. Конечно, в разных условиях и разных приходах вопрос этот может решаться по-разному, но главное, чтобы он решался. У нас каждую субботу после литургии проводятся беседы с теми, кто хочет креститься, родителями и крестными. Главная цель этих бесед - дать общее представление о Православии, предостеречь от многочисленных сект, рассказать о нормах поведения в храме. Мы стараемся объяснить, что главным в Церкви является не крещение, и даже не то, чтобы свечку поставить, а главное, для чего существует Церковь и для чего она была основана, - это возможность принять Причастие.

А вот здесь уже нужно остановиться подробнее. "Причастник" - это человек, который стал частью чего-то, или, точнее, Кого-то. Частью Самого Христа. Под видом хлеба и вина мы принимаем в себя Тело и Кровь Самого Господа. Мы становимся с Ним здесь одной частью и потому надеемся на это и в вечной жизни. Сам Господь сказал: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную" (Ин. 6, 54). Это чудо совершается каждый раз на Божественной Литургии. Поэтому самым тяжелым наказанием в Православной Церкви всегда считалось отлучение от Причастия. Без Причастия нет смысла в крещении.

Правда, возникает вопрос: а почему именно Православная церковь? Ведь баптисты тоже причащают? И многие другие "конфессии" также претендуют на истину? Для ответа на этот вопрос нужно просто знать историю христианства.

Христос был один, не было много Христов, и Церковь, которую Он основал, тоже была одна. И Истина, которую Он принес в мир тоже одна. В таком случае можно сделать логичный вывод, что эта Церковь, которая содержит Истину, должна и сейчас быть одна. Значит все остальные Истину не содержат и, говоря проще, лгут. Но что же это за Церковь? В нашем Символе веры есть важные слова: "Верую во единую, соборную и апостольскую церковь". Вот то, что церковь должна быть апостольской и есть один из главных критериев ее истинности. Что это значит? Любого православного священника рукоположил епископ, того рукоположили другие два-три епископа, тех третьи. И так мы дойдем до апостолов и самого Христа. Возьмем теперь любого сектантского проповедника, пастора и т.п. Кто их поставил? Скажут: тот-то, а того кто? А никто - сам себя провозгласил. Сообщество, не имеющее апостольского преемства, не может содержать Истину. И никакие священнодействия, совершаемые в нем, не являются спасительными.

Конечно, человек, вступающий в Православную церковь, должен понимать эти самые простые вещи. Тогда у него не возникнет вопрос: зачем ходить в церковь, зачем исповедоваться и Причащаться.

После беседы об этих основных моментах мы обычно объясняем, что человек, который хочет стать крестным должен сам иметь хоть какое-то представление о церковной жизни. Никто не доверит учить своего ребенка музыке человеку, который сам смутно имеет представление о нотах. Поэтому крестные, взрослые, которые хотят сами креститься и родители детей должны обязательно перед крещением поисповедоваться. Обычно это удобно сделать вечером в субботу, во время вечернего богослужения. Таким образом, достигается сразу две цели: человек, часто впервые, присутствует на вечернем богослужении и, также часто впервые, исповедуется.

Крещение мы обычно назначаем на вечер пятницы или на тот день, который наиболее удобен. Поэтому в заключительной части беседы мы рассказываем, что нужно с собой принести, что выучить, во сколько и куда прийти.

К этой схеме мы пришли не сразу. Было время, когда проводили по две и по три беседы. Но мы решили, что неважно, сколько будет бесед. Важно, чтобы они оказали нужное воздействие. Одна беседа общая и одна личная, на исповеди, - минимум, которого мы стараемся придерживаться.

Меня справедливо спросят: а какие плоды ваших бесед? Это тоже важный вопрос. Можно уже констатировать факт, что 90% крестившихся на следующий день (в субботу) или в воскресенье причащаются. Это большое достижение, поскольку раньше столько же процентов считали необязательным причащаться. Оставшиеся 10% - это те, кто приезжали из деревень и физически не смогли приехать причаститься.

А вот с регулярным посещением храма после крещения картина другая - большинство даже из тех, кто начал регулярно ходить, со временем перестают. Суета затягивает. Но маленький опыт духовной жизни они все-таки получили. Это наши "потенциальные прихожане". Наступит время, и они придут. Ведь они знают куда идти.


Иерей Вадим Базылев,
благочинный Тобольского округа,
клирик храма Семи Отроков Ефесских г. Тобольска

Назад

Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок
Сибирская Православная газета, 2024 г.